Государственные закупки: что должно измениться с 1 января

Изучение практики проведения государственных закупок показало, что в законодательстве Республики Беларусь, регулирующем данную сферу, есть много нерешенных вопросов. Для их минимизации Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь разработаны проекты нескольких нормативных правовых актов.

Вносить изменения в законодательство Республики Беларусь о государственных закупках необходимо и для выполнения международных обязательств в рамках Евразийского экономического союза. В связи с этим Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь подготовлен проект указа Президента Республики Беларусь «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее проект указа), которым предусмотрено внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее Указ № 590).

Отметим, что одновременно ко второму чтению в Палате представителей готовится проект нового закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», предусматривающий аналогичные изменения. Но он, скорее всего, вступит в силу только с 1 января 2019 г., а до этой даты данная сфера будет в основном регулироваться обновленным Указом № 590 и принятыми в его исполнение правовыми актами Правительства Республики Беларусь.

Александр МАРКОВ,

экономист

Дифференцирование предельных нормативов рентабельности при формировании регулируемых отпускных цен

Нормами национального законодательства производство и реализация товаров (работ, услуг) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее организации-монополисты), отнесены к сфере применения регулируемых цен (тарифов) (ст. 7 Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З «О ценообразовании») (далее Закон № 255-З).

В соответствии с полномочиями, предоставленными Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», регулирование цен на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, возложено на Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках, на областные исполнительные комитеты и Минский городской исполнительный комитет.

В соответствии со ст. 8 Закона № 255-З регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) организаций-монополистов может осуществляться путем установления предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф). Предельный норматив рентабельности это устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах (ст. 3 Закона № 255-З).

Ирина КУРАШ,

экономист

Внесены изменения в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 7 августа 2017 г. № 41 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек» (далее постановление № 41), вступившим в силу с 13 октября 2017 г., внесены изменения в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек, утвержденную постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 40 «О трудовых книжках» (далее Инструкция № 40).

Ведение трудовых книжек

В пункте 9 Инструкции № 40, в котором указана информация, которая вносится в трудовую книжку, уточнено, что с 13 октября 2017 г. в нее должны вноситься сведения:

1) о работнике (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) (далее отчество), дата рождения, образование, профессия, специальность);

2) о работе (прием на работу, заключение трудового договора (в том числе на неопределенный срок, срочного трудового договора, контракта), в том числе на условиях совместительства (по желанию работника), перевод на другую постоянную работу, присвоение категории (разряда, класса), а также увольнение работника и основание прекращения трудового договора (контракта);

3) о награждениях и поощрениях за успехи в работе;

4) о подготовке, повышении квалификации, стажировке и переподготовке;

5) о регистрации в качестве безработного с выплатой пособия по безработице (по желанию безработного);

6) о назначении пенсии;

7) о назначении пособия по уходу за инвалидом первой группы или ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет, а также за лицом, достигшим восьмидесятилетнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе (далее пособия по уходу), и о прекращении их выплаты;

8) о лишении работника права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Александр МАРКОВ,

экономист

Все, что нужно знать об аутсорсинге

В настоящее время на многих предприятиях складывается довольно сложное финансовое положение: непостоянный сбыт товаров и продукции, недостаток денежных средств в обороте, при этом выплату заработной платы работникам и уплату зарплатных налогов никто не отменял.

Руководители ищут новые пути решения вопросов не только по увеличению выручки на предприятиях, но и по минимизации затрат в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности. Одним из направлений по снижению расходов является сокращение работников и передача выполняемых ими функций на аутсорсинг. Слово «аутсорсинг» (англ. outsourcing: out «внешний», «находящийся за пределами», source «источник») это заимствованное иностранное слова, которое в переводе означает комплекс мероприятий, направленных на передачу предприятием определенных процессов и функций другой организации. Обобщая значение слова, аутсорсинг это использование чужих ресурсов. Аутсорсер специализированная организация или индивидуальный предприниматель, поставщик услуг аутсорсинга.

Так, например, может возникнуть ситуация, когда руководство организации желает открыть новое направление в своей деятельности, а поэтому имеет необходимость создания web-сайта и его продвижения, обновления контента и размещения рекламы. Поскольку новое направление еще только внедряется и соответственно прибыли пока не приносит, организации бывает невыгодно принимать в штат seo-специалистов, организовывать рабочее место, тем более если организация не располагает необходимыми для этого ресурсами. Поэтому такого рода функции передаются на аутсортинг.

Наталья БОРИСЕНКО,

аудитор

Уточнен порядок подтверждения стажа работы

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 сентября 2017 г. № 684 «О внесении дополнений и изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1992 г. № 777 и от 6 сентября 2006 г. № 1149» (далее постановление № 684), вступившим в силу с 17 сентября 2017 г., внесены некоторые уточнения в порядок подтверждения стажа работы для назначения пенсий.

При этом внесены изменения в Положение о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1992 г. № 777 «Об утверждении Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий» (далее Положение № 777).

В частности, в п. 5 Положения № 777 установлено, что в документах, выдаваемых в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и других периодов, засчитываемых в стаж работы, должны быть указаны номер и дата выдачи, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) лица, которому выдается документ, место работы, период работы, профессия (должность), период иной деятельности, сведения о других периодах, засчитываемых в стаж работы, основания их выдачи. Как и ранее, эти документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации (архивного учреждения).

Расширен перечень случаев, когда периоды работы не могут быть подтверждены показаниями свидетелей (п. 22 Положения № 777). Кроме периодов работы у отдельных граждан и других периодов, условием включения которых в стаж работы является подтверждение уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда, нельзя будет подтвердить свидетельскими показаниями периоды работы в колхозе после 1965 года. По-прежнему свидетелям нельзя будет подтвердить и характер работы, дающей право на пенсию за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет, для этого необходимы документы.

Александр МАРКОВ,

экономист

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 7 сентября 2017 г. № 679 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778»

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 сентября 2017 г. № 679 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778» (далее постановление № 679), вступающим в силу с 13 декабря 2017 г., внесены изменения в Положение о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее Положение и постановление № 778 соответственно).

В части второй пункта 10 Положения уточнено, что протокол заседания комиссии по вопросу об открытии предложений по проведению государственных закупок размещается на официальном сайте государственных закупок в день открытия предложений только в случае проведения открытого конкурса.

Заказчик (организатор) в соответствии с дополнением, внесенным в пункт 11 Положения, должен размещать на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке при проведении на ней процедуры государственной закупки в числе сведений о договорах, заключенных по результатам проведения процедур государственных закупок, номер (при его наличии) и дату договора (в настоящее время требование про размещение номера и даты договора отсутствует).

Александр МАРКОВ,

экономист

Форменная одежда и спецодежда: особенности учета

В настоящее время видов деятельности предприятий и организаций множество. В одной организации выдают форменную одежду, в другой спецодежду (средства индивидуальной защиты).

Каким образом отражается в учете предприятия такая выдача?

Наталья БОРИСЕНКО,

аудитор

Налогообложение доходов по банковским процентам

Белорусская некоммерческая организация является общественным объединением и не осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь и за ее пределами. В соответствии с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2013 г. № 191 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта» (далее Указ № 191) организация включена в перечень спортивных организаций, которым оказывается поддержка в рамках Указа № 191. Деятельность организации основана на получении безвозмездной (спонсорской) помощи и использовании полученных средств на уставные цели (задачи) Национального олимпийского комитета Республики Беларусь.

Кроме того, свободные денежные средства, полученные от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещаются организацией в банковские вклады (депозиты). За размещение денежных средств банками ежемесячно начисляются и выплачиваются проценты в размерах, предусмотренных договором банковского вклада (депозита).

Каков порядок обложения налогом на прибыль процентов по депозитам некоммерческой спортивной организации?

Александр БОЯРКО,

аудитор

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 18 августа 2017 г. № 627 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1780»

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 августа 2017 г. № 627 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1780» (далее постановление № 627), вступившим в силу с 26 августа 2017 г., внесены изменения в Положение о порядке изменения целевого назначения земельных участков, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1780 «Об утверждении Положения о порядке изменения целевого назначения земельных участков» (далее Положение). В основном они связаны с изменением целевого назначения земельных участков в границах Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее индустриальный парк).

Напомним, что Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166 «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее Указ № 166) установлены беспрецедентные для нашей страны льготы как для совместной белорусско-китайской компании по развитию индустриального парка, так и для его резидентов и инвесторов.

Александр МАРКОВ,

экономист

Деловой этикет в офисе

На первый взгляд, офисный этикет ассоциируется с некоторой чопорностью и педантичностью, набором условностей, без соблюдения которых можно запросто обойтись. Тем не менее он важен, так как регламентирует правила взаимодействия с окружающими в пределах компании.

Даже проживание внутри социума предполагает следование некоторым негласным, но выполняемым правилам. В контексте трудового коллектива офисный этикет регулирует поведение в трудовом сообществе, благодаря чему ежедневная совместная работа приносит удовольствие.

Несмотря на то что коллеги это люди, которых, возможно, вы никогда не пригласите к себе на ужин, научиться уживаться с ними крайне важно еще и для того, чтобы в результате работа была сделана качественно и в срок с минимальными потерями нервных клеток.

Суть офисного этикета в том, чтобы обеспечить взаимное уважение и благоприятную атмосферу в трудовом коллективе. Благодаря офисному этикету отдельно взятая личность не станет врагом всей компании по причине раздражающего поведения и неуместных комментариев.

И дело вовсе не в том, что кто-то готов бросить вызов всем окружающим, просто некоторые действия, пусть и лишенные злого умысла, способны стать причиной неудобных ситуаций или неловкостей в деловой среде.

Многие правила этикета не прописаны в коллективном договоре, но это не является основанием для их несоблюдения.

Перейдем непосредственно к рассмотрению этих правил.

Марина ГЛАДКАЯ,

эксперт журнала «Кадровик. Управление персоналом»

Новое в справочной информации

Календарь уплаты юридическими лицами налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на ноябрь 2017 года

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на ноябрь 2017 года