Внесены изменения в перечни медицинских товаров, обороты по реализации которых освобождаются от обложения НДС

Указом Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2017 г. № 101 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее Указ № 101), вступающим в силу с 4 апреля 2017 г. и распространяющим свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2017 г., внесены следующие изменения.

Указ № 101 принят в связи с необходимостью приведения кодов отдельных товаров, входящих в перечень товаров медицинского назначения, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 6 марта 2005 г. № 118 «Об утверждении перечня товаров медицинского назначения, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость» (далее перечень № 118), и перечень лекарственных средств, медицинских изделий и протезно-ортопедических изделий, а также сырья и материалов для их изготовления, комплектующих изделий для их производства, полуфабрикатов к ним, освобождаемых от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 6 марта 2005 г. № 107 (далее перечень № 107), в соответствие с новой редакцией единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), действующей с 1 января 2017 г.

Материал опубликован на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
www.nalog.gov.by

О налоговых вычетах при осуществлении перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщениях

Письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 18 апреля 2017 г. № 2-1-9/02437 «О налоговых вычетах» разъяснено следующее.

Положением о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по проезду на пассажирском транспорте общего пользования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2008 г. № 345 «О порядке возмещения юридическим лицам Республики Беларусь расходов на предоставление отдельным категориям граждан льгот по плате за потребляемые ими жилищно-коммунальные услуги, услуги транспорта, электросвязи и почтовой связи» (далее Положение), установлено, что субсидии, выделяемые из местных бюджетов, являются одним из источников возмещения части затрат по перевозке пассажиров в городском и пригородном сообщениях, включая расходы, связанные с предоставлением льгот на услуги пассажирского транспорта в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Материал опубликован на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
www.nalog.gov.by

Бухгалтерский учет основных средств, взятых в лизинг

Вопрос. Бюджетная организация взяла в лизинг микроавтобус сроком на один год. Объект лизинга в соответствии с договором находится на балансе у лизингополучателя. На момент заключения договора лизинга прибыли у организации нет.

Как правильно отразить в бухгалтерском учете операции, связанные с лизингом, в бюджетной организации?

Ответ. Основным документом, устанавливающим единый порядок отражения в бухгалтерском учете лизинговых операций для коммерческих и некоммерческих организаций, является Инструкция о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 75 «Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций» (далее Инструкция № 75), хотя данная Инструкция в соответствии с ее пунктом 1 на организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), не распространяется. То есть бухгалтерский учет для бюджетников в данной Инструкции не прописан. Это связано в первую очередь с тем, что лизинговые операции для бюджетных организаций невыгодны (оборудование, взятое в лизинг, является очень дорогим). Поскольку у отдельных бюджетных организаций помимо бюджетной деятельности есть и внебюджетная (так называемые платные услуги), то вполне допустимо применение норм, установленных Инструкцией № 75, и для бюджетных организаций.

Лариса МОСКАЛЕВА,
экономист

Признание дохода по безвозмездно полученному нематериальному активу

Вопрос. Организация в 2017 году безвозмездно получила имущественные права на объект промышленной собственности от сторонней организации, которые предполагается использовать в производственной деятельности. В 2017 году организация не производит начисление амортизации нематериальных активов в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30 января 2017 г. № 84 «О вопросах начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в 2017 году» (далее постановление № 84), закрепив такой подход в учетной политике. При этом с 2018 года организация планирует начислять амортизацию по нематериальным активам линейным способом (данный способ начисления амортизации применялся до момента прекращения начисления амортизации).

На какой счет бухгалтерского учета следует отнести полученный доход при безвозмездном получении нематериального актива: на счет 91 «Прочие доходы и расходы» или на счет 98 «Доходы будущих периодов»?

Ответ. На счет 98 «Доходы будущих периодов».

В соответствии с пунктом 7.1 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 25 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета» (далее Инструкция № 25), к нематериальным активам относятся имущественные права в отношении объектов интеллектуальной собственности, в том числе объектов права промышленной собственности, включая изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, товарные знаки и знаки обслуживания, полученные при совершении сделки по приобретению предприятия как имущественного комплекса, секреты производства (ноу-хау), иные объекты права промышленной собственности.

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»

Работа в праздники: оформляем правильно

Не все работники могут позволить себе отдых в праздничные дни.

Рассмотрим порядок привлечения работников к работе в выходные и праздничные (нерабочие) дни.

Статьей 43 Конституции Республики Беларусь определено, что трудящиеся имеют право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха. Трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, регулируются нормами Трудового кодекса Республики Беларусь (далее Трудовой кодекс).

Статьей 147 Трудового кодекса определено, что работа не производится в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими. Пунктом 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» (далее Указ № 157) определено, что государственные праздники это праздники, установленные в Республике Беларусь в ознаменование событий, имеющих особое историческое либо общественно-политическое значение для Республики Беларусь, оказавших существенное влияние на развитие белорусского государства и общества.

Наталия БОРИСЕНКО,
аудитор