Порядок включения премий в расчет среднего заработка

Порядок включения премий в расчет среднего заработка для оплаты больничного. Основным нормативным правовым документом, регулирующим порядок расчета оплаты больничного листка, является Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее Положение № 569).

Пунктом 24 Положения № 569 определено, что в заработок для исчисления пособий работникам включаются виды оплаты труда (за исключением выплат, носящих единовременный характер), на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь начисляются обязательные страховые взносы.

В соответствии с абзацем вторым статьи 2 Закона Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» объектами для начисления обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115 «Об утверждении Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Наталья МИЛАШЕВСКАЯ,

аудитор

Применяем фиксированные цены в регионах

Фиксированная цена (тариф) это регулируемая цена (тариф) в твердо выраженной денежной величине (статья 3 Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З «О ценообразовании») (далее Закон № 255-З).

Сфера применения регулируемых цен (тарифов) определена статьей 7 Закона № 255-З, в соответствии с которой такие цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на отдельные товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь. В настоящее время Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), определен в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее перечень № 72 и Указ № 72 соответственно).

Перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее перечень № 35 и постановление № 35 соответственно).

На сегодняшний день в перечни № 72 и № 35 включены:

а) жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению: водоснабжение, водоотведение (канализация), техническое обслуживание лифта, техническое обслуживание и капитальный ремонт жилого дома и другие;

б) услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые населению;

в) твердое топливо, топливные брикеты и дрова для населения (в пределах норм, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь);

г) социальные услуги, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания системы органов по труду, занятости и социальной защите;

д) городские перевозки пассажиров всеми видами транспорта (за исключением железнодорожного) в регулярном сообщении и пригородные автомобильные перевозки пассажиров, багажа и (или) ручной клади в регулярном сообщении (по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь).

Уполномоченные органы осуществляют регулирование путем установления фиксированных цен (тарифов) в порядке, установленном ими в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Александр ЕВЛАШ,

экономист

Учет реализации у комитента

В настоящее время многие торговые организации испытывают трудности со сбытом, и на помощь приходит вариант комиссионной торговли. Статьей 880 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее Гражданский кодекс) определено, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. В соответствии с  договором по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Важно помнить, что вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего, иными словами, имущество, переданное комиссионеру для реализации, продолжает учитываться у комитента на балансе (пункт 1 статьи 886 Гражданского кодекса).

Далее статьей 881 Гражданского кодекса определено, что комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение за проделанную работу, а в случае, если комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение в размере и порядке, установленных в договоре комиссии. В случае, если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрены и размер вознаграждения не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение уплачивается после исполнения договора комиссии в размере, определяемом в соответствии с пунктом 3 статьи 394 Гражданского кодекса.

В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

Размер вознаграждения комиссионера может быть в виде:

процента от цены сделки по договору комиссии;

фиксированной цифры;

суммы превышения между ценой комитента в договоре и ценой комиссионера, по которой последний смог реализовать товар, и так далее.

Наталья МИЛАШЕВСКАЯ,

экономист

Изменяется бухгалтерский учет курсовых разниц

Министерством финансов Республики Беларусь 10 августа 2017 г. принято постановление № 23 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета курсовых разниц» (далее постановление № 23), которое вступает в силу с 1 января 2018 г.

Рассмотрим основные аспекты, связанные с внесенными изменениями.

В настоящее время пунктом 1 статьи 298 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее Гражданский кодекс) предусмотрено, что денежные обязательства должны быть выражены в белорусских рублях (статья 141 Гражданского кодекса). В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах («специальных правах заимствования» и других). В этом случае подлежащая оплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством Республики Беларусь или соглашением сторон.

Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Республики Беларусь по обязательствам допускается в случаях, порядке и на условиях, определенных законодательством Республики Беларусь (пункт 2 статьи 298 Гражданского кодекса).

Валентина ЛЕМЕШ,

кандидат экономических наук

Печать на документах: всегда ли она нужна

Основная функция печати придание юридической силы документам, подлинность которых может вызывать сомнения. Она необходима организации хотя бы по той причине, что ограничивает возможность фальсификации исходящей информации, подтверждает оригинальность договоров, контрактов и других актов перед контрагентами, ревизорами, работниками.

В соответствии с пунктом 18 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях» (далее Инструкция № 4), для придания документу юридической силы необходимо наличие следующих обязательных реквизитов:

наименования организации и (или) структурного подразделения автора;

даты;

регистрационного индекса;

подписи.

Для отдельных видов документов дополнительными реквизитами, придающими им юридическую силу, являются гриф утверждения, печать, отметка о заверке копии.

В соответствии с пунктом 62 Инструкции № 4 реквизит «Печать» ставится на документах, требующих особого удостоверения их подлинности.

Наталья БОРИСЕНКО,

аудитор

Льготы по уплате таможенных пошлин для оборудования при проведении научно-исследовательских работ

Следует иметь в виду, что льготы по уплате ввозной таможенной пошлины или тарифные льготы в Республике Беларусь предоставляются в соответствии с законодательством Евразийского экономического союза. Это обусловлено тем, что данный платеж распределяется между бюджетами государств членов Евразийского экономического союза. Соответственно на межгосударственном и национальном уровнях принят ряд нормативных правовых актов, которые предусматривают льготный порядок обложения товаров ввозными таможенными пошлинами. При этом льготные условия применимы только для отдельных категорий субъектов хозяйствования. В зависимости от того, каким образом ввозятся такие товары, для постоянного размещения в Республике Беларусь или для временного размещения в нашей стране они помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или временного ввоза (допуска).

Рассмотрим данные обстоятельства несколько подробнее.

Льготы при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Перечень тарифных льгот (то есть случаев освобождения ввозимых товаров от уплаты ввозной таможенной пошлины) определен Протоколом о едином таможенно-тарифном регулировании (приложение 6 к Договору о Евразийском экономическом союзе) и решением комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза».

Николай ДУБИНСКИЙ,

кандидат технических наук