Исполнительная надпись нотариуса: внесение изменений, утрата, истечение срока для предъявления к исполнению

В журнале «Финансовый директор» № 11, 2017 мы рассказали о порядке получения исполнительной надписи нотариуса для взыскания задолженности по договорам, которые наиболее часто встречаются в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Предлагаем рассмотреть несколько вопросов, которые могут возникнуть после получения исполнительной надписи нотариуса.

Внесение изменений в исполнительную надпись

Случаи и порядок внесения изменений в исполнительную надпись нотариуса предусмотрены п. 214 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.10.2006 № 63 (далее Инструкция).

Так, изменения в исполнительную надпись могут быть внесены в следующих случаях:

изменение наименования юридического лица;

реорганизация в форме преобразования юридического лица;

изменение фамилии, собственного имени и (или) отчества ИП.

Указанные изменения относятся и к должнику, и к взыскателю.

Для внесения изменений в исполнительную надпись взыскатель предоставляет нотариусу:

письменное заявление;

сведения (информацию) из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтверждающих изменение наименования либо преобразование юридического лица, документы, выданные органами, регистрирующими акты гражданского состояния, подтверждающие изменение фамилии, собственного имени и (или) отчества ИП (по просьбе взыскателя указанные документы (сведения, информация) могут быть истребованы нотариусом).

<...>

Наталья ЛАПТЕНОК,
партнер, адвокат адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ»
Валентина ЗАВАДСКАЯ,
управляющий партнер, адвокат адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ»

Ввоз и льготирование иностранной безвозмездной помощи

Одним из реальных способов решения задач, стоящих перед организациями, является получение помощи от иностранных организаций. В большинстве случаев эта помощь оказывается в целях решения отдельных социальных, культурных, образовательных, экологических и ряда других вопросов. Поэтому государство предоставляет льготы при импорте данной категории товаров в страну.

В связи с этим рассмотрим вопросы льготирования несколько подробнее.

Общие вопросы

Прежде всего, заметим, что на законодательном уровне установлены критерии для получения льгот по уплате таможенных платежей. Так, в соответствии с п. 31 Положения о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5 (далее Положение), льготированию подлежат иностранная безвозмездная помощь и имущество, приобретенное за счет средств помощи для целей, определяемых Управлением делами Президента Республики Беларусь:

по согласованию с Президентом Республики Беларусь в отношении помощи в размере (стоимости), превышающем 500 базовых величин на дату ее поступления;

без согласования с Президентом Республики Беларусь в отношении помощи в размере (стоимости), не превышающем 500 базовых величин на дату ее поступления.

<...>

Николай ДУБИНСКИЙ,
специалист в области таможенного регулирования, кандидат технических наук, доцент УО «Витебский государственный технологический университет»

Совершенствование аудита субъектов малого предпринимательства на основе МСА

Как считают некоторые специалисты, нынешний мировой финансово-экономический кризис во многом является следствием кризиса доверия. Для устранения данного недостатка необходимо повысить доверие пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности с использованием потенциала независимого аудита. За последние 30 лет аудит прочно вошел в экономическую жизнь нашей страны. Однако по-прежнему есть ряд нерешенных вопросов, к числу которых можно отнести аспекты, связанные с аудитом субъектов малого предпринимательства.

Правовое регулирование

За прошедшие годы в республике принят ряд нормативных правовых актов различного уровня в области регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства и аудиторской деятельности. К наиболее значимым из них следует отнести:

Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее Декрет № 6);

Указ Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» (далее Указ № 255);

Указ Президента Республики Беларусь от 16.05.2014 № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами» (далее Указ № 222);

Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»;

Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее НК);

Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее Закон № 148-З);

Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее Закон № 56-З);

Национальные правила аудиторской деятельности «Особенности аудита субъектов малого предпринимательства, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2002 № 163 (далее НПАД № 163), и др.

В соответствии с требованиями ст. 3 Закона № 148-З к субъектам малого предпринимательства (далее СМП) относятся:

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

микроорганизации зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

малые организации зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
доцент, кандидат экономических наук

Несколько нюансов практического применения МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»

Сельское хозяйство важно практически для экономик всех стран мира и настолько отличается от других отраслей (или, другими словами, секторов) национальных экономик, что для отражения в учете и финансовой отчетности специфики сельского хозяйства в системе стандартов МСФО был специально разработан отдельный одноименный стандарт IAS 41 «Сельское хозяйство». Во многих развивающихся странах (например, в Беларуси) сельскохозяйственная деятельность представляет собой один из важнейших источников дохода. Согласитесь, что, в конце концов, все мы хотим кушать. И это говорит о важности сельского хозяйства для населения планеты.

В отличие от других отраслей сельское хозяйство работает с живыми животными и растениями. По определению живые животные и растения рождаются, растут и умирают. Поэтому-то и возникает несколько специфических проблем в практике учета и представлении в финансовой отчетности результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий по сравнению с предприятиями других секторов национальных экономик.

Итак, если вы уже занимаетесь сельскохозяйственным бизнесом или вам в ближайшем будущем по планам райисполкома подсеют убыточный колхоз, то эта статья для вас.

Итак, проблема 1: то, чем вы занимаетесь, действительно сельское хозяйство?

Первый и главный вопрос, связанный с живыми растениями и животными: что такое сельскохозяйственная деятельность?

Согласно вышеупомянутому стандарту сельскохозяйственная деятельность это управление биологической трансформацией (например, ростом) биологических активов (МСФО (IAS) 41.5) для продажи или в сельскохозяйственную продукцию либо в дополнительные биологические активы.

<...>

Александр БУГАЕВ,
аудитор, профессор ВГТУ, академик Ассоциации международных бухгалтеров FAIA (acad) (Лондон), член-академик Американской бухгалтерской ассоциации ААА (США), член Европейской бухгалтерской ассоциации ЕАА-EIASM (Брюссель)

Кое-что полезное для бухгалтеров об МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная собственность»

Многие бухгалтеры ошибочно полагают, что существует только один-единственный стандарт, который касается учета и представления в финансовой отчетности долгосрочных материальных активов, а именно МСФО (IAS) 16 «Основные средства».

Хотя верно, что следует применять МСФО (IAS) 16 для большинства имеющихся в вашей организации долгосрочных материальных активов, однако это является справедливым не для всех случаев. Кроме МСФО (IAS) 16 в Международных стандартах финансовой отчетности представлены и другие стандарты, также предназначенные для отражения долгосрочного имущества компании. МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная собственность» один из таких стандартов.

Напомним:

что такое инвестиционная собственность;

как следует учитывать ее при признании и после признания;

в чем отличие модели оценки инвестиционной собственности по справедливой стоимости от модели переоценки.

Итак, учет недвижимости по МСФО (IAS) 40 идентичен учету по МСФО (IAS) 16, за исключением того, что результаты переоценки такой собственности как положительные, так и отрицательные отражаются в отчете о прибыли или убытках и прочем совокупном доходе в составе прибыли, а не в составе прочего совокупного дохода (в резерве переоценки). Кроме того, не начисляется амортизация, если переоценка инвестиционной собственности осуществляется каждый год.

<...>

Александр БУГАЕВ,
аудитор, профессор ВГТУ, академик Ассоциации международных бухгалтеров FAIA (acad) (Лондон), член-академик Американской бухгалтерской ассоциации ААА (США), член Европейской бухгалтерской ассоциации ЕАА-EIASM (Брюссель)

Справочная информация

Формы

Список форм бухгалтерской учетной документации

Об индексах изменения стоимости в строительстве на февраль 2018 г.