Мониторинг аналитики за 18 24 января 2020 г.

Изменения в порядке осуществления операций по счетам в банке

C 1 января 2020 г. вступили в силу Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2018 г. № 414 «О совершенствовании безналичных расчетов» и постановление Совета Министров, Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2019 г. № 432/11 «Об автоматизированной информационной системе исполнения денежных обязательств», которые определяют порядок взыскания в бесспорном порядке денежных средств со счетов плательщика и осуществления платежей в бюджет.

В связи со вступлением в силу вышеназванных законодательных актов обращаем внимание на следующие основные изменения в порядок осуществления операций по счетам в банке:

с 1 января 2020 г. отменяется ведение в банках картотеки по учету расчетных документов, не оплаченных в срок;

3 января 2020 г. (первый банковский день года) расчетные документы, находящиеся в картотеке к вашим счетам в банке, будут изъяты.

При этом:

платежные требования, выставленные к вашим счетам взыскателем уполномоченным государственным органом (органы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, ФСЗН, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, органы принудительного исполнения и прочие), будут возвращены без исполнения взыскателям с последующим их размещением государственными органами в Автоматизированной информационной системе исполнения денежных обязательств (далее АИС ИДО);

платежные требования, выставленные к вашим счетам взыскателем косвенным участником АИС ИДО (субъектами хозяйствования на основании исполнительных документов), будут направлены банком в АИС ИДО в электронном виде. Оригиналы исполнительных документов на бумажном носителе будут возвращены взыскателю через обслуживающий банк;

платежные поручения по платежам в бюджет, помещенные вами в картотеку, будут направлены банком в АИС ИДО.

АИС ИДО ведет учет неисполненных денежных обязательств плательщика в разрезе УНП.

<...>

Александра РАКИТИНА,
экономист

Начисление амортизации ОС при УСН

Вопрос. Какие способы начисления амортизации основных средств может использовать организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, ведущая учет в книге учета доходов и расходов?

Ответ. Налог при упрощенной системе налогообложения заменяет для организаций, применяющих упрощенную систему, налог на недвижимость, если иное не установлено подп. 1.1.3 п. 1 ст. 326 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК).

Сохраняется общий порядок исчисления и уплаты налога на недвижимость:

по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, сданным в аренду (переданным в финансовую аренду (лизинг), предоставленным в иное возмездное или безвозмездное пользование;

по всем объектам обложения этим налогом организациями, у которых общая площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, а также в пользовании в случаях, указанных в ч. 1-й п. 1 и п. 4 ст. 226 НК, и капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, указанных как объект обложения налогом на недвижимость в подп. 1.5 п. 1 ст. 227 НК, превышает 1 000 квадратных метров.

Для этого необходимо вести учет соответствующего имущества с целью определения налоговой базы налога на недвижимость.

При использовании методов начисления амортизации следует руководствоваться п. 37, 41, 46 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6.

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»

Начисление амортизации до ввода объекта лизинга в эксплуатацию

Вопрос. Вновь зарегистрированная организация на основании договоров лизинга приобретает оборудование, которое не эксплуатируется до начала осуществления производственной деятельности организации. По данному оборудованию договором лизинга предусмотрено начисление амортизации до ввода объекта лизинга в эксплуатацию. Также организация несет расходы по уплате арендной платы и коммунальных платежей по помещениям до начала осуществления производственной деятельности организации.

Каким образом данные расходы отражаются в бухгалтерском учете и учитываются при налогообложении прибыли? Верно ли, что до момента начала эксплуатации амортизация по оборудованию, приобретенному на основании договоров лизинга, не начисляется?

Ответ. Если активы приняты к бухгалтерскому учету в составе основных средств, но их фактическая эксплуатация не начата по причинам производственного и иного характера, начисление амортизации линейным и нелинейным способами начинается с месяца, следующего за месяцем начала их фактической эксплуатации, в соответствии с назначением их использования в данной организации. При этом течение срока полезного использования, установленного при приобретении указанных объектов, также начинается с месяца, следующего за месяцем начала их фактической эксплуатации (п. 34 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»

Лизинг: организация сделки, учет и налогообложение

В настоящем издании подробно изложены вопросы организации и документального оформления лизинговой сделки, а также порядок учета поступления предметов лизинга, расчет лизинговых платежей, страхование и ремонт, возврат и выкуп, передача имущества по соглашению о перенайме, налогообложение лизинговых сделок, порядок отражения лизинговых операций в бухгалтерском учете лизингодателя и лизингополучателя.

Это незаменимое пособие для практикующих бухгалтеров, аудиторов, налоговых консультантов, руководителей организаций, а также для студентов экономических вузов и тех, кто самостоятельно изучает экономические процессы и современные подходы к техническому перевооружению предприятий и обновлению основных средств с использованием такого инструмента, как лизинг.

Введение

Лизинг является многоплановым явлением экономической жизни. Он содержит в себе отношения аренды, но только с переходом права собственности на имущество к предприятию по окончании срока лизинга. Организация не просто платит за пользование имуществом, как при аренде, а может выкупить его в собственность. Лизинг напоминает покупку в рассрочку, но только при этом финансирование предоставляется на длительный период времени, что позволяет организации не замораживать оборотные средства, а использовать для развития бизнеса.

Лизинг содержит элементы банковского кредита, но с отнесением предприятием лизинговых платежей в состав инвестиционных расходов, участвующих в налогообложении полностью, а не только в размере процентной ставки, как при инвестиционном кредитовании. Предприятия получают долгосрочное финансирование с налоговыми преимуществами. Лизинг совмещает в себе преимущества аренды, рассрочки и кредита, при этом является наиболее простым и выгодным способом приобретения оборудования.

Предлагаемое издание состоит из пяти разделов, в которых изложены не только теоретические аспекты и понятия лизинга, но и порядок бухгалтерского учета и налогообложения лизинговых операций.

В первом разделе рассмотрены виды и функции лизинга, а также проанализированы преимущества лизинговых сделок по сравнению с другими формами инвестирования.

<...>

И. Н. Бурцева, Д. А. Лапченко
Книга «Лизинг: организация сделки, учет и налогообложение»
Издатель ООО «Издательство «Регистр», Минск, 2019 г.

Учет недостач и излишков при проведении инвентаризации

Инвентаризация это проверка наличия имущества организации и состояния ее финансовых обязательств на определенную дату путем сличения фактических данных с данными бухгалтерского учета. Это основной способ фактического контроля над сохранностью имущественных ценностей и средств.

Единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете определен Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 (далее Инструкция № 180). Так, в ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в том числе неучтенных) путем сопоставления с данными бухгалтерского учета, проверки достоверности сумм дебиторской и кредиторской задолженности, выявление неучтенных или неиспользуемых активов с целью их постановки на учет или последующего списания или реализации и др. (п. 3 Инструкции № 180).

Инвентаризации подлежат не только активы и обязательства организации, числящиеся в бухгалтерском учете, находящиеся на балансе и хранящиеся непосредственно на складах организации, но также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.) независимо от их местонахождения.

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор

Обзор изменений в МСФО применительно к составлению годового отчета за 2019 год

МСФО (IFRS) 16 «АРЕНДА»

Ежегодные усовершенствования МСФО, период 2015 2017 гг.:

поправки к МСФО (IAS) 28 «Долгосрочные вложения в ассоциированные организации и совместные предприятия»;

поправки к МСФО (IFRS) 9 «Условия о досрочном погашении с потенциальным отрицательным возмещением»;

КРМСФО (IFRIC) 23 «Неопределенность в отношении правил исчисления налога на прибыль».

МСФО (IFRS) 16 вводит единую модель определения соглашений аренды и учета со стороны как арендодателя, так и арендатора. После вступления в силу новый стандарт заменит МСФО (IAS) 17 «Аренда» и все связанные разъяснения.

МСФО (IFRS) 16 различает договоры аренды и договоры оказания услуг на основании того, контролирует ли покупатель идентифицированный актив. Разделения между операционной арендой (внебалансовый учет) и финансовой арендой (учет на балансе) для арендатора больше нет. Вместо этого используется модель, в соответствии с которой в учете арендатора должны признаваться актив в форме права пользования и соответствующее обязательство в отношении всех договоров аренды (учет на балансе по всем договорам), кроме краткосрочной аренды и аренды активов с низкой стоимостью.

Актив в форме права пользования изначально признается по первоначальной стоимости и после первоначального признания учитывается по первоначальной стоимости (с учетом нескольких исключений) за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения с корректировкой на переоценку обязательства по аренде. Обязательство по аренде первоначально оценивается по приведенной стоимости оставшихся арендных платежей. После первоначального признания обязательство по аренде корректируется на проценты по обязательству и арендные платежи, а также среди прочего на влияние модификаций договора аренды. Кроме того, классификация денежных потоков также изменится, поскольку платежи по договорам операционной аренды в соответствии с МСФО (IAS) 17 классифицируются в качестве денежных потоков от операционной деятельности, тогда как в соответствии с МСФО (IFRS) 16 арендные платежи будут разбиваться на погашение основной суммы обязательства и процентов, которые будут представляться как денежные потоки от финансовой и операционной деятельности соответственно.

<...>

Ольга СЕДЫХ,
обозреватель журнала «Финансовый директор»

Празднуем Новый год: особенности исчисления подоходного налога

На праздники, как известно, принято дарить подарки, и Новый год не исключение. Вот и наниматели по традиции вручают подарки своим сотрудникам, их детям, а также бизнес-сувениры партнерам, устраивают праздничные вечера. Большинство организаций новогодние корпоративные мероприятия проводят в ресторанах и кафе.

Подарки. При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 199 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее НК).

При этом к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, относятся полученные плательщиком товары, выполненные в его интересах работы, оказанные услуги на безвозмездной основе (подп. 2.2 п. 2 ст. 200 НК).

Таким образом, расходы организации, связанные с приобретением подарков, признаются доходом физических лиц, получивших эти подарки.

Вместе с тем организации как налоговые агенты при исчислении подоходного налога с таких доходов в ряде случаев вправе воспользоваться льготами, установленными НК.

Ситуация 1

В декабре 2019 года организация подарила всем работникам к Новому году, в том числе внешним совместителям, подарки в виде сертификата на посещение спортивно-оздоровительного комплекса стоимостью 150 рублей каждый.

<...>

Александр АЛЕКСАНДРОВ,
экономист

Приведены в соответствие с НК нормы налоговых отношений

Указ Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. № 411 «О налогообложении» (далее Указ № 411) в основном направлен на приведение норм указов, затрагивающих налоговые отношения, в соответствие с положениями новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК), действующей с 1 января 2019 г.

Кроме того, Указ № 411 устраняет неравные условия налогообложения субъектов, предусматривает изменения порядка деятельности института налогового консультирования, в нем закрепляются правовые основания для регулирования электронного документооборота в рамках Евразийского экономического союза. Также Указом № 411 признаются утратившими силу ряд указов главы государства и отдельные положения указов Президента Республики Беларусь в связи с включением их норм в НК.

<...>

Яна ГЛИНСКАЯ,
экономист

Справочная информация

Календарь ИП на февраль 2020 года

Календарь статистической отчетности на февраль 2020 года