Привлечение в доход бюджета средств в счет компенсации его расходов в 2018 году

В материале рассмотрены нормы Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2017 г. № 86-З «О республиканском бюджете на 2018 год» (далее Закон на 2018 год) по привлечению средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета (включая бюджетные организации), в доходы республиканского и соответствующих местных бюджетов в счет компенсации их расходов.

Общие положения

В 2018 году в счет компенсации расходов республиканского бюджета в доходы республиканского бюджета зачисляются средства, в том числе в иностранной валюте, в соответствии с приложением 10 к Закону на 2018 год (пункт 2 статьи 14 Закона на 2018 год). В счет компенсации расходов местных бюджетов в доходы соответствующих местных бюджетов зачисляются средства в соответствии с приложением 11 к Закону на 2018 год (пункт 7 статьи 20 Закона на 2018 год).

<...>

Анна ЧЕРНЮК,
доцент

Учет представительских расходов

Письмом Министерства финансов Республики Беларусь от 21 января 2011 г. № 05-1-26/878 «Расходы на представительские цели организации определяют сами» было разъяснено, что в соответствии со ст. 130 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) при налогообложении учитываются затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных, прав, фактически понесенные, документально подтвержденные и отраженные в бухгалтерском учете, за исключением расходов, перечисленных в ст. 131 НК.

С 1 января 2011 г. снято ограничение по учету при налогообложении представительских расходов в пределах норм, установленных Президентом Республики Беларусь, содержавшееся ранее в подп. 1.5 пункта 1 статьи 131 НК.

В этой связи организации вправе самостоятельно определять перечень расходов на представительские цели, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. Документом, определяющим такой перечень, по нашему мнению, может быть локальный нормативный акт, принятие которого осуществляется в рамках учетной политики организации.

В 2017 году вопросы бухгалтерского и налогового учета представительских расходов были дополнительно разъяснены в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 11 июля 2017 г. № 2-2-10/01238 «О представительских расходах» (далее письмо № 2-2-10/01238) и письме Министерства финансов Республики Беларусь от 25 августа 2017 г. № 15-1-17/311 «Отражение в бухгалтерском учете расходов организации на приобретение бутилированной воды».

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»

Вина кредитора как основание для снижения размера ответственности должника

В соответствии с п. 1 статьи 375 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК), если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, либо не принял разумных мер к их уменьшению.

Правила п. 1 статьи 375 ГК соответственно применяются и в случаях, когда должник в силу законодательного акта или договора несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства независимо от своей вины (пункт 2 ст. 385 ГК). Указанная правовая норма позволяет суду применить «смешанную» ответственность к нарушителю с учетом действий (бездействия) потерпевшей стороны. Правило о смешанной ответственности означает, что объем ответственности должника уменьшается в той мере, в которой нарушение обязательства обусловлено виновными действиями кредитора. При этом степень вины не обязательно должна быть равной. Поскольку причиненные убытки представляют собой единое целое, суд может уменьшить размер ответственности должника.

Вина кредитора должна учитываться во всех спорах, вытекающих из самых различных договорных и внедоговорных обязательств, с целью сохранения баланса интересов сторон и поощрения поведения кредитора, направленного на принятие всех возможных разумных мер для уменьшения размера его убытков. Например, если продавца выбрал лизингополучатель, но лизингодатель умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, вызванных ненадлежащей поставкой предмета лизинга, либо не принял разумных мер к их уменьшению, это в соответствии с п. 1 статьи 375 ГК является основанием для уменьшения размера ответственности лизингополучателя.

<...>

Олег БАНДЫК,
юрист

Уплата пеней по платежам, взимаемым таможенными органами

Пунктом 4 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) установлено, что при неуплате или неполной уплате плательщиком таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные для их уплаты, подлежат уплате пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней определяется национальным законодательством каждого государства члена Евразийского экономического союза. В Республике Беларусь такой порядок определен ст. 52 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК).

Исходя из норм НК, пенями признаются денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством Республики Беларусь.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством Республики Беларусь днем уплаты налога, сбора (пошлины).

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины) с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.

<...>

Людмила ДРОЗД,
специалист таможенного дела

Юридические услуги и адвокатская деятельность: изменения в порядке лицензирования и осуществления

Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 октября 2017 г. № 212 «Об изменении постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь» (далее постановление № 212) внесены изменения в ряд постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь, касающихся вопросов лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг и адвокатской деятельности. Коснулись также некоторые изменения и порядка осуществления указанных видов деятельности.

Стаж работы

Из названия и текста постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 23 февраля 2004 г. № 4 «О требованиях к образованию и стажу работы по юридической специальности соискателей специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности, деятельности по оказанию юридических услуг» (далее постановление № 4) исключены слова «адвокатской деятельности». Связано это с принятием отдельного постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 октября 2017 г. № 213 «О порядке исчисления стажа работы по специальности соискателей специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности». То есть отныне постановление № 4 будет касаться только деятельности по оказанию юридических услуг.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист

Выдача средств индивидуальной защиты повторно

Организация выдает работникам средства индивидуальной защиты с высокими (дополнительными) защитными свойствами и гигиеническими характеристиками. После окончания срока носки они не теряют своих защитных свойств, остаются исправными для дальнейшего использования.

Можно ли для них «продлить» сроки носки, установив иные сроки?

Основным нормативным правовым документом, определяющим порядок выдачи работникам средств индивидуальной защиты, является Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209 «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты» (далее Инструкция № 209).

Так, в п. 3 Инструкции № 209 даны следующие определения. Средства индивидуальной защиты это специальная одежда, предназначенная для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения и неблагоприятных температурных условий. Таким образом, основное назначение средств индивидуальной защиты защита.

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор

Белорусская цифровая экономика впереди планеты всей

Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее Декрет № 8) наделал много шума не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. И это не удивительно, ведь этот документ не просто совершенствует деятельность Парка высоких технологий, устраняет многие преграды для отечественного IT-бизнеса, но и призван привлечь в эту отрасль зарубежные инвестиции, а также сделать Республику Беларусь привлекательной для высокотехнологичных компаний всего мира.

Декретом № 8 продляется до 1 января 2049 г. срок действия специального правового режима Парка высоких технологий с сохранением принципа экстерриториальности. Кроме того, резидентам Парка высоких технологий дополнительно предоставляется право на осуществление в установленном порядке:

образовательной деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий;

деятельности в сфере киберспорта, включая подготовку киберспортивных команд, организацию и проведение соревнований, организацию их трансляций;

деятельности в сфере искусственного интеллекта, создания систем беспилотного управления транспортными средствами;

иных видов деятельности, указанных в Положении о Парке высоких технологий, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О Парке высоких технологий» (далее Положение о ПВТ), которое, кстати, Декретом № 8 изложено в новой редакции.

<...>

Кирилл ПРОКОПОВИЧ,
юрист

Справочная информация

Календари:

календарь налогоплательщика (юридического лица) на февраль 2018 года

календарь налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на февраль 2018 года