Учетная политика организации в 2018 году

В 2017 году было принято немало новых нормативных правовых актов Республики Беларусь по бухгалтерскому учету, влияющих на формирование учетной политики организаций. Главным образом, изменения произошли в порядке бухгалтерского учета курсовых разниц, начисления амортизации, отражения в бухгалтерском учете выбытия отдельных активов, которые влияют на формирование учетной политики организации в 2018 году.

В данной статье рассмотрены особенности формирования учетной политики в 2018 году коммерческими организациями, ведущими бухгалтерский учет в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее Закон № 57-З), типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее постановление № 50 и Инструкция № 50), Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее Инструкция № 102), с учетом произошедших изменений законодательства Республики Беларусь и практики применения законодательства Республики Беларусь в области бухгалтерского учета и отчетности, а также налогообложения.

При этом организациям следует учитывать, что в течение 2018 года могут быть приняты нормативные правовые акты Республики Беларусь, со вступлением в силу которых необходимо будет внести изменения и (или) дополнения в учетную политику.

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»

Новый классификатор основных средств: нормативные сроки службы, амортизация, переоценка, инвентаризация

1. Критерии отнесения имущества к основным средствам

Общий порядок формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах в организациях регулируется Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 26 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета» (далее Инструкция № 26).

Так, в соответствии с п. 4 Инструкции № 26 к бухгалтерскому учету в качестве основных средств принимаются активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания:

1) активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством Республики Беларусь;

2) организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов;

3) активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более двенадцати месяцев;

4) организацией не предполагается отчуждение активов в течение двенадцати месяцев со дня приобретения;

5) первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.

Также в соответствии с п. 4 Инструкции № 26 с 1 января 2013 г. принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств земельные участки, вложения в земельные участки, в улучшение земель, в объекты природопользования.

В свою очередь, к основным средствам не относятся:

1) запасы;

2) оборудование, находящееся у заказчика, застройщика, подрядчика, требующее монтажа и предназначенное для установки в возводимых или реконструируемых объектах;

3) строительные материалы, находящиеся у заказчика, застройщика;

4) вложения в долгосрочные активы;

5) природные объекты;

6) долгосрочные активы, принятые к бухгалтерскому учету в качестве предназначенных для реализации, а также активы, входящие в выбывающие группы, принятые к бухгалтерскому учету в качестве предназначенных для реализации;

7) доходные вложения в материальные активы.

<...>

Книга «Новый классификатор основных средств: нормативные сроки службы, амортизация, переоценка»
Издатель ООО «Издательство «Регистр», Минск, 2018 г.
http://www.profmedia.by
Тел./факс (10-375-17) 286-06-08, 286-06-14

Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 1 «О содействии занятости населения»

Давно обещанные изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее Декрет № 3), вызвавший резкое неприятие населением и нешуточные волнения, наконец, приняты. Декретом Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 1 «О содействии занятости населения» (далее Декрет № 1) он изложен в новой редакции, вступающей в силу с 27 января 2018 г.

На первый взгляд, новый законодательный акт главы государства направлен не против людей, названных в Декрете № 3 социальными иждивенцами, о них вообще в Декрете № 1 говорится не так много, а, как неоднократно заявлялось с самых разных трибун, на властную вертикаль. Действительно, Декрет № 1 содержит множество поручений органам государственного управления различного уровня по содействию гражданам в трудоустройстве и стимулированию занятости. При этом, как и в своем «предшественнике», под гражданами в Декрете № 1 понимаются не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в Республике Беларусь.

<...>

Александр МАРКОВ,
экономист

К тунеядцам подошли с другой стороны

Президент Республики Беларусь подписал Декрет от 25 января 2018 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее Декрет № 1). Этим документом Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее Декрет № 3) изложен в новой редакции, настолько новой, что от прежней почти ничего не осталось. Но обо всем по порядку.

Упор на государственные органы

Теперь Декрет № 3 будет иметь название «О содействии занятости населения», и направлен он будет на активизацию деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию занятости, проведению мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни. При этом под гражданами понимаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в нашей стране.

Отныне в соответствии с Декретом № 3 проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержка предпринимательской инициативы, обеспечение легализации трудовой деятельности будут считаться одними из основных показателей эффективности работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов (далее исполнительные комитеты).

<...>

Кирилл ПРОКОПОВИЧ,
юрист


Вина кредитора как основание для снижения размера ответственности должника

В соответствии с п. 1 статьи 375 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК), если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, либо не принял разумных мер к их уменьшению.

Правила п. 1 статьи 375 ГК соответственно применяются и в случаях, когда должник в силу законодательного акта или договора несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства независимо от своей вины (пункт 2 ст. 385 ГК). Указанная правовая норма позволяет суду применить «смешанную» ответственность к нарушителю с учетом действий (бездействия) потерпевшей стороны. Правило о смешанной ответственности означает, что объем ответственности должника уменьшается в той мере, в которой нарушение обязательства обусловлено виновными действиями кредитора. При этом степень вины не обязательно должна быть равной. Поскольку причиненные убытки представляют собой единое целое, суд может уменьшить размер ответственности должника.

<...>

Олег БАНДЫК,
юрист

Надлежащее представление по аккредитиву

Современный мир стремительно меняется. Цифровые технологии прочно занимают свое место в различных сферах, в том числе во взаимоотношениях клиентов с банками. Занимаясь внешнеэкономической деятельностью, клиенты зачастую выбирают аккредитив как форму расчетов по внешнеторговому договору с нерезидентами. Порядок осуществления платежа по аккредитиву является ключевым моментом как для сторон договора, так и для банков, сопровождающих данную операцию.

Однако на практике зачастую возникают вопросы о надлежащем представлении документов для аккредитива.

Нужны ли документы для осуществления платежа по аккредитиву? Возможно ли использование электронного документа? Может ли электронный документ, при оформлении которого не использовалась электронная подпись, выданная Государственной системой управления открытыми ключами Республики Беларусь (далее ГосСУОК), иметь обязательную юридическую силу? Является ли информация, полученная (в соответствии с договоренностью сторон) с использованием электронной почты, sms-сообщений или SWIFT, достаточным основанием для осуществления платежа по аккредитивной сделке?

<...>

Денис САФАРЕВИЧ,
юрист

Уплата пеней по платежам, взимаемым таможенными органами

Пунктом 4 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) установлено, что при неуплате или неполной уплате плательщиком таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные для их уплаты, подлежат уплате пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней определяется национальным законодательством каждого государства члена Евразийского экономического союза. В Республике Беларусь такой порядок определен статьей 52 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК).

Исходя из норм НК, пенями признаются денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством Республики Беларусь.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством Республики Беларусь днем уплаты налога, сбора (пошлины).

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины) с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.

<...>

Людмила ДРОЗД,
специалист таможенного дела

Юридические услуги и адвокатская деятельность: изменения в порядке лицензирования и осуществления

Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 октября 2017 г. № 212 «Об изменении постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь» (далее постановление № 212) внесены изменения в ряд постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь, касающихся вопросов лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг и адвокатской деятельности. Коснулись также некоторые изменения и порядка осуществления указанных видов деятельности.

Стаж работы

Из названия и текста постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 23 февраля 2004 г. № 4 «О требованиях к образованию и стажу работы по юридической специальности соискателей специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности, деятельности по оказанию юридических услуг» (далее постановление № 4) исключены слова «адвокатской деятельности». Связано это с принятием отдельного постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 октября 2017 г. № 213 «О порядке исчисления стажа работы по специальности соискателей специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности». То есть отныне постановление № 4 будет касаться только деятельности по оказанию юридических услуг.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист

О возврате сбора на финансирование государственных расходов

Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко 25 января 2018 г. подписал Декрет № 1 «О содействии занятости населения», который вступает в силу с 27 января 2018 г. (далее Декрет № 1).

Декрет № 1 направлен на активизацию работы по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения.

Декретом № 1 также предусмотрено освобождение плательщиков сбора на финансирование государственных расходов от уплаты этого сбора. Возврат сбора на финансирование государственных расходов гражданам будет осуществляться на основании их заявлений в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с пунктом 18.3 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», зачет, возврат сумм налогов, сборов (пошлин), пеней является административной процедурой, осуществляемой налоговыми органами.

<...>

Материал опубликован на официальном сайте
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
www.nalog.gov.by

Взыскание платежей в ЕАЭС

С 1 января 2018 г. вступили в силу нормы Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС). В документе более детально проработаны нормы таможенного права.

Отныне порядок взыскания платежей, взимаемых таможенными органами, установлен гл. 11 ТК ЕАЭС. Также меры могут быть приняты и в случаях, когда законодательством Республики Беларусь взыскание производится без направления уведомления о взыскании платежей, взимаемых таможенными органами (далее уведомление).

Заметим, что до вступления в силу ТК ЕАЭС следовало руководствоваться п. 2 статьи 118 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее Закон), которым установлено, что до применения мер по взысканию таможенных платежей таможенный орган направляет (вручает) плательщику, иному обязанному лицу решение о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решение по акту таможенной проверки.

<...>

Николай ДУБИНСКИЙ,
специалист в области таможенных правоотношений

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 года № 29 «О налогообложении»

25 января 2018 г. подписан Указ Президента Республики Беларусь № 29 «О налогообложении» (далее Указ № 29).

Указом № 29 предусматривается индексация:

1) ставок налогов, установленных в белорусских рублях;

2) размеров вычетов и льгот по подоходному налогу с физических лиц;

3) размеров критериев применения упрощенной системы налогообложения;

4) кадастровой стоимости (налоговой базы) по земельному налогу.

Наряду с этим Указом № 29 предусмотрен ряд мер, направленных на совершенствование налогового администрирования и продление действия отдельных льгот.

Так, пунктом 2 Указа № 29 предусмотрены нормы, упрощающие порядок налогового администрирования.

В частности, подпунктом 2.1 пункта 2 Указа № 29 установлена норма, позволяющая иным лицам осуществлять уплату налога, сбора (пошлины) за плательщика. При этом иное лицо не вправе требовать возврата (зачета) уплаченного за плательщика налога, сбора (пошлины).

Реализация данного положения обеспечивает возможность учредителям, участникам, собственникам организаций исполнять налоговые обязательства за плательщиков, испытывающих финансовые трудности, что, в свою очередь, позволит осуществлять уплату налогов в установленные законодательством Республики Беларусь сроки и избежать отвлечения плательщиками оборотных средств на уплату пеней, начисленных за несвоевременное исполнение налоговых обязательств.

<...>

Материал опубликован на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
www.nalog.gov.by

Перевод работника на более легкую работу

В соответствии с требованиями части четвертой статьи 30 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК) работника, нуждающегося в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии в предоставлении другой работы, наниматель обязан с его согласия перевести на другую имеющуюся работу, соответствующую заключению врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии.

С учетом предписаний комиссии такой перевод может быть постоянным или временным.

При отказе работника от перевода либо отсутствии соответствующей работы трудовой договор расторгается по пункту 2 статьи 42 ТК.

При рассмотрении вопроса об увольнении работника по пункту 2 статьи 42 ТК нанимателю необходимо также руководствоваться постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее постановление № 2).

В соответствии с пунктом 29 постановления № 2 расторжение трудового договора по пункту 2 статьи 42 ТК может происходить при стойком снижении трудоспособности, препятствующем надлежащему исполнению трудовых обязанностей, либо если исполнение трудовых обязанностей, учитывая состояние здоровья работника, ему противопоказано или опасно для других работников либо обслуживаемых им граждан. Данные обстоятельства должны подтверждаться медицинским заключением.

Следует помнить, что запрещается перевод работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

<...>

Александр ШТЕЙНЕР,
юрист