Пенсии с 12 апреля 2017 г.: как подтвердить стаж и откорректировать заработок

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2017 г. № 257 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1992 г. № 777 и от 22 декабря 1999 г. № 1976» (далее постановление № 257), вступившим в силу с 12 апреля 2017 г., внесены изменения в некоторые нормативные правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие порядок подтверждения стажа работы для назначения пенсий, а также корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий и повышения пенсий, исчисленных в минимальном размере.

Подтверждение стажа работы для назначения пенсий

В пункте 10 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1992 г. № 777 «Об утверждении Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий» (далее Положение № 777), уточнено, что периоды работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подтверждаются таким договором, оформленным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и справкой об уплате обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее бюджет фонда), а за период с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. также справкой о сумме дохода, из которой эти взносы уплачены, выдаваемыми работодателем. До принятия постановления № 257 в данной норме было установлено, что такие справки в случае прекращения деятельности работодателя и отсутствия его правопреемника могли также выдаваться районными (городскими) отделами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее Фонд).

Александр МАРКОВ,
экономист

Особенности расторжения трудового договора при ликвидации организации

Правовое основание увольнения при ликвидации организации предусмотрено пунктом 1 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее Трудовой кодекс) и относится к увольнению по инициативе нанимателя.

Общие сведения о ликвидации организации (юридического лица)

Ликвидация юридического лица в соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее Гражданский кодекс) это прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

Владимир САМОСЕЙКО,
юрист

Предоставление трудового отпуска: оформляем без ошибок

С приближением сезона отпусков работы у специалистов кадровых служб становится значительно больше. Правильно оформить предоставление трудового отпуска работникам организации поможет эта статья.

График трудовых отпусков

В соответствии с частью первой статьи 168 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее Трудовой кодекс) очередность предоставления трудовых отпусков устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков. Указанный документ составляется на календарный год не позднее 5 января или иного срока, установленного коллективным договором, соглашением либо согласованного нанимателем с профсоюзом, и доводится до сведения всех работников.

С учетом требований части второй статьи 168 Трудового кодекса окончательный вариант указанного графика должен быть составлен и утвержден не позднее 5 января.

При этом коллективным договором, соглашением либо нанимателем (по согласованию с профсоюзом при его наличии) может быть установлен иной срок составления и утверждения графика.

Светлана СЕМЕНИХИНА,
юрист

Выдача личного дела во временное пользование

Личное дело может выдаваться из архива организации или из отдела кадров. Выдача личного дела из архива регулируется главой 37 Правил работы архивов в государственных органах и иных организациях, утвержденных постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 143 «Об утверждении Правил работы архивов государственных органов и иных организаций» (далее Правила работы архивов).

Личные дела могут выдаваться во временное пользование работникам организации либо сторонним организациям во временное пользование с разрешения руководителя организации. При этом при выдаче личного дела во временное пользование запрещается производить какие-либо исправления и извлекать из него отдельные документы либо включать новые. Для контроля над своевременным возвратом выданных во временное пользование личных дел используется контрольная карточка, которая заполняется и оформляется на каждое выданное дело и помещается на место выданного дела.

Валерия СОКОЛОВА,
юрист

Смерть сотрудника: как правильно оформить прекращение трудовых отношений с умершим работником и выплатить денежные средства родственникам

ПОРЯДОК УВОЛЬНЕНИЯ СОТРУДНИКА

Смерть сотрудника в соответствии со статьей 44 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее Трудовой кодекс) является одним из оснований прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

В случае смерти работника так же, как и при прекращении трудовых отношений с сотрудниками по иным основаниям, наниматель должен издать приказ о прекращении трудового договора. Документом, подтверждающим право нанимателя прекратить трудовые отношения именно по данному основанию, является свидетельство или справка о смерти сотрудника.

Как правило, данный документ представляется нанимателю кем-либо из близких родственников умершего.

Наниматель издает приказ о прекращении трудового договора с умершим сотрудником в день представления свидетельства о смерти, но датой прекращения трудового договора будет являться день смерти работника, указанный в справке или свидетельстве о смерти.

Марианна ГРИНЕВИЧ,
адвокат адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий»