Правовые аспекты отселения граждан из непригодных для проживания жилых домов

Жилищный кодекс Республики Беларусь (далее Жилищный кодекс) и другие законодательные акты Республики Беларусь содержат ряд норм, регулирующих вопросы обследования состояния жилых домов, квартир в многоквартирных и блокированных жилых домах, признания их не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, а также жилищные права граждан, проживающих в таких жилых помещениях.

Действующее законодательство Республики Беларусь содержит также ряд норм, регламентирующих порядок переселения граждан из домов, непригодных для проживания и находящихся в ветхом и аварийном состоянии.

Справочно

По данным государственной статистической отчетности 1-жкх (жилфонд) «Отчет о жилищном фонде», на 1 января 2017 г. общая площадь ветхих и аварийных жилых домов составляла 244 122 квадратных метра, в которых проживали 2 850 человек.

Виктор САВИЦКИЙ,
юрист

Исполнение залога

В соответствии со статьей 317 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее Гражданский кодекс) предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного его жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом. Имущество, приобретенное за счет внешнего государственного займа (кредита), не может являться предметом залога, в том числе ипотеки, до полного погашения обязательств по такому займу (кредиту). Законодательными актами Республики Беларусь могут быть установлены иные ограничения на передачу имущества в залог.

В соответствии с пунктом 1 статьи 315 Гражданского кодекса в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Рассмотрим ситуации исполнения залога подробнее.

Вячеслав КУНЦЕВИЧ,
юрист
Денис C АФАРЕВИЧ,
юрист открытого акционерного общества «Арцингер и партнеры»

Страхование грузов в практике международных перевозок

В последнее время наметилась тенденция увеличения случаев краж и хищений грузов, особенно дорогостоящих и высоколиквидных, в процессе перевозки. Наилучший способ минимизировать возможные риски и избежать возможных конфликтов позаботиться о страховании перевозимого груза.

Юридический смысл страхования грузов

Страхование грузов (страхование карго) широко применяется в настоящее время при осуществлении международных перевозок. Как и страхование ответственности перевозчика, страхование грузов относится к добровольному виду страхования. Его основная цель создать для грузоотправителей гарантии компенсации предполагаемых при перевозке убытков и упростить получение такой компенсации, ибо взыскание убытков с транспортных организаций требует времени и нередко связано со значительными судебными издержками.

Дмитрий КУРОЧКИН,
юрист

Порядок уплаты таможенных платежей в Беларуси упрощается

Белорусские участники внешнеэкономической деятельности получили давно ожидаемый подарок от таможенных органов. С 4 июля 2017 г. существенно упрощается порядок уплаты таможенных платежей.

Ранее их было необходимо производить на счет той таможни, в которой будет осуществляться таможенное оформление (декларирование) товаров. При этом зачастую участники внешнеэкономической деятельности, первоначально запланировав ввозить товар через одну таможню и уплатив деньги на ее счет, затем по какой-то причине меняли свое решение. При въезде через другую таможню им уже требовалось оформлять дополнительные документы, чтобы произвести зачет произведенного на иной счет платежа, что, естественно, приводило к задержкам при оформлении (декларировании) товаров.

Александр МАРКОВ,
экономист

Кредитная история как источник информации о кредитополучателе

Законодательство запрещает кредитовать субъектов хозяйствования, имеющих на момент обращения за кредитом просроченную задолженность по ранее выданным кредитам. Данную информацию на конкретную дату без проблем представляет клиент банка, однако полноту взаимоотношений кредитополучателя и банка за длительный период времени отражают только кредитные истории.

В соответствии с постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 226 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата» (далее Инструкция № 226) перед заключением кредитного договора и в течение времени предоставления денежных средств с периодичностью, установленной локальным нормативным правовым актом банка и (или) договором, банком осуществляется контроль над наличием у заявителя, кредитополучателя просроченной задолженности по ранее предоставленным и непогашенным кредитам в иных банках, открытом акционерном обществе «Банк развития Республики Беларусь» на основании документов, представленных заявителем, кредитополучателем либо полученных с его согласия в установленном порядке.

Нонна РАБЕЦ,
юрист

Комментарий к Указу № 221

Указ № 221 принят в рамках реализации программы социально-экономического развития Беларуси на 2016 2020 годы. Она предусматривает меры поэтапной либерализации валютных отношений, раскрепощение деловой инициативы, а также повышение конкурентоспособности экспорта и планомерное упрощение условий хозяйствования предприятий.

Основополагающим документом в сфере осуществления внешнеэкономической деятельности является Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее Указ № 178), устанавливающий многочисленные императивные требования к субъектам внешнеэкономической деятельности, за нарушение которых установлены существенные санкции.

27 июня 2017 г. Указом Президента Республики Беларусь от 23 июня 2017 г. № 221 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее Указ № 221) в Указ № 178 внесены существенные изменения.

Итак, рассмотрим основные нововведения.

Денис CАФАРЕВИЧ,
юрист открытого акционерного общества «Арцингер и партнеры»

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2017 г. № 523 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»

Изменения, внесенные в Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 г. № 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» и вступившие в силу с 15 июля 2017 г., потребовали корректировки всей нормативной правовой базы, регламентирующей порядок декларировании физическими лицами доходов и имущества.

В этой целью было принято Положение о порядке истребования налоговым органом декларации о доходах и имуществе, осуществления контроля в сфере декларирования физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2017 г. № 516 «О порядке осуществления контроля в сфере декларирования физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» (далее постановление № 516).

Кроме того, с указанной даты вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2017 г. № 523 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее постановление № 523).

Александр МАРКОВ,
экономист