Отражение депонированной заработной платы

В связи с переходом на безналичные расчеты с физическими лицами постепенно исчезает понятие «депонированная заработная плата». Однако в отдельных случаях это понятие все-таки применяется.

Рассмотрим ситуацию, в которой работница бюджетной организации вышла замуж и взяла фамилию мужа. В этом случае она обязана представить в отдел кадров новый паспорт с измененной фамилией, после чего на титульном листе трудовой книжки работник отдела кадров внесет соответствующую запись об изменении фамилии с указанием номера, серии и даты выдачи нового паспорта. В это же время работница обязана получить и новую пластиковую карточку (на фамилию мужа). Однако новую карточку работники иногда забывают вовремя переоформить. В этом случае и возникает депонированная заработная плата.

Лариса МОСКАЛЕВА,
экономист

Формирование розничных цен на плодоовощную продукцию

При приобретении продукции у организаций, осуществляющих оптовую торговлю, в соответствии с нормами законодательства Республики Беларусь о ценообразовании при формировании розничных цен на продукцию, купленную на территории Республики Беларусь у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих оптовую торговлю (далее оптовые организации), следует учитывать, что торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки) применяется к отпускной цене производителя (импортера) (часть третья пункта 11 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 июля 2011 г. № 111 «Об утверждении Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов)») (далее Инструкция № 111). При этом экономические расчеты по обоснованию уровня (размера) применяемых торговых (оптовых) надбавок не составляются (пункт 12 Инструкции № 111). В свою очередь, минимальный размер торговой надбавки должен обеспечить безубыточную реализацию указанной продукции.

Следует также отметить, что при осуществлении оптовой торговли продукцией договор купли-продажи (поставки) не считается публичным и законодательство не обязывает по такому договору устанавливать размер применяемой оптовой надбавки одинаковым для всех покупателей.

Александр ЕВЛАШ,
экономист

Трансфертное ценообразование в Республике Беларусь

Трансфертное ценообразование относится к категории вопросов, сопряженных с наиболее высоким риском. Налоговый контроль над трансфертным ценообразованием предусматривает специальные правила, направленные на регулирование налогообложения при совершении транзакций между зависимыми и иными лицами и позволяет оценить и корректировать налоговые последствия, возникающие при совершении плательщиками внешнеторговых сделок и сделок с недвижимостью.

В издании подробно рассмотрены принципы и классификация методов трансфертного ценообразования, особенности осуществления отдельных видов сделок, порядок информирования об осуществлении сделок и контроля, в том числе внутреннего, представления отчетности. Приведен международный опыт проверок трансфертного ценообразования.

Книга «Трансфертное ценообразование в Республике Беларусь»
Издатель: ООО «Издательство «Регистр», Минск, 2016 г.
http://www.profmedia.by
Тел./факс: (10-375-17) 286-06-08, 286-06-14

Государственные закупки медицинских товаров в 2017 году

Указом Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2017 г. № 46 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания» (далее Указ № 46) определен порядок осуществления государственных закупок медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания на ближайшие два года.

Документом установлено, что Управление делами Президента, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные исполнительные комитеты и Минский городской исполнительный комитет (далее государственные органы) при централизации государственных закупок медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания, осуществляемых государственными органами, организациями, подчиненными (входящими в состав, систему) государственным органам, в том числе структурным подразделениям с правами юридического лица областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета (далее заказчики), имеют право устанавливать перечни товаров, подлежащих централизованной закупке, а также определять организаторов таких закупок (пункт 1.1 Указа № 46), то есть юридические лица, выполняющие от имени заказчика часть его функций по организации и проведению процедур государственных закупок. Перечень таких юридических лиц, приведенный в Указе № 46, является исчерпывающим и включает в себя:

— республиканское унитарное предприятие «Белмедтехника» и его дочерние предприятия при закупке медицинских изделий;

— республиканское унитарное предприятие «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» при закупке технических средств социальной реабилитации, включенных в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, за исключением технических средств социальной реабилитации, указанных в абзаце втором пункта 2 Указа № 46;

— республиканское унитарное предприятие «БЕЛФАРМАЦИЯ», брестское, витебское, гомельское, гродненское, могилевское торгово-производственные республиканские унитарные предприятия «Фармация», торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Минская Фармация» (далее предприятия) при закупке лекарственных средств и лечебного питания.

Дмитрий КОРШУНОВ,
юрист

Какие изменения нужны Закону «Об авторском праве и смежных правах»?

Планом подготовки законопроектов на 2017 год, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2016 г. № 520 «Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2017 год», предусмотрена разработка проекта закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». Цель разработки законопроекта определена как «совершенствование норм Закона с учетом практики его применения». Данная цель побуждает обратиться к анализу норм действующего законодательства, а также складывающейся правоприменительной практики с тем, чтобы, обозначив недостатки и пробелы действующего законодательства, определить возможные направления его совершенствования.

Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» (далее Закон) является результатом многолетнего эволюционного развития отечественного законодательства в области охраны прав на произведения науки, литературы и искусства, исполнения, фонограммы и передачи вещательных организаций. Нормы Закона соответствуют требованиям основных многосторонних международных договоров, формирующих международные стандарты охраны и защиты авторских и смежных прав, включая действующее в рамках ВТО Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), а также международных договоров, принятых в рамках Евразийского экономического союза.

Сергей ЛОСЕВ,
кандидат юридических наук, доцент