Registr.by

4

С целью совершенствования порядка регистрации, налогообложения, использования иностранной безвозмездной помощи принят Декрет Президента Республики Беларусь от 25 мая 2020 г. № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее — Декрет № 3).

Декретом № 3 установлены цели использования полученной помощи, определен порядок ее регистрации, налогообложения и урегулированы другие вопросы, связанные с получением и использованием иностранной безвозмездной помощи.

Также признан утратившим силу Декрет Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее — Декрет № 5), ранее регулировавший порядок предоставления иностранной безвозмездной помощи.

В приложении к Декрету № 3 приведен перечень используемых терминов и их определений.

Майя ЯРОШ,

экономист

Государство окажет поддержку нанимателям

28 мая 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан» (далее — Указ № 178).

Целью принятия Указа № 178 является минимизация влияния на экономику Республики Беларусь мировой эпидемиологической ситуации и обеспечение социальной стабильности.

Указом № 178:

•установлено право организаций на получение субсидии для осуществления доплат работникам и уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — ФСЗН);

•продлен период предоставления государственной адресной социальной помощи гражданам.

Указ вступил в силу 31 мая 2020 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 мая 2020 г.

Майя ЯРОШ,

экономист

Налоговый учет расходов в связи с распространением коронавируса: разъяснения МНС и Минфина

Произведенные организацией расходы могут учитываться при налогообложении прибыли в составе затрат, во внереализационных расходах либо могут относиться к затратам, не учитываемым при налогообложении.

Затратами, учитываемыми при налогообложении прибыли, признаются экономически обоснованные затраты, отраженные в бухгалтерском учете организации (п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее — НК).

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

•затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

•нормируемые затраты.

Затраты по производству и реализации — это стоимость использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК).

Майя ЯРОШ,

экономист

Временный перевод к другому нанимателю в соответствии с Указом № 143

Пункт 14 Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» (далее — Указ № 143), принятого в целях минимизации влияния на экономику страны мировой эпидемической ситуации, предоставляет нанимателям право производить временный перевод работников, в том числе к другому нанимателю в связи с производственной необходимостью, вызванной неблагоприятным воздействием эпидемической ситуации на деятельность нанимателя, без согласия работника на срок до 3 месяцев. По соглашению сторон срок такого перевода может быть увеличен.

Рассмотрим алгоритм действий нанимателя при переводе работника к другому нанимателю.

Кроме конкретных обстоятельств, порождающих производственную необходимость и перечисленных в ч. 2-й ст. 33 Трудового кодекса Республики Беларусь, п. 14 Указа № 143 предусматривает новое обстоятельство — неблагоприятное воздействие эпидемической ситуации на деятельность нанимателя. При этом наниматель имеет право, но не обязан производить временный перевод, в том числе к другому нанимателю в связи с производственной необходимостью, вызванной неблагоприятным воздействием эпидемической ситуации на деятельность нанимателя.

Александр ШЕВЦОВ,

юрист

Охрана труда: фронтальные изменения

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 мая 2020 г. № 306 внесены изменения в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь, касающиеся вопросов охраны труда. Документ принят во исполнение Закона Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 274-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (далее — Закон № 274-З), который вступает в силу с 28 июня 2020 г.

Сделаем краткий обзор наиболее важных, на наш взгляд, изменений, касающихся в той или иной степени субъектов хозяйствования (работодателей). 

Николай КУЛЕВСКИЙ,

юрист

Внештатные пожарные формирования: определен порядок создания и деятельности

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 мая 2020 г. № 296 (далее — постановление № 296) утверждено Положение о порядке создания и деятельности внештатных пожарных формирований (далее — Положение).

Напомним, что Законом Республики Беларусь от 11 ноября 2019 г. № 251-З в Закон Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. № 2403-XII «О пожарной безопасности» (далее — Закон о пожарной безопасности) внесены многочисленные изменения, которые вступили в силу 24 мая 2020 г., в том числе Закон о пожарной безопасности дополнен разделом IV «Внештатные и добровольные пожарные формирования. Добровольные пожарные организации». Установлено, в частности, что внештатные пожарные формирования создаются в целях обеспечения пожарной безопасности, участия в предупреждении и тушении пожаров (ст. 25).

Александр ГОРБАЧ,

юрист

Государство окажет нанимателям поддержку

В целях минимизации влияния на экономику Республики Беларусь мировой эпидемической ситуации и обеспечения социальной стабильности Президент Республики Беларусь подписал Указ от 28 мая 2020 г. № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан» (далее — Указ № 178).

Документ, в частности, предоставляет организациям (за исключением бюджетных организаций и организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) право на получение субсидии из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — субсидия и бюджет фонда соответственно) для осуществления:

•доплат работникам, не работающим в период с 1 мая по 31 июля 2020 г. в связи с простоем не по вине работника, а также работникам, которым установлено в этом периоде неполное рабочее время по инициативе нанимателя (далее — работники), до величины минимальной заработной платы (МЗП);

•уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда, исчисленных из размера доплат работникам.

Николай КУЛЕВСКИЙ,

юрист

Новые условия предоставления и возврата кредитов: рассчитываем показатели долговой нагрузки и обеспеченности кредита

В Беларуси совершенствуются отдельные подходы к предоставлению банками кредитов физическим лицам, в частности нормы, касающиеся расчета показателя долговой нагрузки (ПДН) и показателя обеспеченности кредита (ПОК). Теперь подходы к расчету данных показателей, а также их допустимые значения изложены в новом документе.

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 марта 2020 г. № 99 внесены изменения в Инструкцию о порядке предоставления денежных средств в форме кредита и их возврата (погашения), утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2018 г. № 149 (далее — Инструкция № 99, Инструкция № 149 соответственно). Одновременно с этим принято постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 марта 2020 г. № 100 «О расчете показателей долговой нагрузки и обеспеченности кредита».

Александр ДУДКИН,

советник ЗАО «БСБ Банк», старший преподаватель Института бизнеса БГУ

Регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях пандемии

В условиях распространения инфекции, вызванной COVID-19, государствами принимаются необходимые меры, направленные на предотвращение завоза вируса в страну и распространения, на обеспечение потребностей населения, создание необходимых условий для субъектов хозяйствования. Для этого издаются необходимые нормативные правовые акты, в том числе устанавливающие особенности осуществления внешнеэкономической деятельности. Не является исключением и наша страна. Учитывая то, что Беларусь входит в межгосударственное образование — Евразийский экономический союз, эти меры приняты не только на уровне национального законодательства, но и путем издания актов, составляющих как право ЕАЭС, так и законодательство Республики Беларусь.

Александр МИХАЙЛОВ,

специалист таможенного декларирования

И по арестованным счетам можно будет проводить операции

С 1 августа 2020 г. будут усовершенствованы отношения при приостановлении операций по счетам и наложении ареста на денежные средства юридических и физических лиц. В частности, будет разрешено вне очереди и без ограничения размера проводить платежи, необходимые для осуществления экономической деятельности предприятия (чтобы не допустить его остановку).

Президент Беларуси Александр Лукашенко 29 апреля 2020 г. подписал Указ № 150 «О расходных операциях» (далее — Указ № 150).

Согласно официальному комментарию Указом № 150 расширен перечень операций, которые могут быть проведены по приостановленным (арестованным) счетам. Перечень дополнен выплатами работнику при увольнении, удержанными из заработной платы по письменному заявлению работника (профсоюзные взносы, кредиты и др.), а также обязательными страховыми взносами, взносами на профессиональное пенсионное страхование.

Стефания КОЗЛОВСКАЯ

Предоставление банком займа в иностранной валюте резиденту

Возможность предоставления банком именно займа, а не только кредита подтверждается актами валютного законодательства. Однако есть некоторые ограничения.

Нормами Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. № 137, а также Планом счетов бухгалтерского учета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, открытом акционерном обществе «Банк развития Республики Беларусь», утвержденным постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 августа 2013 г. № 506, подтверждается возможность предоставления банком именно займа, а не кредита.

Рассмотрим, вправе ли банк Республики Беларусь предоставить юридическому лицу — резиденту заем в иностранной валюте.

Захар ДЕНИСОВ

Работа с документами при переходе организации на удаленную работу

Пандемия коронавируса вынудила многие компании оперативно переводить своих работников на удаленную работу и перестраивать все бизнес-процессы. Одной из задач, которую приходится решать, является перестройка работы с документами в организации. Особую актуальность это имеет для организаций, где отсутствуют системы электронного документооборота (далее — СЭД) с возможностью обеспечения к ней удаленного доступа (с помощью веб-интерфейса).

В рамках данной статьи рассмотрим возможности применения документов в электронном виде (электронных документов) при переходе организации на удаленную работу.

Общие требования к документам в электронном виде (электронным документам)

Напомним, что документ в электронном виде — это документ, информация которого представлена в цифровой форме и может являться единым файлом либо совокупностью файлов (объектов хранения) и при необходимости содержать контрольные характеристики. Основное отличие документа в электронном виде от электронного документа — обязательное наличие у последнего возможности подтверждения подлинности и целостности сертифицированными средствами электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП).

Дмитрий ВАРНАШОВ,

научный сотрудник отдела документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»

Составляем акты

В законодательстве понятие «акт» используется для определения группы документов, которые имеют юридическое значение. Например, законодательные акты, акты законодательства, нормативные правовые акты, акты гражданского состояния и др. В таких случаях термин «акт» выступает как родовое понятие.

В рамках данной статьи рассмотрим акт как вид документов, которые применяются в делопроизводстве организаций.

В делопроизводстве акт — это документ, составляемый комиссией (уполномоченными лицами или должностным лицом), подтверждающий установленные факты (акты проверок, инвентаризации, несчастных случаев, приема-передачи материальных ценностей и др.) (п. 111 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4).

Инна ДОРОФЕЙЧУК,

юрист

Справочная информация

Обновлены следующие показатели «Бизнес-справки»:

•индекс потребительских цен на май 2020 года;

•размеры удержаний с нанимателей средств для своевременной выплаты заработной платы с 10 июня 2020 г.;

•порядок индексации доходов населения за май 2020 года.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.