Изменились сроки хранения документов

Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 06.03.2018 № 56 внесены многочисленные изменения в перечень типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, установленный постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140.

В значительной степени, как показывает обзор, корректировка перечня вызвана изменениями в порядке осуществления контрольной (надзорной) деятельности, и коснулась она в первую очередь документов по финансам, кредитам, аудиту, бухгалтерскому учету и отчетности.

В частности, для приказов, распоряжений, указаний руководителей организаций по вопросам административно-хозяйственной деятельности (п. 21.2 перечня) теперь устанавливается в обоих случаях срок хранения в 3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства, а если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась  10 лет (было 5 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства).

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист

Межбанковские расчеты в системе BISS: новый порядок

Инструкция о порядке функционирования автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь и проведения межбанковских расчетов в системе BISS, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.06.2009 № 88 (далее  Инструкция), постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 23.02.2018 № 77 изложена в новой редакции.

Документ определяет порядок функционирования автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь и проведения межбанковских расчетов в белорусских рублях в системе BISS. Инструкция обязательна для выполнения Национальным банком, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, зарегистрированными в соответствии с законодательством Республики Беларусь, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, созданными в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, допущенными к участию в системе BISS, ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», ОАО «Белорусский межбанковский расчетный центр» и поставщиками телекоммуникационных услуг.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист

Криптовалюта биткоин: основные черты, основы функционирования и перспективы ее применения в экономической деятельности

В последние годы наряду с существующими системами электронных денег появились их новые виды, основанные на принципиально иных подходах. К таким новым видам относят внутриигровую валюту, используемую в онлайновых играх, и криптовалюту, которые обычно называются виртуальной валютой.

В докладе Европейского центрального банка под виртуальной валютой понимаются «нерегулируемые цифровые денежные средства, которые эмитируются и контролируются их разработчиками, используются и принимаются членами определенного виртуального сообщества»1.

Виртуальные валюты Европейский центральный банк разделил на три вида:

1) системы виртуальных валют закрытого типа, используемые в онлайновых играх;

2) системы, где обмен возможен только в одну сторону (как правило, допускается покупка виртуальной валюты);

3) системы с возможностью двустороннего обмена (конвертируемая виртуальная валюта, имеющая обменный курс покупки и продажи).

В новой редакции доклада Европейского центрального банка, подготовленной в феврале 2015 года, дается иная дефиниция виртуальной валюты: «Цифровое представление ценности, не эмитированное центральным банком, кредитным учреждением или эмитентом электронных денег, которая может при определенных обстоятельствах служить в качестве альтернативы деньгам»2.

Таким образом, в настоящее время Европейский центральный банк не рассматривает виртуальную валюту в качестве денежных средств и платежного средства. Такая позиция Европейского центрального банка и подход к понятию виртуальных валют являются спорными, а после решения Европейского суда, признавшего виртуальную валюту «биткоин» для целей налогообложения,  в значительной степени устаревшими.

<...>

М.В. КОСОВИЧ, юрист
Николай ЛИМОЖ, юрист

Требования к правилам внутреннего контроля банков: есть изменения

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 15.02.2018 № 62 внесены изменения и дополнения в Инструкцию о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.12.2014 № 818 (далее  Инструкция).

В частности, в тексте Инструкции появились такие термины, как «оператор криптоплатформы», «оператор обмена криптовалют», «цифровой знак (токен)», при этом указывается, что они используются в значениях, определенных Декретом Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики».

В пункте 8 Инструкции кроме прочего устанавливается, что структурное подразделение банка, в компетенцию которого входит осуществление мер в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, должно выполнять самооценку вовлеченности банка в проведение подозрительных операций, связанных с получением и (или) легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности, распространением или финансированием распространения оружия массового поражения. Кроме того, Инструкция дополнена п. 341, где установлены показатели, которые используются банками при проведении такой самооценки.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист

Изменился порядок исчисления среднего заработка

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2018 № 4 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47» (далее  Постановление № 4) внесены изменения в Инструкцию о порядке исчисления среднего заработка, утвержденную постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 (далее  Инструкция № 47).

Так, п. 1.1 Постановления № 4 внесено уточнение в п. 13 Инструкции № 47. Этим изменением внесено уточнение расчета среднего заработка работникам, которым в периоде, принятом для исчисления среднего заработка, по соглашению сторон был установлен неполный рабочий день и (или) неполная рабочая неделя, определяется в порядке, установленном п. 6 Инструкции № 47. Уточнение носит редакционный характер, и порядок расчета среднего заработка для этих случаев не меняется.

Пунктом 1.4 Постановления № 4 из абз. 2 ч. 1 п. 24 Инструкции № 47 слова «доплаты до размера минимальной заработной платы» исключены. (В прежней редакции Инструкции № 47 доплата до минимальной заработной платы при исчислении среднего заработка учитывалась как ежемесячные премии). Иными словами, ее необходимо было включать в состав зарплаты того месяца, на который она приходилась согласно лицевому счету и учитывалась она пропорционально отработанному времени в этом месяце.

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор

Контрольная деятельность: правила 2018 года

В Республике Беларусь установлен единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности, правовую основу которого составляет Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее  Указ № 510).

С 1 января 2018 г. правила проведения контрольной (надзорной) деятельности существенно изменились в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее  Указ № 376). Этим документом внесен ряд изменений в Указ № 510, касающихся общего порядка государственного контроля (надзора), контролирующих (надзорных) органов и их сфер контроля (надзора), правил организации и проведения проверок, проведения мониторинга, ответственности за нарушения порядка проверок.

Действие норм Указа № 510Указом № 376 из сферы действия Указ № 510 выведен целый ряд контрольных мероприятий.

Контролирующий (надзорный) орган вправе проводить проверку, если этот орган включен в перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом № 510. Делегирование контролирующими (надзорными) органами своих контрольных (надзорных) полномочий иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (п. 1 Указа № 510), а также осуществление проверок, мониторингов и мероприятий технического (технологического, поверочного) характера коммерческими организациями не допускается, за исключением случая, предусмотренного ч. 7 п. 1 Указа № 510.

<...>

Яна ГЛИНСКАЯ,
экономист

Платим пошлины и сборы по Декрету № 7 и Указу № 29

Белорусские организации получили право с 26 февраля 2018 г. суммы пени на ввозную таможенную пошлину самостоятельно уменьшать в 2 раза. Такое право им предоставлено ключевыми документами из пакета нормативных правовых актов по улучшению бизнес-климата в стране.

Ключевыми документами из пакета нормативных правовых актов по улучшению бизнес-климата в стране экономическое сообщество называет Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее  Декрет № 7) и столь долгожданный Указ Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении».

Декретом № 7 регламентированы порядок уплаты плательщиком сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами, уплата пеней, начисленных на такие суммы; особенности взыскания с субъектов хозяйствования налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды; исчисления пени за неуплату и излишнюю уплату суммы налога, сбора.

Так, при уплате плательщиком сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами, уплата пеней, начисленных на такие суммы, производится в размере, рассчитанном в соответствии с п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Республики Беларусь, уменьшенном в два раза (положения п. 5.3 Декрета № 7 применяются при условии, что уплата плательщиком производится до принятия таможенными органами решения о взыскании сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, утилизационного сбора или решения по акту таможенной проверки либо до истечения десяти рабочих дней со дня получения плательщиком указанных решений) (п. 5.3 Декрета № 7).

<...>

Стефания
КОЗЛОВСКАЯ,
Андрей
РАЗУМОВ

Административная ответственность ИП и юрлиц: есть изменения!

Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З внесены многочисленные изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, в том числе и в нормы, касающиеся осуществления предпринимательской деятельности, финансов и банковской деятельности, налогообложения, таможенного регулирования.

Ответственность по требованию

Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З (далее  Закон № 95-З) в новой редакции изложена ст. 4.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее  КоАП) «Деяния, влекущие административную ответственность по требованию». Указанной нормой теперь устанавливается, что влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности следующие деяния, содержащие признаки административных правонарушений, в том числе:

нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности (ст. 9.21);

незаконное использование деловой репутации конкурента (ст. 11.26).

Ранее указанная статья КоАП содержала 11 оснований для привлечения виновного лица к административной ответственности по требованию потерпевшего либо его представителей. Теперь к ним добавилось еще два основания, выделенные в тексте.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист

Справочная информация

Календарь уплаты юридическими лицами налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на апрель 2018 года.

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на апрель 2018 года.