Изменения в пенсионном законодательстве для некоторых категорий граждан

В соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее Закон о пенсионном обеспечении) право на трудовую пенсию имеют лица, которые в периоды работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Указанной статьей Закона о пенсионном обеспечении определены требования к наличию стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. 

До 2014 года страховой стаж, который учитывается при определении права на трудовую пенсию, составлял пять лет. С 1 января 2014 г. его увеличили до десяти лет, через год до пятнадцати лет. С начала этого года страховой стаж подняли еще на полгода. С 1 января 2017 г. эта планка ежегодно увеличивается на шесть месяцев до двадцати лет.

Тем, кто ухаживает за инвалидами первой группы, и другим категориям оставили норму в пять лет страхового стажа. Однако при этом в данный стаж не засчитывалось время ухода за инвалидами. Из-за этих изменений белорусы, которые не выработали страховой стаж, попали в «пенсионную ловушку»: они не могли претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную. Среди «проблемных категорий» военнослужащие и женщины, которые несколько раз находились в декретном отпуске или ухаживали за детьми-инвалидами.

<...>

Игорь ЛИНИНЧЕНКО,
юрист

Разъяснение о порядке применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2017 г. № 863 «О повышении тарифных окладов (ставок) отдельным категориям работников»

С 1 декабря 2017 г. вступает в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2017 г. № 863 «О повышении тарифных окладов (ставок) отдельным категориям работников».

Данным документом предусмотрены меры материальной поддержки и стимулирования отдельных работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

1. Подпунктом 1.1 пункта 1 постановления № 863 установлено повышение тарифных окладов (ставок) работникам учреждений социального обслуживания и работникам культурно-просветительных учреждений, трудовые функции которых соответствуют основному виду деятельности этих учреждений, на двадцать пять процентов, взамен ранее действующего на пятнадцать процентов и предусмотренного в подпунктах 1.5 и 1.6 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 1267 «О повышении заработной платы отдельным категориям работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций».

<...>

Документ опубликован на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь www.mintrud.gov.by

Финансовый или операционный лизинг: что выгоднее?

В соответствии со ст. 636 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК) по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца (поставщика). Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца (поставщика) и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.

Существуют две основные разновидности лизинга финансовый и оперативный (операционный) лизинг.

Так в чем же отличие финансового лизинга от оперативного?

Можно предположить, что при оперативном лизинге обязателен возврат объекта лизингодателю. Но это не так, поскольку при любой форме договора лизинга объект может как возвращаться лизингодателю, так и выкупаться (ст. 595 ГК). Хотя, проанализировав п. 2 ст. 4 Модельного закона «О лизинге», принятого в городе Санкт-Петербурге на двадцать пятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств (постановление от 14 апреля 2005 г. № 25-6 «О модельном законе «О лизинге») (далее Модельный закон), можно сделать вывод, что при оперативном (операционном) лизинге предмет лизинга все же подлежит возврату лизингодателю.

<...>

Василий ПАСЕВИЧ,
аудитор

Порядок уплаты таможенных платежей

При ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, вывозе товаров с территории Евразийского экономического союза и (или) наступлении иных обстоятельств, с которыми таможенное законодательство Евразийского экономического союза и (или) законодательные акты Республики Беларусь связывают возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, таможенные органы взимают таможенные платежи. В соответствии с п. 1 ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) к таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;

5) таможенные сборы.

Следует отметить, что таможенные органы также взимают специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, которые не являются таможенными платежами, но относятся к иным платежам, взимание которых возложено на таможенные органы. Следует также отметить, что к иным платежам, взимаемым таможенными органами, относится утилизационный сбор.

Таможенные платежи уплачиваются и зачисляются в белорусских рублях на единый счет, за исключением вывозных таможенных пошлин, исчисляемых и уплачиваемых в иностранной валюте.

<...>

Людмила ДРОЗД,
эксперт по вопросам обеспечения исполнения налогового обязательства

Заполнение накладных

Основным нормативным правовым документом, устанавливающим форму товарно-транспортной накладной и товарной накладной, а также определяющим порядок их заполнения, является постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2016 г. № 58 «Об установлении форм товарно-транспортной накладной, товарной накладной и утверждении Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной, товарной накладной, внесении дополнений и изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. № 23» (далее Инструкция № 58).

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23 августа 2017 г. № 26 «Об изменении некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь» внесены изменения и дополнения в Инструкцию № 58, которые вступили в силу с 1 октября 2017 г. В связи с изменениями у плательщиков возникает множество вопросов, ответы на которые дадим в статье.

Ситуация 1

Производственная организация реализует часть готовой продукции через фирменный магазин, который находится в том же городе, но по другому адресу.

Какими первичными учетными документами следует оформлять передачу и доставку продукции со склада организации в магазин?

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее Закон № 57-З) первичный учетный документ это документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета.

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор

Молодой специалист и квалификационная категория

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2008 г. № 232 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения (снижения, лишения) квалификационных категорий медицинским, фармацевтическим работникам и иным работникам здравоохранения» утверждена Инструкция о порядке присвоения (снижения, лишения) квалификационных категорий медицинским (фармацевтическим) работникам и иным работникам здравоохранения (с последующими изменениями и дополнениями) (далее Инструкция).

Инструкция содержит следующие главы:

1) «Общие положения»;

2) «Квалификационные документы»;

3) «Порядок работы квалификационных комиссий и присвоения квалификационных категорий»;

4) «Порядок действия квалификационных категорий»;

Присвоение квалификационных категорий проводится по инициативе работника или нанимателя (п. 6 гл. 1 Инструкции).

Данная Инструкция устанавливает перечень квалификационных документов, порядок работы квалификационных комиссий, проведения квалификационного экзамена на присвоение квалификационных категорий медицинским (фармацевтическим) работникам (далее работники), действия квалификационных категорий, лишения и снижения квалификационных категорий, обжалования решений квалификационных комиссий.

<...>

Снежана КЛЕВАНОВИЧ,
главный бухгалтер комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета

Законные способы увольнения работников во время финансового кризиса организации

Финансовый кризис организации вынуждает нанимателя сокращать затраты, в том числе и на заработную плату. В том случае, если будет принято решение уменьшить количество работников, очень важно найти такие способы увольнения, чтобы не нарушить законодательство Республики Беларусь и не спровоцировать судебные иски и проверки организации государственными инспекторами труда департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и его территориальных подразделений, что повлечет не снижение затрат, а их рост. Поэтому процедуру увольнения необходимо сделать как можно менее затратной для организации.

К работникам организации могут быть применены как психологические, так и правовые методы увольнения.

На первый взгляд, кажется, что психологические методы увольнения менее затратны, но они оправданы в тех случаях, когда работник не справляется с порученной работой и не соответствует требованиям организации.

В других случаях, когда работник не хочет или не может работать, как нужно для организации, действующее законодательство Республики Беларусь усложняет увольнение такого работника, суды часто восстанавливают на работе сотрудника, недобросовестно исполняющего свои трудовые обязанности, по причине неправильного оформления процедуры увольнения. Поэтому, исключая длительную и сложно оформляемую процедуру увольнения работника, недобросовестно исполняющего свои трудовые обязанности, наниматель старается использовать психологические методы для того, чтобы работник уволился по собственному желанию или по соглашению сторон.

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист

Справочная информация

Индексы цен

Индексы изменения цен на строительно-монтажные работы на ноябрь 2017 года