Безналичные расчеты продолжают поощрять

Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2017 г. № 71 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее Указ № 71), основные положения которого вступают в силу с 12 сентября 2017 г., внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2014 г. № 493 «О развитии безналичных расчетов» (далее Указ № 493), направленные на увеличение в нашей стране доли безналичных расчетов, осуществляемых физическими лицами.

В новой редакции подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 493 предусмотрено, что с 12 сентября 2017 г. при проведении физическим лицом расчетов, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, размер платежа или суммы платежей в совокупности (сейчас здесь говорится только о размере одного платежа) наличными денежными средствами за товары (работы, услуги), реализуемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее платеж наличными денежными средствами), не может превышать 1 000 базовых величин в рамках одной сделки с соблюдением следующих требований:

— по сделке, заключенной со сроком исполнения обязательств не более года, размер платежа наличными денежными средствами не может быть превышен в течение срока исполнения обязательств по данной сделке;

— по сделке, заключенной со сроком исполнения обязательств более года, а также по сделке, заключенной без указания срока исполнения обязательств, размер платежа наличными денежными средствами не может быть превышен в течение каждого календарного года в период исполнения обязательств по данной сделке.

Напомним, что в настоящее время предельный размер одного платежа наличными при проведении физическим лицом указанных расчетов составляет 1 000 базовых величин и применяется по сделкам с любым сроком исполнения обязательств.

Александр МАРКОВ,
экономист

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ, РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ СМЕТ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 2 декабря 2016 г. № 103 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 января 2009 г. № 8» (далее постановление № 103), внесены дополнения и изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 января 2009 г. № 8 «О порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, бюджетных смет государственных внебюджетных фондов, а также внесения в них изменений и (или) дополнений» и утвержденную им Инструкцию о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, бюджетных смет государственных внебюджетных фондов, а также внесения в них изменений и (или) дополнений (далее постановление № 8, Инструкция № 8).

Анна ЧЕРНЮК,
доцент

Об электронных сертификатах налогового резидентства

Применение иностранной организацией льгот и преференций, предусмотренных положениями международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения, возможно только на основании представляемого в налоговые органы Республики Беларусь документа, подтверждающего, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение (является налоговым резидентом) той страны, с которой заключено налоговое соглашение (так называемого сертификата/справки налогового резидентства).

Необходимость представления подтверждения резидентства плательщика в иностранном государстве вытекает из статьи международных соглашений об избежании двойного налогообложения «Лица, к которым применяется соглашение»: на применение положений такого соглашения могут претендовать только лица, являющиеся резидентами двух договаривающихся государств.

Материал опубликован на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
www.nalog.gov.by

Плановая проверка соблюдения законодательства о труде: к чему и как готовиться?*

Оплата труда

В соответствии с частью первой статьи 73 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее Трудовой кодекс) выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре.

Разновидностью срочного трудового договора является контракт, который заключается в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде (часть четвертая статьи 17 Трудового кодекса). В соответствии с требованиями части первой пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее Декрет № 29) выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), но не реже одного раза в месяц.

Наниматель самостоятельно определяет и устанавливает числа (число) месяца, в которые будет производиться выплата заработной платы работникам организации. При этом наниматель обязан определить и установить конкретную дату (день) или даты (дни) выплаты заработной платы работникам (если нет возможности в один день выплатить заработную плату всем работникам). В контрактах, заключенных с работниками, необходимо установить конкретное число выплаты аванса и заработной платы.

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист

Определен новый порядок представления электронных документов по аттестации рабочих мест

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь приняло постановление от 23 декабря 2016 г. № 73 «О предоставлении нанимателями документов по аттестации рабочих мест по условиям труда в электронном виде» (далее постановление № 73).

Как мы уже писали, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2016 г. № 839 были внесены существенные изменения в Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 (далее Положение)*. В частности, в соответствии с новой редакцией пункта 15 Положения нанимателем в месячный срок после издания приказа об утверждении аттестации (внесении изменений и (или) дополнений в документы по результатам действующей аттестации) представляются в управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов по месту регистрации нанимателя документы по результатам аттестации в электронном виде, сформированные посредством автоматизированной информационной системы мониторинга условий труда на производстве, в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты.

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист

Правила осуществления операций с электронными деньгами: что изменилось

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2016 г. № 662 (далее постановление № 662) внесены многочисленные изменения в Правила осуществления операций с электронными деньгами, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г. № 201 (далее Правила).

Общие положения

Из части первой пункта 1 Правил исключено указание на то, что этот нормативный акт регламентирует порядок совершения банками Беларуси и небанковскими кредитно-финансовыми организациями Беларуси (далее банки), иными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами операций с электронными деньгами только на территории Беларуси. Таким образом, действие Правил теперь распространяется и на операции с электронными деньгами, осуществляемые за пределами нашей страны. Соответствующие уточнения внесены и в другие нормы Правил.

Дмитрий КОРШУНОВ,
юрист


Контракты с руководителями государственных организаций: есть изменения

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 января 2017 г. № 61 (далее постановление № 61) уточнен порядок заключения контрактов с руководителями государственных организаций.

В частности, в пункте 1.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2007 г. № 604 «О заключении контрактов с руководителями государственных организаций» (далее постановление № 604) уточнено, что контракты с руководителями государственных организаций, подчиненных Правительству (за исключением республиканских органов государственного управления), заключаются (продлеваются) заместителями Премьер-министра, курирующими данные организации. Ранее в том же порядке заключались (продлевались) контракты и с руководителями республиканских унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, однако теперь упоминание о них из пункта 1.1 постановления № 604 исключено.

Николай ПИЛИПЦОВ,
юрист

Регулирование закупок при строительстве: порядок обновился

Указ Президента Республики Беларусь от 20 октября 2016 г. № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее Указ № 380, Указ) отменил ранее действовавший Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее Указ № 591) и внес ряд изменений в порядок выбора процедур закупок, осуществляемых в строительной сфере.

В частности, Указом № 380 внесено изменение в понятие «строительство», используемое для целей этого документа. Теперь к данному понятию относятся возведение, реконструкция, ремонт, реставрация, благоустройство и снос объектов. Как видим, в отличие от Указа № 591 в понятие «строительство» включены не только работы по капитальному ремонту объектов, но и иные виды ремонта, в том числе и текущий ремонт.

Максим БЕНСМАН,
адвокат Минской городской коллегии адвокатов, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»