Обращение государственных органов со сведениями, составляющими коммерческую тайну: порядок определен

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 февраля 2018 г. № 124 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2014 г. № 783» (далее постановление № 124) внесены изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2014 г. № 783 «О служебной информации ограниченного распространения» (далее постановление № 783). В большей степени суть изменений и дополнений состоит в том, что теперь этот документ будет устанавливать также и порядок обращения государственных органов со сведениями, составляющими коммерческую тайну.

Это нашло отражение в первую очередь в новом названии постановления № 783 теперь в редакции постановления № 124 оно называется «О служебной информации ограниченного распространения и информации, составляющей коммерческую тайну».

Кроме того, в преамбуле постановления № 783 появилась также ссылка на абзац четвертый статьи 23 Закона Республики Беларусь от 5 января 2013 г. № 16-З «О коммерческой тайне» (далее Закон № 16-З), который более пяти лет назад предписывал Правительству Республики Беларусь в шестимесячный срок утвердить порядок обращения государственных органов со сведениями, составляющими коммерческую тайну. Что называется, наконец-то дошли руки.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист

Изъятие диких животных из среды обитания: есть изменения

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 февраля 2018 г. № 123 «О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 610» (далее постановление № 123) внесены изменения и дополнения в Положение о порядке выдачи разрешений на изъятие диких животных из среды их обитания, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 610 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на изъятие диких животных из среды их обитания и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее Положение).

В частности, из Положения исключена часть вторая пункта 1, где говорилось, что для целей этого документа под дикими животными понимаются млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые и другие животные, обитающие на земле (на поверхности, в почве, в подземных пустотах), в поверхностных водах и атмосфере в условиях естественной свободы, а также их кладки, яйца, икра.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист

Порядок отражения курсовых разниц при исчислении налога на прибыль в 2018 году

В связи с изменениями, внесенными в Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 октября 2014 г. № 69 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 января 2010 г. № 2», которые вступили в силу с 1 января 2018 г., пунктом 11 Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 29 «О налогообложении» (далее Указ № 29) установлен единый порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете разниц, возникающих в связи с пересчетом выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов, обязательств при расчете налога на прибыль и единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции.

Так, с учетом указанных нормативных правовых актов Республики Беларусь с 1 января 2018 г. в состав внереализационных доходов или расходов у организаций (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций) включаются курсовые разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств, определяемые в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (за исключением возникающих у получателей иностранной безвозмездной помощи при пересчете в белорусские рубли стоимости активов и обязательств, связанных с получением и использованием иностранной безвозмездной помощи, выраженной в иностранной валюте, при целевом использовании иностранной безвозмездной помощи).

<...>

Материал опубликован на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
www.nalog.gov.by

О порядке прекращения применения единого налога на вмененный доход

В соответствии с пунктом 3 статьи 3251 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) прекращение применения единого налога плательщиками данного режима налогообложения возможно только в двух случаях:

1) с 1-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором прекращена деятельность организации по оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и их компонентов на период не менее двенадцати последовательных календарных месяцев, следующих непосредственно за налоговым периодом, в котором прекращена деятельность организации по оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и их компонентов. При этом применение единого налога прекращается при условии отражения факта прекращения деятельности организации по оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и их компонентов в налоговой декларации (расчете) по единому налогу (далее декларация) за налоговый период, в котором прекращена эта деятельность. Такое отражение не может быть произведено (изменено) позже установленного НК срока представления декларации за указанный налоговый период. В случае, если в декларации за налоговый период, в котором прекращена деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и их компонентов, организацией не отражен факт прекращения такой деятельности, любой следующий за ним налоговый период, в котором организацией не осуществлялась деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и их компонентов и в декларации за который отражен указанный факт, является налоговым периодом, в котором прекращена деятельность организации по оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и их компонентов.

<...>

Материал опубликован на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
www.nalog.gov.by

Пережог топлива

Нормирование использования горюче-смазочных материалов

При нормировании расхода горюче-смазочных материалов для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования следует руководствоваться Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 141 «Об утверждении Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования» (далее Инструкция № 141), а также главой 14 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) и другими нормативными правовыми документами.

Нормы расхода горюче-смазочных материалов (в зависимости от их видов) могут быть установлены как законодательством Республики Беларусь, так и организацией. Отдельно выделяют нормирование смазочных материалов и топлива.

При этом следует учитывать, что нормирование горюче-смазочных материалов в законодательстве Республики Беларусь не учитывается. Однако Инструкцией № 141 устанавливаются нормы расхода топлива, рассчитанные в соответствии с законодательством Республики Беларусь и предназначенные для использования при учете и контроле расходования топлива механическими транспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми юридическими лицами, зарегистрированными на территории Республики Беларусь (пункт 2 Инструкции № 141).

<...>

Людмила РУБЦОВА,
экономист

Некоторые особенности рынка банковских услуг в 2018 году

Недостатком рублевой ликвидности у банков и изменениями на валютном рынке начался 2018 год. Вместе с тем и спрос на рублевые кредиты невысок, хотя в прошлом году происходило неоднократное снижение ставки рефинансирования. Отсутствие повышенного спроса на кредиты в национальной валюте обусловлено не только отсутствием хороших проектов развития бизнеса, но и тем, что кредиты в иностранной валюте намного дешевле. На валютном же рынке произошли позитивные изменения для потенциальных участников рынка.

В текущем году кредиты в национальной валюте дешеветь, как в 2017 году, не будут. Для этого нет экономических предпосылок. В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2018 год, утвержденными Указом Президента Республики от 31 декабря 2017 г. № 470 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2018 год» (далее Основные направления), процентная политика будет проводиться с учетом необходимости достижения целевого показателя по инфляции. Также постепенно планируется снижать номинальные процентные ставки в экономике. В реальном выражении процентные ставки предполагается поддерживать на положительном уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте, обеспечению финансовой стабильности, устойчивому развитию экономики.

<...>

Нонна РАБЕЦ,
юрист

Некоторые курсовые разницы можно списывать на внереализационные доходы

Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2017 г. № 468 «Об отражении курсовых разниц в налоговом учете» (далее Указ № 468) принят в целях обеспечения стабильной работы коммерческих организаций и вступил в силу с 31 декабря 2017 г. (после его официального опубликования) (п. 2 Указа № 468).

Что предусмотрено данным Указом № 468?

Данным документом установлено, что коммерческие организации (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций), у которых суммы курсовых разниц, числящиеся на 31 декабря 2017 г. в составе доходов будущих периодов, превышают суммы курсовых разниц, числящиеся на эту дату в составе расходов будущих периодов, вправе сумму такого превышения в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2018 г.:

включать в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении;

учитывать при исчислении части прибыли (дохода) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития» (далее Указ № 637).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»

Таможенный контроль в 2018 году

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза вносит ряд новаций в порядок выполнения таможенных операций таможенными органами. Определенные изменения коснулись и порядка проведения таможенного контроля.

С 1 января 2018 г. на всей территории Евразийского экономического союза вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС). Соответственно этот документ вносит ряд новаций в порядок выполнения таможенных операций таможенными органами. Определенные изменения коснулись и порядка проведения таможенного контроля.

Рассмотрим их несколько подробнее.

Объекты таможенного контроля

В ТК ЕАЭС увеличилось количество объектов таможенного контроля. Так, теперь к ним в соответствии со ст. 311 ТК ЕАЭС будут также относиться:

1) товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которые приобрели статус товаров Евразийского экономического союза, товары, помещенные под таможенную процедуру реимпорта, товары для личного пользования, выпущенные в свободное обращение, а также товары, которые сохранили статус товаров Евразийского экономического союза при их обратном ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза в течение трех лет со дня снятия их с таможенного контроля;

2) товары, находящиеся на таможенной территории Евразийского экономического союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что такие товары были ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) находятся на этой территории в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования;

3) сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки (части открытых площадок), предназначенные для использования или используемые в качестве складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли, предназначенные для использования или используемые для временного хранения товаров уполномоченными экономическими операторами, а также предназначенные для использования или используемые в качестве зон таможенного контроля.

Очевидно, что данные объекты существовали и в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее ТК ТС), однако они не были отдельно оговорены в п. 2 ст. 95 ТК ТС.

<...>

Николай ДУБИНСКИЙ,
специалист в области таможенного регулирования

Безвозмездная передача основных средств

Юридические лица Республики Беларусь вправе оказывать организациям республики безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде товаров (имущества) для создания и укрепления их материально-технической базы (пункты 1 и 2 Указа Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи») (далее Указ № 300).

Для этого нужно заключить договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи. Его примерная форма утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июля 2005 г. № 779 «Об утверждении примерной формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи».

Организация, принимающая такую помощь, должна представить передающей организации отчет в произвольной форме об ее целевом использовании в соответствии с Указом № 300 и заключенным договором предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (пункт 6 Указа № 300).

<...>

Александра ПОЛЯНСКАЯ,
эксперт по вопросам налогообложения

Изменения в учете курсовых разниц

Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2017 г. № 468 «Об отражении курсовых разниц в налоговом учете» (далее Указ № 468) внесены изменения, касающиеся учета курсовых разниц.

Нормативное правовое регулирование курсовых разниц

В настоящее время курсовые разницы в бухгалтерском и налоговом учете регулируются различными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, основными из которых являются:

1) Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее НК);

2) Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2015 г. № 103 «О пересчете стоимости активов и обязательств» (далее Указ № 103);

3) Указ Президента Республики Беларусь от 21 августа 2017 г. № 298 «О списании курсовых разниц» (далее Указ № 298);

4) Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее Закон № 57-З);

5) Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 октября 2014 г. № 69 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 января 2010 г. № 2» (далее Национальный стандарт № 69);

6) Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10 декабря 2013 г. № 80 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета» (далее Национальный стандарт № 80);

7) Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее Инструкция № 50);

8) Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее Инструкция № 102);

9) письмо Министерства финансов Республики Беларусь от 25 сентября 2017 г. № 15-1-17/54 «О применении порядка списания курсовых разниц».

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук, доцент

Справочная информация

Календари

Календарь налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на март 2018 года