Ставки единого налога для физических лиц по новым видам деятельности определены в Минске

Депутаты Минского городского Совета на сессии утвердили ставки единого налога для физических лиц по новым видам деятельности, не требующим регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

При подготовке документа учтена сложившаяся практика по установлению единообразных ставок единого налога для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих один и тот же вид деятельности, с учетом особенностей отдельных видов деятельности.

Так, для физических лиц, предоставляющих принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, садовые домики, дачи для краткосрочного проживания другим гражданам, установлена ставка единого налога в размере 116 145 рублей в зависимости от типа жилья.

<...>

Александра ПОЛЯНСКАЯ,
эксперт по вопросам налогообложения

О некоторых особенностях Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности»

Вскоре вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее Указ № 376), который кардинально меняет подход к проверкам.

В частности, внеплановые проверки будут назначаться только при наличии у контролеров достоверной информации о совершаемом нарушении на предприятии.

Контролирующие надзорные органы будут изучать имеющиеся у них базы данных, не беспокоя субъект хозяйствования. И когда они установят информацию о нарушениях либо эта информация поступит из других источников (в том числе от государственных органов или граждан), она будет уточняться, проверяться, и, если нарушение действительно произошло, может быть назначена внеплановая проверка.

При этом анонимные сообщения в расчет не берутся, и проверки по ним не проводятся.

Если гражданин указывает факт нарушения, он должен представить письменное согласие в дальнейшем выступать свидетелем в суде, если данные о нарушении не подтвердятся.

<...>

Александра ПОЛЯНСКАЯ,
эксперт по вопросам налогообложения

Заемщик банкрот: алгоритм действий обеих сторон

Невозврат кредита всегда проблема для банка. Тем более ситуация усложняется, если имеются все основания для признания должника банкротом и последующей его ликвидации, поскольку шансы погасить кредит еще уменьшаются.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», которым утверждено Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, юридическое лицо может быть ликвидировано по причине экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон) банкротство определено как неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника юридического лица, прекращением деятельности должника индивидуального предпринимателя.

Причины неплатежеспособности, в сущности, значения не имеют, даже если это типичная бесхозяйственность. К тому же выяснить реальные причины, приведшие к банкротству, хотя, казалось бы, и очевидные, почти невозможно. Да и гарантии того, что необходимые документы сохранены, тоже никакой нет.

<...>

Нонна РАБЕЦ,
юрист

Решение спорных ситуаций отнесения объектов недвижимости к капитальным строениям в целях исчисления налога на недвижимость

В соответствии с п. 1 ст. 185 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) объектами обложения налогом на недвижимость признаются капитальные строения (здания, сооружения), их части, в том числе сверхнормативного незавершенного строительства, а также машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций.

Для целей главы 17 НК капитальным строением (зданием, сооружением) у организаций признается строительная система, предназначенная для проживания и (или) пребывания людей, хранения имущества, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, перемещения людей и (или) грузов, относимая в установленном порядке к капитальным строениям (зданиям, сооружениям). К капитальным строениям (зданиям, сооружениям) также относятся иные объекты, классифицируемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь как здания и сооружения для целей определения нормативных сроков службы основных средств, передаточные устройства устройства электропередачи и связи, трубопроводы и газопроводы (в том числе магистральные), канализационные, водопроводные сети, илопроводы, цементопроводы и другие объекты, классифицируемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь как передаточные устройства для целей определения нормативных сроков службы основных средств.

<...>

Илья ИНОЗЕМЦЕВ,
финансовый директор IBP-East

Некоторые вопросы налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции

Напомним, не являются плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (далее единый налог) иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования), а также хозяйственные группы. Кроме того, в этом году изменились критерии для применения единого налога. Так, для применения единого налога выручка от реализации произведенной продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), первичной переработки льна, пчеловодства, животноводства и рыбоводства должна составлять не менее 50 процентов общей выручки за предыдущий календарный год (п. 1 ст. 302 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее НК).

Для целей данного критерия в продукцию животноводства включено также производство пушнины. То есть плательщики, производящие пушнину, имеют право на применение единого налога, если их выручка за предыдущий год составила не менее 50 процентов общей выручки.

<...>

Людмила БОГДАНОВА,
экономист

Как не допустить ошибок при удержании излишне выданных сумм

Иногда случается так, что работнику по каким-либо причинам выплачиваются лишние денежные суммы. Причины могут быть разные: например, выдан аванс на командировочные расходы, а в соответствии с отчетом работника получается, что он представил подтверждающие документы не на всю сумму, и тем самым он автоматически оказывается должником.

Какие действия должен предпринять бухгалтер, чтобы вернуть излишне выданное, и как при этом не нарушить законодательство?

Основным нормативным правовым документом Республики Беларусь, регулирующим трудовые отношения между работником и нанимателем, является Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее ТК). В ст. 107, 108 и 109 ТК определены основные нормы, регулирующие случаи и размеры удержаний денежных средств, излишне выданных работникам.

Статьей 107 ТК определено, что удержания по излишне выплаченным суммам из заработной платы работников для погашения их задолженности нанимателю могут производиться по распоряжению нанимателя только в некоторых случаях, а именно: для возвращения аванса, выданного в счет заработной платы; для возврата сумм, излишне выплаченных вследствие счетных ошибок; для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного на служебную командировку или перевод в другую местность, на хозяйственные нужды, если работник не оспаривает основания и размер удержания.

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор

Учет курсовых разниц в составе доходов будущих периодов

Указом Президента Республики Беларусь от 21 августа 2017 г. № 298 «О списании курсовых разниц» (далее Указ № 298) установлено, что коммерческие организации (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций), у которых суммы курсовых разниц, числящиеся на 31 декабря 2017 г. в составе расходов будущих периодов, превышают суммы курсовых разниц, числящиеся на эту дату в составе доходов будущих периодов, вправе в 2017 году суммы курсовых разниц, числящиеся на 31 декабря 2017 г. в составе расходов будущих периодов, списать на доходы будущих периодов в пределах сумм курсовых разниц, числящихся на 31 декабря 2017 г. в составе доходов будущих периодов (абзац второй п. 1 Указа № 298).

Также они вправе суммы курсовых разниц, оставшиеся в составе расходов будущих периодов после списания, произведенного в порядке, установленном в абзаце втором п. 1 Указа № 298, списать на расходы по финансовой деятельности и внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2018 г. (абзац третий 3 п. 1 Указа № 298).

Указ № 298 принят в целях обеспечения стабильной работы коммерческих организаций и вступил в силу с 24 августа 2017 г.

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»

О некоторых вопросах применения единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (далее единый налог) является одним из действующих в Республике Беларусь особых режимов налогообложения, который предусматривает специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин). Несмотря на то что данный порядок не нов, вопросы по его применению возникают в практической работе.

В данной статье рассмотрим отдельные моменты применения единого налога.

Определяющим критерием, позволяющим применение единого налога, является получение выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в установленном законодательством Республики Беларусь размере, а именно не менее пятидесяти (50) процентов в общей выручке, исчисленной от всей деятельности плательщика (далее процентная доля).

К сельскохозяйственной продукции в целях применения указанного режима относится выручка, полученная организациями от реализации продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), первичной переработки льна, пчеловодства, животноводства и рыбоводства.

<...>

Александра ПОЛЯНСКАЯ,
эксперт по вопросам налогообложения

Включаем упаковку в цену товара (часть 1)

Продавец обязан передать покупателю товары надлежащего качества в таре и (или) упаковке, за исключением товаров, которые по своему характеру не требуют затаривания в тару и (или) упаковку, в определенном наборе (комплект товаров) и комплектности с относящимися к товарам документами и принадлежностями.

Наличие такой нормы законодательства Республики Беларусь основывается на требованиях ст. 451 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК).

Однако если же договором не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования. Если в установленном законодательством Республики Беларусь порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям.

<...>

Галина КОРЖЕНЕВСКАЯ,
экономист

Справочная информация

Календарь бухгалтера

Календарь уплаты юридическими лицами налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на декабрь 2017 года

<...>

Производственный календарь

Производственный календарь на 2018 год

<...>