Все, что нужно знать о средствах налогового контроля для кассового оборудования и торговых автоматов

В настоящее время государством ведется планомерная работа по обеспечению кассового оборудования и торговых автоматов средствами контроля налоговых органов (далее устройство сбора информации). Основным нормативным правовым документом, регулирующим порядок и сроки установки устройства сбора информации, является постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» (вместе с Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр) (далее постановление № 924/16, Положение).

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор

Ошибка ошибке рознь

Зачастую у бухгалтера возникают трудноразрешимые проблемы, исход которых зависит от того, как квалифицировать то или иное действие (бездействие). Представим себе ситуацию, когда после проведения организацией переоценки основных средств (допустим, на 1 января 2015 г.) сумма дооценки какого-то объекта в бухгалтерском учете случайно не отражена, а по состоянию на 1 января 2016 г. переоценка не производилась (условно).

Как поступить бухгалтеру, если данный факт установлен в июле 2016 года? Какие изменения в данные бухгалтерского учета и отчетности следует внести в связи с возникшими операциями?

Казалось бы, здесь не должно возникнуть никаких неразрешимых проблем, если руководствоваться нормами Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10 декабря 2013 г. № 80 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета» (далее Национальный стандарт № 80). Однако это не совсем так.

Национальный стандарт № 80 рассматривает два следующих понятия:

— изменение в учетной оценке;

— ошибка.

К сожалению, здесь отсутствует конкретное определение этих понятий. Однако в пункте 8 Национального стандарта № 80 приведен ряд причин возникновения ошибок. Обратим внимание на две из них:

— неправильная учетная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации;

— неиспользование или неправильное использование при ведении бухгалтерского учета и (или) составлении бухгалтерской отчетности имеющейся информации о совершенной хозяйственной операции.

Василий ПАСЕВИЧ,
аудитор

Факторинг и уступка прав по законодательству Республики Беларусь

В современных экономических реалиях довольно востребованным является правовой институт уступки прав и ее частный случай финансирование под уступку денежного требования (факторинг). Субъект хозяйствования может уступить (продать) свою кредиторскую задолженность и не дожидаться денег от должника.

Рассмотрим особенности правового регулирования правового института финансирования под уступку денежного требования (факторинга) в законодательстве Республики Беларусь и осветим некоторые новеллы в сфере уступки прав.

Денис САФАРЕВИЧ,
юрист открытого акционерного общества «Арцингер и партнеры»

Определение таможенной стоимости продуктов переработки

Республика Беларусь по-прежнему воспринимается на постсоветском пространстве как государство, обладающее развитым промышленным потенциалом. Это обусловлено тем, что в условиях отсутствия существенных объемов полезных ископаемых (не считая калийных удобрений) мы вынуждены развивать национальную промышленность. Вопросам переработки продукции также уделено существенное внимание как в Таможенном кодексе Таможенного союза, так и в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Поэтому аспекты, связанные с переработкой товаров, будут весьма интересны широкому кругу отечественных предпринимателей.

Рассмотрим их несколько подробнее.

Николай ДУБИНСКИЙ,
специалист в области таможенного регулирования

Принимаем к вычету суммы "входного" НДС без ошибок

В ходе камерального контроля инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Минской области выявляются ошибки, связанные с принятием плательщиками к вычету сумм «входного» налога на добавленную стоимость по электронным счетам-фактурам, которые были подписаны ими после 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Так, например, при камеральном контроле общества с ограниченной ответственностью установлено неправомерное завышение суммы налоговых вычетов вследствие получения и подписания электронного счета-фактуры по «входному» налогу на добавленную стоимость после установленного законодательством Республики Беларусь срока представления налоговой декларации, что не допускается в соответствии с нормами пункта 61 статьи 107 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее Налоговый кодекс). Плательщиком представлена уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость, где уменьшена разница между общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и суммой налоговых вычетов в размере 53,5 тысяч рублей и исчислен к уплате налог на добавленную стоимость в сумме 39,5 тысяч рублей.

Материал опубликован на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
www.nalog.gov.by

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 6 июня 2017 г. № 204 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь»

В целях выполнения положений Соглашения о реализации в 2015 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» от 8 сентября 2015 года, а также совершенствования механизма маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками с учетом практики его применения принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 июня 2017 г. № 204 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее Указ № 204).

Указом № 204 предусматривается исключение для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанности нанесения контрольных (идентификационных) знаков образца Республики Беларусь на меховые изделия, ввозимые в рамках трансграничной торговли и маркированные контрольными (идентификационными) знаками одного из государств членов Евразийского экономического союза, с одновременным введением обязанности внесения в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров» (далее Банк электронных паспортов товаров) информации о таких товарах до их ввоза на территорию Республики Беларусь либо до их отгрузки с территории уполномоченных складов. Вместе с тем вводится обязанность маркировки меховых изделий контрольными (идентификационными) знаками при вывозе их на территорию других государств членов Евразийского экономического союза.

Материал опубликован на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
www.nalog.gov.by