Долевое строительство: кто кого обманывает?

Изучая нормативные правовые акты по вопросам долевого строительства или применяя их в практике аудита, иногда сталкиваешься с достаточно некорректными формулировками, которые могут привести к значительным ошибкам в учете.

Начнем с того, что понятие «долевое строительство» все еще не определено в законодательстве. На языке обывателя это будет звучать примерно так: «финансирование затрат и расходов на строительство объекта долевого строительства соразмерно доле каждого инвестора».

Какие же затраты финансируются в таких случаях дольщиком?

Ответ на этот вопрос содержится в Положении о долевом строительстве объектов в Республике Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2013 г. № 263 «О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь» (далее Положение № 263 и Указ № 263).

Василий ПАСЕВИЧ,
аудитор

Об отдельных предметах в составе оборотных средств

Практика аудита показывает, что многие организации учитывают новые поступления имущества в составе оборотных средств, в то время когда оно подлежит учету в составе основных средств. В разряд таких отдельных предметов попадают и холодильники, и компьютеры, и бензопилы, и другие виды имущества.

Основанием для такого попадания является норма, предусмотренная Положением по учетной политике, где оговариваются стоимостные ограничения. Встречаются случаи, когда в состав основных средств не включается имущество стоимостью до 20, 50 и даже 100 базовых величин. При размере базовой величины с 1 января 2017 г. в 23 рубля 100 базовых величин это уже 2 300 рублей. Исходя из этого, в составе основных средств можно не учитывать ни один объект.

Василий ПАСЕВИЧ,
аудитор

Курсовые разницы при оплате за обучение в российских рублях

Вопрос. Высшее учебное заведение в Беларуси (бюджетная организация) выставило счет матери студента (которая проживает в России) за содержание и обучение в вузе на сумму 18 000 российских рублей, что в эквиваленте на дату выставления счета составило 525,6 белорусских рублей. Плата поступила в полном размере через неделю 18 000 российских рублей. За это время курс российского рубля снизился, и в связи со снижением курса валют сумма в эквиваленте на дату поступления составила 518,4 белорусских рублей.

Тридцать процентов поступившей суммы в соответствии с законодательством Республики Беларусь продали на бирже, а рублевый эквивалент был зачислен на внебюджетный счет. В связи с тем что средства следует перечислить в доход бюджета, из-за снижения курса не хватает суммы средств до полного погашения задолженности перед бюджетом.

Нужно ли дополнительно выставлять родителям счет на недостающую сумму? Как правильно отразить эти операции в бухгалтерском учете?

Ответ. Действительно, нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее Декрет № 18) предусмотрено, что дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем находятся в социально опасном положении.

Далее в материале.

Лариса МОСКАЛЕВА,
экономист

Включение таможенных платежей в состав отпускных цен

В соответствии с положениями законодательства Республики Беларусь, регулирующего вопросы ценообразования в Республике Беларусь, таможенные платежи являются составной частью отпускных цен, формируемых импортерами (пункт 5 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 июля 2011 г. № 111 «Об утверждении Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов)») (далее Инструкция № 111).

При этом отпускные цены на ввезенные в Республику Беларусь товары, предназначенные для дальнейшей продажи на ее территории, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, должны быть подтверждены документально либо должны обосновываться расчетами (пункт 6 Инструкции № 111; пункт 2.11 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь») (далее Указ № 72). В свою очередь, перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), определен пунктом 1 Указа № 72.

Анна РОЩЕНКО,
экономист

Исключение участия в расчетах третьих лиц

В отношении расчетов при оптовой торговле алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом, табачным сырьем и табачными изделиями, нефтяным жидким топливом (автомобильный бензин, дизельное и бытовое топливо всех марок) законодательно исключены случаи непоступления денежных средств на счет поставщика этих товаров посредством запрета участия в расчетах третьих лиц.

В части второй пункта 1 статьи 25 Закона Республики Беларусь от 27 августа 2008 г. № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее Закон № 429-З) в отношении алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта запрещены сделки, предусматривающие уступку требования, перевод долга, мену, оплату посредством выдачи или передачи ценной бумаги, отступного, прекращения обязательств зачетом и новацией, за исключением:

— сделок мены, которые осуществляются производителями этих продукции и спирта в счет оплаты поставок сырья, энергоресурсов, оборотной тары;

— сделок между юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю алкогольными напитками и имеющими пункты приема стеклянной тары, осуществляющими прием стеклянной тары в торговом зале либо в автомагазинах, и производителями этих напитков, предусматривающих прекращение обязательств зачетом стоимости возвратной многооборотной тары в счет оплаты поставленных алкогольных напитков.

Яна ГЛИНСКАЯ,
экономист

Оценка материалов и учет отклонений фактической себестоимости приобретаемых материалов от их стоимости по учетным ценам

Если рассуждать логически, то разницы в оценке материалов и учете отклонений фактической себестоимости приобретаемых материалов от их стоимости по учетным ценам в разных отраслях промышленности быть не должно.

Так ли это?

Для начала обратимся к некоторым нормативным правовым актам Республики Беларусь. В частности, к Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 ноября 2010 г. № 133 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету запасов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее Инструкция № 133), и к Инструкции о порядке бухгалтерского учета строительных материалов, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24 января 2008 г. № 4 «Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета строительных материалов» (далее Инструкция № 4).

Для сравнения способов (в Инструкции № 4 методов) оценки материалов при их отпуске в производство и ином выбытии составим таблицу.

Василий ПАСЕВИЧ,
аудитор

Ввоз иностранных образцов на выставки-ярмарки

Для оценки целесообразности коммерческого импорта значительных партий иностранной продукции импортерам необходимо провести маркетинговые исследования коммерческого успеха продукции на отечественном рынке. Это можно осуществить в том числе и за счет организации выставок-ярмарок на территории Республики Беларусь.

Порядок проведения выставок-ярмарок. Совершение таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

Прежде всего, напомним, что порядок организации выставок, выставок-ярмарок и ярмарок регламентируется на законодательном уровне Положением о порядке организации выставок, выставок-ярмарок и ярмарок в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2012 г. № 384 «О некоторых вопросах выставочной и ярмарочной деятельности» (далее Положение № 384).

Организатор выставки (ярмарки, выставки-ярмарки) может декларировать товары, которые были ввезены для демонстрации, только в том случае, если иностранное лицо передает ему товары в собственность (пользование, владение). Если же договором с участниками предусмотрена только его обязанность предоставить выставочные площади и оказание иных услуг (без передачи товаров), то декларировать товары обязаны непосредственно участники.

Николай ДУБИНСКИЙ,
кандидат технических наук