Что нужно учитывать, составляя бухгалтерскую отчетность за 2016 год

С 1 января 2017 г. вступил в силу Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь» от 12 декабря 2016 г. № 104 (далее Национальный стандарт № 104, постановление № 104). Национальный стандарт № 104 применяется при составлении годовой бухгалтерской отчетности начиная с отчетности за 2016 год и определяет правила раскрытия информации в индивидуальной бухгалтерской отчетности, составляемой организациями (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бюджетных организаций).

При этом следует помнить, что начиная с 1 января 2017 г. утратила силу Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 111.

По сравнению с ранее действовавшим порядком заполнения форм индивидуальной бухгалтерской отчетности изменения в основном носят редакционный характер. Важным нововведением является то, что показатели бухгалтерской отчетности с 1 января 2017 г. приводятся в тысячах белорусских рублей в целых числах.

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»

Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 3 «О внесении изменений и дополнений в постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 100 и от 24 декабря 2014 г. № 42»

Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь 31 января 2017 г. принято постановление № 3 «О внесении изменений и дополнений в постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 100 и от 24 декабря 2014 г. № 42» (далее постановление № 3).

Принятие постановления № 3 обусловлено необходимостью приведения норм постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 100 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц» (далее постановление № 100) в соответствие с Законом Республики Беларусь от 18 октября 2016 г. № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее Закон № 432-З), вступившим в силу с 1 января 2017 г.

Материал опубликован на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
www.nalog.gov.by

Маркировка меховых изделий: актуальные новации и таможенные аспекты

С 12 августа 2016 г. в Евразийском экономическом союзе действует Соглашение о реализации в 2015 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха» от 8 сентября 2015 года (далее Соглашение). Перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками на территории Евразийского экономического союза, определен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2015 г. № 70 «Об утверждении отдельных документов, предусмотренных Соглашением о реализации в 2015 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» от 8 сентября 2015 года» (далее перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками). В соответствии с перечнем товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками, маркировке контрольными (идентификационными) знаками подлежат предметы одежды из норки, нутрии, песца, лисицы, кролика, зайца, енота, овчины и других видов натурального меха, классифицируемые кодами 4303 10 901 0 4303 10 906 0, 4303 10 908 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза».

Марина РОМАНОВА,
магистр юридических наук, советник департамента функционирования внутренних рынков Евразийской экономической комиссии

Документальное оформление реэкспорта российских товаров из Республики Беларусь

В отдельных случаях для осуществления реэкспорта субъектам хозяйствования следует получать разрешения на реэкспорт в России с уплатой платежей в российский бюджет.

В некоторых ситуациях экспорт российских товаров выгоднее осуществлять из Республики Беларусь, а не из Российской Федерации. Это может быть в силу различных ситуаций: например, отсутствие необходимости уплачивать вывозные таможенные пошлины в Республике Беларусь в отношении товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами в России, особенности логистики, наличие запретов экономического характера, наличие у белорусских экспортеров собственной товаропроводящей сети и тому подобное.

Рассмотрим несколько подробнее вопросы осуществления реэкспорта и отдельные вопросы документального оформления реэкспорта российских товаров из Республики Беларусь.

Николай ДУБИНСКИЙ,
специалист в области таможенного регулирования

Расчеты по контракту в различных валютах: как учесть курсовые разницы

Экспортные поставки коммерческими организациями (продавцами или подрядчиками (резидентами) с целью реализации своей продукции, товаров, работ, услуг в адрес партнера-нерезидента сопряжены не только с юридическим оформлением договоров, но и с соответствующими бухгалтерскими проводками.

Продолжаем разбираться в тонкостях бухгалтерского и налогового учета таких операций.

В журнале «Валютное регулирование и ВЭД» № 12 за 2016 год в статье Лемеш В. «Учет безналичных расчетов в различных валютах между покупателями и заказчиками» мы рассматривали расчеты между резидентами и нерезидентами за реализованные ему товары при использовании ими безналичных расчетов в различных валютах, когда (1) контракт в белорусских рублях (стоимость товара и обязательство по нему), расчеты осуществляются в белорусских рублях; (2) контракт в иностранной валюте, расчеты по нему осуществляются в той же иностранной валюте.

Валентина ЛЕМЕШ,
доцент, кандидат экономических наук

Применение факторинга в международных расчетах

Одним из вариантов ускорения оборачиваемости оборотных средств и их пополнения является факторинг. Таким образом решается проблема дефицита собственных средств в текущей деятельности, что является своего рода гарантией эффективной работы предприятия.

В соответствии со статьей 772 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее Гражданский кодекс) по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга) одна сторона (фактор) обязуется второй стороне (кредитору) вступить в денежное обязательство между кредитором и должником на стороне кредитора путем выплаты кредитору суммы денежного обязательства должника с дисконтом (разница между суммой денежного обязательства должника и суммой, выплачиваемой фактором кредитору) с уведомлением должника о переходе прав кредитора к фактору (открытый факторинг) либо без уведомления о таком переходе (скрытый факторинг). Отношения по факторингу регулируются законодательством Республики Беларусь.

Нонна РАБЕЦ,
юрист