О развитии цифровой экономики, или Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 сквозь призму валютного законодательства Республики Беларусь

В Республике Беларусь постепенно укрепляются национальная валюта и доверие населения к ней. Однако пока страну сотрясают один за другим различного рода кризисы, сбережение средств в иностранной валюте, привязка стоимости товара (работы, услуги) к соответствующему курсу, возможность расчетов в иностранной валюте будут всегда актуальны, и любые изменения в сфере валютных правоотношений вызывают животрепещущий интерес как со стороны населения, так и со стороны делового сообщества. Национальный банк Республики Беларусь, с одной стороны, проводит либерализацию валютной системы, а с другой стороны, совместно с Правительством Республики Беларусь проводит так называемую политику дедолларизации.

В рамках настоящего материала рассмотрим нормы Декрета Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее Декрет № 8) сквозь призму валютного законодательства Республики Беларусь.

Прежде всего, мы должны понимать дух документа: Декрет № 8 направлен на развитие Парка высоких технологий, инновационной сферы и построение современной цифровой экономики в Республике Беларусь. Исходя из этого, Декрет № 8 оперирует такими терминами, как «блокчейн», «токены», «виртуальные кошельки», «криптовалюты», «оператор криптоплатформы», «майнинг», «оператор обмена криптовалют», «смарт-контракт» и так далее. Значения большинства данных терминов расшифровываются в приложении 1 к Декрету № 8.

<...>

Денис САФАРЕВИЧ,
юрист

Изменения в аудиторской деятельности

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 11 декабря 2017 г. № 47 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам аудиторской деятельности» (далее постановление № 47) внесены изменения в восемь национальных правил аудиторской деятельности:

1) национальные правила аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28 июня 2017 г. № 18 «Об утверждении национальных правил аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь» (далее соответственно НПАД № 18 и постановление № 18);

2) национальные правила аудиторской деятельности «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 октября 2000 г. № 114 «Об утверждении нормативных правовых актов» (далее НПАД № 114);

3) национальные правила аудиторской деятельности «Существенность в аудите», утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 6 марта 2001 г. № 24 «Об утверждении нормативного правового акта» (далее НПАД № 24);

4) национальные правила аудиторской деятельности «Начальные и сопоставимые данные в бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 5 сентября 2002 г. № 124 «Об утверждении национальных правил аудиторской деятельности» (далее НПАД № 124);

5) национальные правила аудиторской деятельности «Прочая информация в документах, содержащих проверенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность», утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 25 сентября 2002 г. № 133 «Об утверждении национальных правил аудиторской деятельности» (далее НПАД № 133);

6) национальные правила аудиторской деятельности «Допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица», утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28 марта 2003 г. № 45 «Об утверждении национальных правил аудиторской деятельности и внесении изменений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь» (далее НПАД № 45);

7) национальные правила аудиторской деятельности «Отражение в аудиторском заключении событий, произошедших после отчетной даты», утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 24 июня 2003 г. № 100 «Об утверждении национальных правил аудиторской деятельности и внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь» (далее НПАД № 100);

8) национальные правила аудиторской деятельности «Понимание деятельности, системы внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 декабря 2008 г. № 203 «О некоторых вопросах Министерства финансов Республики Беларусь по аудиторской деятельности» (далее НПАД № 203).

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук, доцент

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 05.03.2018 № 103 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь»

Указом Президента Республики Беларусь от 05.03.2018 № 103 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее Указ № 103) внесены изменения в п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 04.08.2006 № 497 «О некоторых вопросах аренды (субаренды), найма (поднайма) жилых и нежилых помещений, машино-мест» (далее Указ № 497).

В частности, в подп. 1.6 п. 1 Указа № 497 уточнено, что обязанность по регистрации соответствующего договора в местном исполнительном и распорядительном органе со дня вступления в силу Указа № 103 возлагается на физических лиц, для которых не является предпринимательской осуществляемая в соответствии с законодательством деятельность по сдаче не только в аренду (субаренду), но и в наем жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь. При этом они обязаны зарегистрировать его до установленного в договоре аренды (субаренды), найма жилого и (или) нежилого помещения, машино-места срока фактического предоставления таких помещений, машино-мест в аренду (субаренду), наем.

<...>

Николай ВОЛЧЕК,
юрист

Комментарий к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.02.2018 № 6 «О внесении изменений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 6 мая 2017 г. № 13»

Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.02.2018 № 6 «О внесении изменений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 6 мая 2017 г. № 13» (далее постановление № 6) внесены изменения в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.05.2017 № 13 «Об отдельных вопросах регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции» (далее постановление № 13).

Во-первых, постановлением № 6 снижен предельный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в цены на строительные материалы, изделия, конструкции, до 20% к плановой себестоимости.

<...>

Наталья КОВАЛЕВА,
экономист

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2018 № 164 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за 2017 год для субъектов малого предпринимательства»

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2018 № 164 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за 2017 год для субъектов малого предпринимательства» (далее постановление № 164) определены предельные значения выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за 2017 год для субъектов малого предпринимательства, которые дают им возможность получить государственную финансовую поддержку в 2018 году.

В прошлом году для таких субъектов применялись предельные значения выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за 2016 год, установленные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2017 № 85. По сравнению с ними новые значения выручки, позволяющие претендовать на финансовую помощь от государства, увеличены приблизительно на 6%. Как и ранее, выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) берется без учета налога на добавленную стоимость.

<...>

Наталья КОВАЛЕВА,
экономист

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 02.02.2018 № 50 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь»

Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.2018 № 50 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее Указ № 50) внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2014 № 347 «О государственной аграрной политике» (далее Указ № 347).

В частности, в число прямых мер государственной поддержки, которые реализуются посредством финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (подп. 5.3 п. 5 Указа № 347), включено в том числе финансирование расходов, связанных с предоставлением субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, субсидий на уплату процентов (части процентов) за пользование кредитами (далее субсидии на уплату процентов по кредитам), и компенсации потерь банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» при предоставлении кредитов на льготных условиях. Ранее здесь упоминалась только компенсация потерь банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» при предоставлении льготных кредитов.

Кроме того, Указ № 347 дополнен п. 5-1, согласно которому реализация прямых мер государственной поддержки осуществляется для достижения целей и задач государственных программ в агропромышленном комплексе и в пределах средств, ежегодно определяемых Правительством Республики Беларусь и местными Советами депутатов при формировании проектов республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год.

<...>

Наталья КОВАЛЕВА,
экономист