Изменились ставки акцизов

Указ Президента Республики Беларусь от 28.10.2016 № 396 «Об установлении ставок акцизов на отдельные подакцизные товары, ценовых групп сигарет с фильтром» (далее  Указ № 396) предусматривает снижение размера ставки акцизов на крепкие алкогольные напитки в период со 2 ноября по 31 декабря 2016 г. до ее размера, применяемого в III квартале 2016 г.

Сами ставки акцизов на 2016 год установлены в приложении 1 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (далее  НК).

Яна ГЛИНСКАЯ,
экономист

Новые образцы акцизных марок для маркировки алкогольных напитков

С 22 января 2017 г. вводятся новые образцы акцизных марок, предназначенных для маркировки произведенных на территории Республики Беларусь алкогольных напитков. О данном нововведении следует знать как производителям алкогольных напитков, так и субъектам, осуществляющим их реализацию.

Поэтому постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2016 № 838 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2008 г. № 618» (далее  Постановление № 838) введены 2 новых образца акцизных марок на самоклеящейся основе форматом 90х16 мм:

• образец для маркировки коньяков, бренди, коньячных напитков, вин, винных напитков, кальвадоса;

• образец для маркировки водок и ликеро-водочных изделий.

Яна ГЛИНСКАЯ,
экономист

Использование отходов

В организациях в процессе деятельности образуются вторичные материальные ресурсы в виде отработанных масел, износившихся шин, механизмов и деталей машин, которые после их сбора могут быть вовлечены и, как показывает практика аудита, вовлекаются в оборот в качестве вторичного сырья. Как правильно отразить их использование?

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее  Закон об обращении с отходами) юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, обязаны в том числе:

• обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;

• разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;

• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном данным Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.

Тем не менее при отражении операций, связанных с образованием отходов, в бухгалтерском учете следует учитывать некоторые нюансы.

Василий ПАСЕВИЧ,
аудитор

Импорт интеллектуальной собственности

В соответствии с п. 1 ст. 328 Таможенного кодекса таможенного союза (далее  ТК ТС) таможенные органы в пределах своей компетенции принимают меры по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности в порядке, установленном гл. 46 ТК ТС. В нашей стране вопросы принятия таможенными органами мер по защите интеллектуальной собственности содержатся также и в ст. 251 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее  Закон № 129-З), которой установлено, что таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, связанные с приостановлением выпуска товаров, в соответствии с гл. 46 ТК ТС и гл. 44 Закона № 129-З.

Николай ДУБИНСКИЙ,
кандидат технических наук


Реализуем алкогольные напитки крепостью свыше 28% в объектах общепита

В соответствии с нормами национального законодательства алкогольная продукция (крепостью свыше 28%) включена в Перечень товаров, цены на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), в порядке, установленном ими в соответствии с законодательными актами (п. 2.1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее  Указ № 72)). Согласно приложению 1 к Указу № 72 полномочия по регулированию цен на указанную продукцию предоставлены Министерству антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Александр ЕВЛАШ,
экономист

О новых требованиях к правилам внутреннего контроля

С 18 сентября вступил в силу Закон Республики Беларусь от 13.06.2016 № 376-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее  Закон № 376-З). В связи с этим приведены в соответствие и все другие законодательные акты, определяющие порядок осуществления контроля за предотвращением легализации доходов, полученных преступным путем.

Внутренний контроль определен Законом от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее  Закон № 165-З) как совокупность мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, принимаемых лицами, осуществляющими финансовые операции.

Нонна РАБЕЦ,
юрист

Налоговая вернет средства в течение двух дней! Заявление подавать не надо

Поправками в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее  НК) на 2017 год и реальным сокращением административных процедур предусмотрено несколько существенных улучшений в сфере ареста счетов и списания недоимки по налогам.

К сожалению, несмотря на уровень автоматизации и переход на обмен банковскими данными с сервером МНС 4 раза в день, система пока не готова к списанию единовременно только нужной суммы налоговых обязательств, поэтому требование к списанию приходит ко всем счетам, и со всех счетов автоматически идет списание, что приводит к перекосу в денежных потоках предприятий, потере мобильности и лишним действиям бухгалтеров и финансистов по возврату этих средств из бюджета. Недобросовестные контрагенты, формируя реестры дебиторов, не разделяют задолженность на «просроченную» и «непросроченную», тем самым нанося вред покупателям. Масштабы этого бедствия приобрели угрожающий характер, поэтому Министерство по налогам и сборам ужесточает требования к документам, подаваемым «на дебиторов», вносит дополнение в форму заявления, но не готово вернуть обязательные акты сверки.

Андрей КАРПУНИН,
председатель Клуба финансовых директоров