Новое в области валютного регулирования

Указом Президента Республики Беларусь от 23 июня 2017 г. № 221 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее Указ № 221) внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее Указ № 178).

Рассмотрим произошедшие изменения.

Расширен перечень внешнеторговых операций, не подпадающих под требования Указа № 178. Так, Указом № 221определено, что действие Указа № 178 не распространяется на внешнеторговые операции, проводимые:

— между резидентами и нерезидентами по договорам газо- и энергоснабжения нерезидентов, их представительств (филиалов), осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь;

— операторами сотовой подвижной электросвязи в рамках договоров (соглашений) о международном роуминге, заключенных с нерезидентами;

— государственным объединением «Белорусская железная дорога» в рамках заключенных с организациями железнодорожного транспорта нерезидентами договоров, предусматривающих взаиморасчеты за услуги по перевозке грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа и иные услуги, связанные с такими перевозками.

Таким образом, при заключении вышеуказанных договоров юридические лица вправе не регистрировать сделки в обслуживающих банках, статистические (периодические статистические) декларации, а также на них не распространяются сроки завершения внешнеторговых операций.

Николай ДУБИНСКИЙ,
кандидат технических наук

Изменения в порядке проведения и контроля внешнеторговых операций

Указом Президента Республики Беларусь от 23 июня 2017 г. № 221 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее Указ № 221) вносятся некоторые изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее Указ № 178).

В частности, некоторые изменения коснулись терминологии Указа № 178: теперь центр статистического декларирования это определенное Государственным таможенным комитетом место, предназначенное для представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями резидентами статистических деклараций или периодических статистических деклараций в целях их регистрации.

Изменяется также сфера действия Указа № 178, помимо установленного ранее, теперь его действие не распространяется на внешнеторговые операции, проводимые:

— между резидентами и нерезидентами по договорам газо- и энергоснабжения нерезидентов, их представительств (филиалов), осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь;

— операторами сотовой подвижной электросвязи в рамках договоров (соглашений) о международном роуминге, заключенных с нерезидентами;

— государственным объединением «Белорусская железная дорога» в рамках заключенных с организациями железнодорожного транспорта нерезидентами договоров, предусматривающих взаиморасчеты за услуги по перевозке грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа и иные услуги, связанные с такими перевозками.

Денис САФАРЕВИЧ,
юрист

Введена маркировка для жидкостей электронных систем курения

С 16 июня 2017 г. введена маркировка контрольными (идентификационными) знаками жидкостей для использования в электронных системах курения, классифицируемых по коду 3824 99 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее ТН ВЭД ЕАЭС). Жидкости включены в Перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, за исключением товаров, информация о производстве и (или) ввозе на территорию Республики Беларусь которых подлежит внесению в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243» (далее Перечень маркируемых товаров), с последующими изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2017 г. № 192 «О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030».

Яна ГЛИНСКАЯ,
экономист

Введены в действие Правила проведения экологического контроля

10 мая 2017 г. вступило в силу постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 12 апреля 2017 г. № 11 «Об утверждении норм и правил по обеспечению ядерной и радиационной безопасности «Требования к эксплуатирующей организации по планированию и осуществлению радиационного мониторинга в случае ядерной или радиологической аварийной ситуации на атомной электростанции» (далее Правила № 11).

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормы и правила по обеспечению ядерной и радиационной безопасности являются техническим нормативным правовым актом Республики Беларусь. Соответственно на них распространяются нормы Указа Президента Республики Беларусь от 16 июля 2007 г. № 318 «О порядке доведения до всеобщего сведения технических нормативных правовых актов».

Николай ДУБИНСКИЙ,
кандидат технических наук

Исполнительное производство по новой Инструкции*

Реализация арестованного имущества

Глава 17 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. № 67 «Об утверждении Инструкции по исполнительному производству и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь» (далее Инструкция и постановление № 67 соответственно), определяет порядок реализации арестованного имущества, а также самостоятельную реализацию имущества должником.

Так, пункт 111 Инструкции определяет способы реализации арестованного имущества, пункт 112 сроки, по истечении которых имущество может быть реализовано. Одновременно предусматривается, что, если арестовано имущество должника с ограниченным сроком годности (подвергающееся быстрой порче, требующее специальных условий хранения), судебный исполнитель может изъять его и передать на реализацию до истечения сроков годности.

Эвелина ДУБОВИК,
старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Юридическая компания «Соломон»

Условия и порядок оказания социальных услуг изменяются

Законом Республики Беларусь от 19 июня 2017 г. № 31-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» (далее Закон № 31-З) внесены многочисленные изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-З «О социальном обслуживании» (в редакции Закона от 13 июля 2012 г. № 427-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания») (далее Закон № 395-З).

Сделаем краткий обзор основных новшеств.

Общие положения

В первую очередь следует отметить, что изменения коснулись понятийного аппарата в новой редакции изложена статья 1 Закона № 395-З, устанавливающая основные термины, применяемые в этом нормативном правовом акте, и их определения.

Так, в соответствии с новой редакцией этой статьи:

— государственный социальный заказ это механизм привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к оказанию социальных услуг и реализации социальных проектов;

— социальная услуга деятельность в области социального обслуживания по оказанию гражданину помощи в целях содействия в предупреждении, преодолении трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней, не связанная с оказанием материальной помощи;

— социальное обслуживание совокупность мер по организации и оказанию социальных услуг, содействию активизации собственных усилий граждан по предупреждению, преодолению трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней;

— социальный проект комплекс организационно-технических мероприятий по решению социальных проблем определенной группы граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

— трудная жизненная ситуация обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно ухудшающее условия жизнедеятельности либо представляющее опасность для жизни и (или) здоровья гражданина, последствия которого он не в состоянии преодолеть самостоятельно.

Александр ГОРБАЧ,
юрист

Контроль судов за органами принудительного исполнения по-новому: есть проблемы

Реформа исполнительного производства значительно сузила возможности судов по осуществлению контроля над органами принудительного исполнения. Суды утратили право оперативного контроля над судебными исполнителями, который ранее предусматривался статьями 495 и 540 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее Гражданский процессуальный кодекс), статьей 341 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее Хозяйственный процессуальный кодекс).

Одной из форм судебного контроля над должностными лицами органов принудительного исполнения продолжает оставаться рассмотрение судами исков об освобождении имущества от ареста (исключении имущества из акта описи). Вместе с тем данный контроль осуществляется нечасто и носит непрямой (косвенный) характер, а сама процедура рассмотрения указанных исков сохранилась после реформы исполнительного производства практически в неизменном виде.

Владимир СКОБЕЛЕВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса и трудового права Белорусского государственного университета, арбитр Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате

7000 типовых проводок. Настольная книга бухгалтера и ревизора

В издании собраны проводки, отражающие суть хозяйственных операций по всем разделам типового плана счетов, с учетом отраслевых особенностей хозяйственной деятельности организаций, а также проводки, не предусмотренные типовым планом счетов, но допустимые законодательством Республики Беларусь. Кроме того, в целях избежания и исправления ошибок в бухгалтерском учете отдельным разделом в издании приведен порядок отражения результатов пересчета остатков по счетам в связи с деноминацией.

Эта книга незаменимое пособие для бухгалтеров, аудиторов, экономистов, ревизоров. Она поможет в разработке и утверждении рабочего плана счетов (включая субсчета), необходимых для ведения бухгалтерского учета в организации.

Л.М. Шехман
Книга «7 000 типовых проводок. Настольная книга бухгалтера и ревизора»
Издатель: общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Регистр», Минск, 2017 г.
http://www.profmedia.by
Тел./факс: (10-375-17) 286-06-08, 286-06-14