Новеллы в деятельности резидентов свободных экономических зон в 2017 году

Увеличение налоговой нагрузки в отношении товаров, производимых резидентами свободных экономических зон, из сырья и материалов, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, повлекло ряд изменений, касающихся деятельности резидентов свободных экономических зон.

В начале 2017 года Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2016 г. № 508 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее Указ № 508) внесен ряд изменений, касающихся деятельности резидентов свободных экономических зон. Прежде всего, это обусловлено увеличением налоговой нагрузки в отношении товаров, производимых резидентами свободных экономических зон, из сырья и материалов, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. В статье «Совершение резидентами СЭЗ юридически значимых действий в отношении продукции, получаемой в СЭЗ, при завершении таможенной процедуры СТЗ» («Валютное регулирование и ВЭД» № 2, 2017 г.) мы отмечали, что ранее выработанная резидентами свободных экономических зон практика при завершении таможенной процедуры СТЗ в отношении продукции, получаемой ими в свободных экономических зонах, изменилась.

В настоящей публикации рассмотрим подробно некоторые аспекты налогообложения товаров, производимых резидентами свободных экономических зон, и планируемые новшества в связи с предстоящим (предполагается с 1 июля 2017 г.) вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) (по сообщениям БЕЛТА от 12 апреля 2017 г. Александр Лукашенко подписал ТК ЕЭАС).

Николай ДУБИНСКИЙ,
специалист в области таможенного регулирования

Новшества в порядке расчетов за нефтяное жидкое топливо

Вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 апреля 2017 г. № 290 «О прекращении обязательств по оплате поставленного нефтяного жидкого топлива» (далее постановление № 290). Документ затрагивает порядок расчетов при оптовой торговле нефтяным жидким топливом, установленный Декретом Президента Республики Беларусь от 12 июля 2005 г. № 9 «О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь» (далее Декрет № 9).

Напомним, что в целях принятия дополнительных мер по борьбе с незаконным обращением нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь Декретом № 9 установлен особый порядок расчетов между субъектами предпринимательской деятельности при оптовой торговле нефтяным жидким топливом, направленный на максимальное исключение участия в таких расчетах третьих лиц.

Яна ГЛИНСКАЯ,
экономист

Определение налоговой базы налога на доходы при сделках с иностранными организациями

Плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь.

При исчислении налога на доходы при сделках с иностранными организациями налоговая база определяется как общая сумма начисляемых (выплачиваемых) в пользу контрагента доходов с учетом особенностей, предусмотренных в пункте 1 статьи 147 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее Налоговый кодекс).

Она определяется как их общая сумма по таким видам доходов, как плата за осуществление международных перевозок (а также доходы от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления).

Людмила БОГДАНОВА,
экономист

Оказываем единовременную материальную помощь на оздоровление

В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части при предоставлении одной из частей отпуска) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством Республики Беларусь, коллективным договором, соглашением, трудовым договором (статья 182 Трудового кодекса Республики Беларусь) (далее Трудовой кодекс).

Бухгалтерский учет

При учете расходов следует руководствоваться нормами Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102 (далее Инструкция № 102).

В состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»), включается среди прочего материальная помощь работникам организации (пункт 13 Инструкции № 102).

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»

Подтверждаем стаж по-новому

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2017 г. № 257 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1992 г. № 777 и от 22 декабря 1999 г. № 1976» (далее постановление № 257) внесены изменения в некоторые нормативные правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие порядок подтверждения стажа работы для назначения пенсий, а также корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий и повышения пенсий, исчисленных в минимальном размере.

Подтверждение стажа

В пункте 10 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1992 г. № 777 (далее Положение № 777), уточнено, что периоды работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подтверждаются таким договором, оформленным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и справкой об уплате обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее бюджет Фонда), а за период с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. также справкой о сумме дохода, из которой эти взносы уплачены, выдаваемыми работодателем.

Дмитрий КОРШУНОВ,
юрист

Передача денежных средств на возвратной основе: как избежать мошенничества?

В настоящее время у субъектов хозяйствования наблюдается острая нехватка денежных ресурсов. В этих условиях становятся актуальными гражданско-правовые отношения по вопросу совместного участия в финансировании проектов на различных стадиях и договорных условиях. Особый интерес в данном контексте вызывают такие операции, как получение займа (кредита) и совместное ведение бизнеса (участие в коммерческом обществе или товариществе).

Несмотря на то что и в первом, и во втором случае подразумеваются передача и получение денежных средств, безусловно, эти отношения имеют существенные различия по своему предмету. Понимание этого обстоятельства поможет вам предотвратить попытки совершить в отношении вашего имущества мошеннические действия.

Александр КОПЕЛЕВ,
юрист