Особенности осуществления оптовой торговли товарами, реализуемыми со скидкой

Эффективность функционирования субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих оптовую торговлю товарами, в отношении которых они не являются производителями и (или) импортерами (далее оптовые организации), в большой степени зависит от грамотно организованной товарно-сбытовой и ценовой политики. Одним из основных направлений совершенствования товарно-сбытовой деятельности оптовых организаций является проведение комплекса мероприятий по достижению высокого уровня покупательской активности, увеличению заинтересованности организаций-покупателей в приобретении большего количества товаров и ускорению сроков их оплаты и другое.

В сбытовой политике оптовых организаций могут использоваться различные меры по стимулированию сбыта товаров, одной из которых является ценовое стимулирование, основывающееся на применении различных видов скидок с цен реализации. В свою очередь, снижение цены реализации позволяет оптовой организации увеличить объем продаж и привлечь новых покупателей, а также сформировать группу постоянных покупателей. Экономический эффект от применения скидок заключается в увеличении объема продаж, оборачиваемости средств, прибыли, а также снижении дебиторской задолженности.

Анна РОЩЕНКО,
экономист

Особенности выплаты материальной помощи

Вопрос. Можно ли закрепить конкретное время выплаты помощи на оздоровление к отпуску, например при предоставлении трудового отпуска продолжительностью более 14 дней? Если да, то в каком документе такое положение может быть закреплено? Уплачиваются ли с такой помощи взносы в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее Фонд социальной защиты населения) и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее «Белгосстрах»)?

Ответ. В соответствии со статьей 182 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее Трудовой кодекс) в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части при предоставлении одной из частей отпуска) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством Республики Беларусь, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор

Изменения при назначении детских пособий

Опубликован Закон Республики Беларусь от 30 июня 2017 г. № 33-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей». Все поправки вступили в силу с 1 июля 2017 г.

Так, документом предусматривается:

— предоставить право семьям, в которых родители (родитель) являются инвалидами первой или второй группы, и семьям, где один родитель является инвалидом первой группы, а другой осуществляет уход за ним, получать пособия на детей старше трех лет до достижения детьми возраста восемнадцати лет без учета факта их обучения в учреждениях образования на бесплатной основе;

— предоставить право матери (мачехе) или отцу (отчиму), усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю) осуществлять уход за ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет с получением соответствующего пособия и одновременно работать на условиях неполной занятости (выполнять работу на дому). Кроме того, закрепляется право указанных лиц на это пособие и в случае получения ими пенсии либо ежемесячной страховой выплаты;

— дифференцировать размер пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет в зависимости от степени утраты здоровья ребенка, повысив размер пособия лицам, ухаживающим за ребенком-инвалидом с третьей или четвертой степенью утраты здоровья на двадцать процентов после исполнения ему трех лет.

Наряду с этим документом:

— уточняются категории лиц, которые имеют право на государственные пособия семьям, воспитывающим детей, а также случаи, при которых указанные пособия не назначаются и не выплачиваются;

вводятся дополнительные условия для получения пособия в связи с рождением ребенка (срок проживания на территории Республики Беларусь в случае рождения ребенка за пределами страны, срок уплаты обязательных страховых взносов на социальное страхование для временно проживающих в Республике Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства);

— предусматривается повышение размера пособия по беременности и родам в тех случаях, когда размер данного пособия ниже, чем сумма пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет за период с момента рождения ребенка по день, по который выплачено пособие по беременности и родам;

— закрепляется право женщин, ставших на учет до двенадцатинедельного срока беременности, на получение соответствующего пособия в случае, если они стали на этот учет не только в государственных, но и в иных организациях здравоохранения;

— предусматриваются новые подходы к исчислению и перерасчету размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, обусловленные необходимостью перераспределения средств в рамках системы государственных пособий для поддержки наиболее социально уязвимых категорий семей в условиях оптимизации расходов государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения (далее Фонд социальной защиты населения).

Светлана ДОБРИЯНИК,
главный редактор журнала «Налоговый вестник»

Учет затрат на производство продукции в сельскохозяйственных организациях

Затраты на производство сельскохозяйственной продукции следует учитывать на счете 20 «Основное производство». По дебету этого счета отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, расходы вспомогательных производств, по управлению и обслуживанию основного производства после их распределения, а также потери от брака. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда и др. Другие затраты и расходы распределяются и учитываются по дебету этого же счета с кредита счетов 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве» и др.

Людмила БОГДАНОВА,
экономист

Нормирование площади жилых помещений

Нормирование площади жилых помещений в новых социально-экономических условиях сохраняет свое значение как инструмент реализации конституционных гарантий прав граждан на жилище (статья 48 Конституции Республики Беларусь).

При этом наряду с изменением количественных параметров применявшихся ранее жилищных норм действуют специальные нормы и требования при учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений социального пользования, пользовании жилыми помещениями, а также при предоставлении гражданам государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений.

На законодательном уровне указанные нормы закреплены в Жилищном кодексе Республики Беларусь (далее Жилищный кодекс), Указе Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» (далее Указ № 563) и других законодательных актах Республики Беларусь.

Виктор САВИЦКИЙ,
юрист

Комментарий к Закону Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей»

Принят Закон Республики Беларусь от 30 июня 2017 г. № 33-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей».

В соответствии со статьей 1 Закона в новой редакции изложен Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее Закон).

Законом систематизированы подходы по определению права на государственные пособия, а также закреплено, что государственные пособия назначаются на детей при условии, если на день обращения за пособиями они зарегистрированы по месту жительства (месту пребывания) и фактически проживают в Республике Беларусь.

Александр МАРКОВ,
экономист

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 19 июня 2017 г. № 31-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании»

Законом Республики Беларусь от 19 июня 2017 г. № 31-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании», вступающим в силу с 25 декабря 2017 г., внесены многочисленные изменения в Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-З «О социальном обслуживании» (далее Закон № 395-З).

Рассмотрим наиболее существенные из них.

Общие положения

Уточнена терминология, используемая в Законе № 395-З.

Так, под социальным обслуживанием с 25 декабря 2017 г. будет пониматься совокупность мер (было деятельность) по организации и оказанию социальных услуг, содействию активизации собственных усилий граждан по предупреждению, преодолению трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней.

Социальным проектом будет считаться не один проект, как сейчас, а комплекс организационно-технических мероприятий по решению социальных проблем определенной группы граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Изменяется и определение самой трудной жизненной ситуации: под такой ситуацией будет пониматься обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно ухудшающее условия жизнедеятельности либо представляющее опасность для жизни и (или) здоровья гражданина, последствия которого он не в состоянии преодолеть самостоятельно (сейчас здесь говорится об объективном нарушении нормальной жизнедеятельности гражданина, последствия которого он не в состоянии преодолеть за счет собственных средств и имеющихся возможностей).

Александр МАРКОВ,
экономист