Оптимизация налогообложения при помощи информационных технологий

Для ограничения исследуемой области в нашей статье мы будем рассматривать налогообложение, субъектом которого являются юридические лица, резиденты Республики Беларусь.

Понятие «оптимизация налоговых платежей» получило широкое распространение в западных странах. Для белорусской экономики это понятие достаточно новое.

Как правило, под оптимизацией понимают определение значений экономических показателей, при которых достигается оптимум, то есть наилучшее состояние системы. Чаще всего оптимуму соответствует достижение наивысшего результата при данных затратах ресурсов или достижение заданного результата при минимальных ресурсных затратах. Налоговая оптимизация это целенаправленные действия налогоплательщика, основанные на знании особенностей налоговых систем и налоговых законодательств государств и направленные на уменьшение его налоговых обязательств при заданном уровне дохода, прибыли путем использования этих знаний. В отличие от оптимизации при налоговом планировании организация действует в рамках, декларируемых государством законодательных альтернатив, не используя публично скрытые варианты, а также не прибегает к эксплуатации несовершенства налогового законодательства. Кроме того, в отличие от налогового планирования действия по налоговой оптимизации осуждаются общественным большинством, хотя и не являются нарушением закона (как в случае с уклонением от уплаты налогов).

Ирина НАСОНОВА,
кандидат экономических наук, доцент Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники

Применение ставки НДС 10% как способ оптимизации финансовой нагрузки

Еще одним способом оптимизации финансовой нагрузки на предприятия является использование при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления пониженных ставок налога на добавленную стоимость.

В частности, статьей 102 Налогового кодекса Республики Беларусь ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов применяется при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь. Перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь 9 февраля 2012 г. № 54 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287») (далее Перечень).

Николай ДУБИНСКИЙ,
кандидат технических наук, доцент учреждения образования ВГТУ

Оптимизация финансовых потоков в логистике посредством лизинга

Для повышения эффективности работы любого предприятия предлагается совершенствование логистики финансовых потоков, что приведет к снижению затрат и получению возможности управлять финансами наиболее оптимально, так как финансовые потоки охватывают все стадии хозяйственной деятельности, а также способствуют обновлению основных фондов.

В последние годы удалось достигнуть значительных результатов в развитии промышленного комплекса Республики Беларусь, однако, несмотря на это, сохраняется высокий уровень физического и морального износа основных фондов в основных отраслях промышленности.

Динамика износа основных фондов, по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, представлена в таблице 1.

Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года предусматривается повышение эффективности вложений в основной капитал, значительное сокращение срока освоения новых основных производственных фондов, концентрация средств на приоритетных направлениях развития промышленного производства.

Маргарита МИШКОВА,
доцент, специалист по контроллингу,
Татьяна КИЧАЕВА

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений»

Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений» (далее Указ № 240), вступающим в силу с 7 августа 2017 г., в нашей стране вводится адресное субсидирование в жилищном строительстве особый вид государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом оно не заменит действующую систему льготного кредитования жилищного строительства, а дополнит ее.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 240 будут предоставляться субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений, а для многодетных и молодых семей и детей-сирот также и на погашение основного долга по этим кредитам. При этом для целей Указа № 240 под кредитами понимаются кредиты, выдаваемые банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений в пределах максимальной нормируемой стоимости жилого помещения, определяемой в соответствии с подпунктом 1.13 пункта 1 Указа № 240, за исключением льготных кредитов, предоставляемых гражданам в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Александр МАРКОВ,
экономист

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2017 г. № 507 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2007 г. № 895»

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2017 г. № 507 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2007 г. № 895» (далее постановление № 507), вступающим в силу с 13 октября 2017 г., внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2007 г. № 895 «Об утверждении Положений о порядке и условиях проведения профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсоводов и гидов-переводчиков, и о порядке ведения Национального реестра экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь» (далее постановление № 895).

Основные изменения постановлением № 507 внесены в Положение о порядке и условиях проведения профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсоводов и гидов-переводчиков, утвержденное постановлением № 895 (далее Положение).

Александр МАРКОВ,
экономист

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)»

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)» (далее постановление № 500), вступающим в силу с 3 сентября 2017 г., утверждено Положение о порядке оказания аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности) (далее Положение).

Александр МАРКОВ,
экономист

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2017 г. № 518 «О внесении дополнений и изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 2006 г. № 1055 и от 19 августа 2006 г. № 1058»

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2017 г. № 518 «О внесении дополнений и изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 2006 г. № 1055 и от 19 августа 2006 г. № 1058» (далее постановление № 518), вступающим в силу с 16 октября 2017 г., внесены изменения в Правила оказания услуг электросвязи, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 2006 г. № 1055 «Об утверждении Правил оказания услуг электросвязи» (далее Правила № 1055).

Уточнена используемая в Правилах № 1055 терминология.

Так, пункт 3 Правил № 1055 дополнен термином «рассылка SMS-сообщений», под которым понимается автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети сотовой подвижной электросвязи.

Александр МАРКОВ,
экономист