Опубликованы поправки в Налоговый кодекс Республики Беларусь

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь (http://www.minfin.gov.by/ru/tax_policy/discuss_projects/) опубликован проект закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета», в статье 1 которого предложены дополнения и изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь.

Рассмотрим наиболее важные из них.

Светлана ДОБРИЯНИК,
главный редактор журнала «Налоговый вестник»

Изменился порядок работы с изъятым и арестованным имуществом

Вновь принятый Закон Республики Беларусь от 19 июня 2017 г. № 32-З «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь» привел в соответствие нормы законодательства Республики Беларусь с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2016 г. № 63 «О совершенствовании работы с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства» (далее Указ № 63).

Что же изменилось?

Прежде всего, из статьи 138 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее Закон № 129-З) исключено понятие «первичного учета» таможенным органом задержанных товаров (сейчас осуществляется просто учет). Это обусловлено тем, что нормами главы 2 «Учет имущества» Указа № 63 не предусмотрена такая терминология. По аналогичной причине, а также с учетом положений Указа № 63 внесены некоторые редакционные изменения в статьи 139 и 142 Закона № 129-З.

Николай ДУБИНСКИЙ,
кандидат технических наук

Если первичный учетный документ не включен в учетную политику

В настоящее время в бухгалтерской среде активно обсуждается вопрос: можно ли считать первичный учетный документ не имеющим юридической силы в случае, если его форма не включена в учетную политику (например, акт на списание товарно-материальных ценностей, иной документ, форма которого не установлена законодательством Республики Беларусь в качестве обязательной к применению)?

Рассматриваемый вопрос важен как с точки зрения бухгалтерского учета, так и налогообложения, поскольку хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и, как следствие, в налоговом на основании первичного учетного документа.

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»

Шаг за шагом: устанавливаем СКНО

С 1 октября 2015 г. и до 1 августа 2018 г. в соответствии с подпунктами 2.6 и 2.7 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь, должны установить СКНО на каждую единицу используемого ими кассового оборудования. Указанное требование не распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, использующих специальные компьютерные системы.

Александра РАКИТИНА,
эксперт по налогообложению

Формирование свободных розничных цен на основе оценки цен конкурентов

Нормами национального законодательства определено, что в Республике Беларусь на товары, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З «О ценообразовании» (далее Закон № 255-З), применяются свободные цены (статья 6 Закона № 255-З). При реализации товаров, в отношении которых в настоящее время применяются свободные цены (то есть законодательством Республики Беларусь отменено государственное регулирование этих цен), не распространяется ограничение по уровню торговых (оптовых) надбавок, использование Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 июля 2011 г. № 111 (далее Инструкция № 111), в части определения розничных цен на указанные товары, реализуемые розничными организациями из торговых объектов розничной торговли, носит рекомендательный характер. В этом случае розничным организациям следует руководствоваться положениями Закона № 255-З, в соответствии со статьей 12 которого они имеют право самостоятельно установить цены на эти товары. Учитывая нормы Закона № 255-З, формирование свободных розничных цен на товары (продукцию) осуществляется розничными организациями путем применения торговой надбавки к отпускным ценам производителей (импортеров) или ценам приобретения в размерах, определяемых самостоятельно, с учетом конъюнктуры рынка, покупательской способности потребителей, а также условий конкуренции на рынке, то есть без ограничений.

Галина КЕВРА,
экономист