Новый порядок выдачи фитосанитарных сертификатов

Как известно, в соответствии с пунктом 8.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе», в случае, если в соответствии с фитосанитарными требованиями страны-импортера подкарантинная продукция должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, указанные фитосанитарные сертификаты выдаются уполномоченным органом государства члена Евразийского экономического союза по месту отправки в соответствии с законодательством этого государства члена Евразийского экономического союза.

Деятельность уполномоченных органов, направленная на выдачу фитосанитарного сертификата, в том числе установление фитосанитарного состояния подкарантинной продукции в целях выдачи фитосанитарного сертификата, не является карантинным фитосанитарным контролем (надзором). В Республике Беларусь данная деятельность установлена Законом Республики Беларусь от 25 декабря 2005 г. № 77-З «О защите растений» и принятым в его развитие постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2010 г. № 1140 «О некоторых вопросах карантина и защиты растений и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2007 г. № 1370» (далее постановление № 1140).

Николай ДУБИНСКИЙ,
кандидат технических наук

Исчисление НДС при реализации медицинских услуг

Некоторые организации для повышения экономической эффективности оказывают дополнительные непрофильные услуги, в том числе и медицинского характера.

В данной статье мы расскажем о налогообложении при осуществлении такой деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее Налоговый кодекс) освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь медицинских услуг (за исключением косметологических услуг нелечебного характера) в соответствии с перечнем медицинских услуг (за исключением косметологических услуг нелечебного характера), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 198 «Об освобождении от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации отдельных медицинских услуг» (далее перечень № 198).

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор

Изменения и дополнения, внесенные в Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования для объектов общественного питания»

Новые Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования для объектов общественного питания», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 февраля 2017 г. № 12 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования для объектов общественного питания» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь» (далее новые Санитарные правила и нормы), начали действовать с 6 марта 2017 г.

Количество пунктов в новых Санитарных правилах и нормах по сравнению с предыдущей редакцией сократилось практически вдвое с 322 до 177, что само по себе уже свидетельствует об упрощении требований, предъявляемых к организации и функционированию общественного питания.

Рассмотрим основные нововведения, внесенные в Санитарные правила и нормы:

1. Дополнения внесены в пункт 1, в соответствии с которым детализируется, что требования новых Санитарных правил и норм распространяются на стационарные и нестационарные объекты общественного питания (далее организации общепита), в том числе осуществляющих общественное питание вне организаций по заказам.

2. В организациях, осуществляющих деятельность, связанную с питанием:

— работников производственных объектов;

— в санаторно-курортных организациях;

— в организациях здравоохранения;

— в учреждениях образования.

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист

Удержания из заработной платы по исполнительным документам

Исполнительное производство регулируется главой 35 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее Гражданский процессуальный кодекс).

Исполнительными документами в том числе являются исполнительные листы, выдаваемые на основании решений, приговоров, определений и постановлений судов (судей) (статья 462 Гражданского процессуального кодекса). К исполнительным документам, подлежащим исполнению администрацией предприятия, учреждения, организации путем удержания из заработной платы работника, кроме исполнительных листов, выдаваемых на основании решений, приговоров, постановлений и определений судов, относятся исполнительные надписи нотариальных органов, постановления о возмещении ущерба, о взыскании штрафа, вынесенные органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

Исполнительный лист на основании судебных постановлений выдается судом первой инстанции после вступления решения, приговора, определения, постановления в законную силу. В случаях немедленного исполнения исполнительный лист выдается немедленно по вынесении судебного постановления.

Ольга МУГАКО,
заместитель директора по правовой и кадровой работе частного предприятия «Альфаслав»

Нестандартные ситуации предоставления гарантий работникам-донорам

В теории предполагается, что работник добросовестно будет выполнять свои обязанности. В части выполнения донорской функции это в том числе своевременно уведомлять нанимателя о дате ее выполнения, при необходимости согласовывая ее с нанимателем, а также о датах использования дней отдыха. Как показывает практика, такое случается не всегда и не везде.

В данном материале рассмотрена ситуация и алгоритм действий, когда работник не сообщил о том, что выполнил донорскую функцию, а по прошествии некоторого времени потребовал свои гарантии, а также вопросы присоединения «донорских» дней отдыха к трудовому отпуску.

Владимир САМОСЕЙКО,
юрист

Как уменьшить зарплату на период предварительного испытания без нарушения законодательства

Трудовое законодательство требует, чтобы в период предварительного испытания новому сотруднику не предлагали более низкую зарплату, чем другим сотрудникам организации, имеющим опыт работы. Так, в соответствии с частью второй статьи 28 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее Трудовой кодекс) в период предварительного испытания на работника распространяется действие Трудового кодекса с особенностями, предусмотренными статьями 28 и 29 Трудового кодекса, а также иными актами законодательства Республики Беларусь о труде.

Не все руководители организаций согласны с таким положением, потому что в большинстве случаев в период предварительного испытания новый сотрудник только учится работать и не может дать ожидаемого результата.

Следует заметить, что установление для принятого работника в период предварительного испытания более низкой зарплаты, чем она установлена в штатном расписании организации, является нарушением законодательства Республики Беларусь о труде. В соответствии с частью первой статьи 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо до ста базовых величин.

Александр ШЕВЦОВ,
юрист