Изменения в правилах строительного подряда

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.04.2018 № 274 (далее постановление № 274) внесены изменения и дополнения в Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2011 № 875) (далее Правила).

Рассмотрим основные из них.

Из перечня работ, на которые у заказчика должна быть разрешительная документация для заключения договора строительного подряда (подп. 8.1 п. 8 Правил), исключен капитальный ремонт.

Кроме того, из подп. 8.2 п. 8 Правил исключены нормы, согласно которым:

— подрядчик в обязательном порядке должен был представить заказчику сведения о наличии строительных машин, оборудования и механизмов, транспортных средств, технологической оснастки, необходимых для строительства объекта (выполнения строительных работ), а также систем производственного контроля и управления охраной труда, средств обеспечения безопасности производства работ, контроля и измерений, системы управления качеством при выполнении строительных работ;

— заказчик имел право потребовать от подрядчика представления иных связанных с выполнением договорных обязательств документов и (или) сведений.

Перечень документов, которые прилагаются к договору и являются его неотъемлемой частью, пополнился графиком поставки оборудования подрядчиком (если договором предусмотрено, что поставку оборудования осуществляет подрядчик).

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист

Уплата земельного налога в 2018 году

Указом Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее Указ № 29) в 2018 году установлены новые нормы налогового законодательства по земельному налогу.

Земельный налог относится к республиканским налогам и является обязательным к исчислению и уплате на всей территории Республики Беларусь (ст. 7 и 8 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее НК). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается налоговым законодательством Республики Беларусь, состоящим из НК и других нормативных правовых актов (п. 1 ст. 3 НК).

Земельный налог уплачивается за пользование земельными участками, предоставленными в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное или временное пользование.

НК определены следующие существенные элементы налога (п. 5 ст. 6 НК):

— плательщики (ст. 192 НК);

— объекты налогообложения (ст. 193 НК);

— налоговая база (ст. 195 НК);

— налоговые ставки (ст. 196 201 НК);

— налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога (ст. 202 НК).

Однако в 2018 году после принятия Указа № 29 установлены:

— новые ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли (приложение 2 к Указу № 29);

— средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь (приложение 3 к Указу № 29).

По сравнению с 2017 годом ставки увеличились в среднем на 7,4%.

<...>

Людмила БОГДАНОВА,
экономист

Регулирование цен (тарифов) в учреждениях образования

В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее Указ № 72) Министерство образования Республики Беларусь регулирует вопросы по реализации образовательных программ высшего, среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования путем установления:

— предельного норматива рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению в стоимость обучения, в размере не более 30% к экономически обоснованным затратам, необходимым для подготовки специалистов по конкретной специальности (направлению специальности, специализации);

— порядка определения (формирования и утверждения) стоимости обучения независимо от ведомственной подчиненности.

Стоимость обучения формируется и утверждается в порядке, установленном Инструкцией о порядке определения стоимости обучения при реализации образовательных программ высшего и среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29.07.2011 № 210.

<...>

Анна РОЩЕНКО,
экономист

Финансовые и организационные аспекты программы жилищного строительства на 2018 год

Основными целями программы жилищного строительства на 2018 год являются развитие государственного и частного жилищного фонда, создание условий для удовлетворения гражданами потребности в доступном и комфортном жилье с учетом их индивидуальных запросов и финансовых возможностей.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2017 г. № 1051 «О мерах по выполнению заданий на 2018 год по строительству жилых домов, объемах ввода в эксплуатацию и финансирования строительства жилья и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в 2019 году» (далее постановление № 1051) определены как соответствующие задания на 2018 год по областям и городу Минску по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов, так и конкретные источники финансирования жилищного строительства.

Всего для выполнения годового задания на 2018 год по вводу в эксплуатацию жилья требуется 4 259,003 млн рублей. Намечено, что эти потребности на 71,2% будут покрыты средствами населения (3 032,601 млн рублей), на 15,2% кредитными ресурсами банков (645,83 млн рублей, в том числе 119,83 млн рублей льготные кредиты), на 10,3% средствами организаций, включая займы и другое (439,63 млн рублей) и на 3,3% (140,942 млн рублей) средствами консолидированного бюджета (средств республиканского и местных бюджетов, включая 18,5 млн рублей субсидий1 очередникам на строительство жилья).

<...>

Виктор Савицкий,
юрист

Нюансы учета оборотов по передаче арендодателями всех видов полученных ими энергии, газа, воды арендаторам

В последнее время у бухгалтеров стали возникать вопросы о порядке бухгалтерского и налогового учета оборотов по передаче арендодателями всех видов полученных ими энергии, газа, воды арендаторам.

Сложности возникают при анализе дополнения, внесенного в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее НК) Законом Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Статья 93 дополнена подп. 1.1.14, согласно которому объектами обложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по передаче абонентом субабонентам всех видов полученных энергии, газа, воды.

Следует отметить, что данная норма касается абонентов по взаимоотношениям с субабонентами.

В соответствии с п. 1 ст. 510 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Субабонент это лицо, которое заключает договор энергоснабжения с абонентом. Причем такой договор может быть заключен только с согласия энергоснабжающей организации (ст. 516 ГК). Абонент в данной ситуации для субабонента будет являться энергоснабжающей организацией.

<...>

Василий ПАСЕВИЧ,
аудитор

Новые формы государственной поддержки граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений

В 2018 году значительная доля жилья, возводимого для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, финансируется с использованием кредитных ресурсов банков. Из общего объема запланированных на эти цели кредитных ресурсов (645,83 млн руб.) льготные кредиты составляют 119,83 млн руб. (18,6%) и кредиты, выдаваемые на условиях, определяемых банками, 526 млн руб. (81,4%), в том числе по регионам: Брестская область 110,96 млн руб., Витебская 55,84 млн руб., Гомельская 65,74 млн руб., Гродненская 70,56 млн руб., Минская 107,8 млн руб., Могилевская область 51,2 млн руб. и г. Минск 63,9 млн руб.

Для граждан, осуществляющих строительство (реконструкцию) жилья с использованием нельготных кредитов, выдаваемых на условиях, определяемых банками, предусмотрены новые формы государственной поддержки: субсидии на уплату части процентов за пользование нельготными кредитами и субсидии на погашение основного долга по этим кредитам.

Указанные субсидии введены Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений» (далее Указ № 240).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2017 г. № 1051 «О мерах по выполнению заданий на 2018 год по строительству жилых домов, объемах ввода в эксплуатацию и финансирования строительства жилья и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в 2019 году» (далее постановление № 1051) определены банки, предоставляющие кредиты на строительство (реконструкцию) жилых помещений, часть процентов за пользование которыми и (или) основной долг по которым уплачивается (погашается) гражданами за счет субсидий ОАО «АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «БПС-Сбербанк», «Приорбанк» ОАО, ОАО «Банк БелВЭБ», ОАО «Белинвестбанк» и иные банки.

<...>

Виктор САВИЦКИЙ,
юрист

Порядок изъятия и предоставления земельных участков в очередной раз изменен

Указ Президента Республики Беларусь от 26.12.2017 № 463 «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» (далее Указ № 463) направлен на дальнейшее совершенствование правового регулирования отношений в области охраны и использования земель. Документ в том числе вносит ряд принципиальных изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее Указа № 667).

Улучшать разрешено

Согласно п. 3 Указа № 463 землепользователи до принятия решения о предстоящем изъятии земельного участка для государственных нужд и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества имеют право пользоваться земельными участками, эксплуатировать и улучшать расположенные на них объекты недвижимого имущества без учета установленных градостроительными регламентами ограничений в отношении территорий перспективного развития населенных пунктов (территорий, подлежащих реконструкции, трансформации). Следует особо отметить, что данная норма касается не только физических лиц, но и иных землепользователей, хотя особенно актуальным данное нововведение является именно для граждан.

Данная норма решает проблему, которую чиновники старались не замечать десятки лет: люди не могли улучшать свое жилье из-за того, что их дома планируется когда-то, даже в необозримом будущем, пустить под снос, потому что такое улучшение влекло увеличение размера компенсации при сносе. Теперь до принятия решения о предстоящем изъятии земельных участков для государственных нужд граждане вправе реконструировать принадлежащие им жилые дома с увеличением их площади, а также возводить хозяйственные постройки на придомовой территории даже в тех случаях, когда градостроительной документацией намечен снос усадебной жилой застройки.

<...>

Сергей ЕЛИСЕЕВ,
магистр права, юрист-лицензиат

УСН: исчисление налога при списании дебиторской задолженности

Вопрос. Организация применяет упрощенную систему налогообложения (далее УСН) без уплаты налога на добавленную стоимость (далее НДС). Методом определения выручки за все годы работы признан метод «по оплате». В 2014 году заказчику была оказана услуга (акт выполненных работ от 20.12.2014). Оплата заказчиком по данному акту так и не произведена. В декабре 2017 года истек срок исковой давности.

Как отразить в бухгалтерском учете списание вышеуказанной дебиторской задолженности? Необходимо ли исчислять налог при УСН от суммы дебиторской задолженности в данном случае?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 288 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) объектом обложения налогом при УСН признается валовая выручка. Налоговая база налога при УСН определяется как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой в целях исчисления этого налога признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав отражается:

— организациями, ведущими бухгалтерский учет и отчетность, на дату признания ее в бухгалтерском учете независимо от даты проведения расчетов по ним с соблюдением принципа (метода) начисления в порядке, установленном законодательством и (или) закрепленном в соответствии с ним в учетной политике организации (по принципу начисления);

— организациями, ведущими учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, в соответствии с п. 1 ст. 291 НК, по мере оплаты отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав (по принципу оплаты).

<...>

Сергей ЕЛИСЕЕВ,
магистр права, юрист-лицензиат

Публикуем бухгалтерскую отчетность

В соответствии с требованиями ст. 16 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее Закон № 57-З) годовая отчетность организации в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, подлежит обязательной публикации. Порядок и сроки публикации отчетности определяются законодательством Республики Беларусь.

Публикация бухгалтерской отчетности может быть обязательной, но может публиковаться и по инициативе организации.

Публикация бухгалтерской отчетности предполагает ознакомление заинтересованных пользователей в получении необходимой для принятия соответствующих управленческих решений с учетом целей информации, преследуемой бухгалтерской (финансовой) отчетностью.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук, доцент

Наиболее характерные ошибки, допускаемые нанимателем во время простоя

В любой организации может возникнуть финансовая ситуация, когда нужно временно приостановить работу. Как следует поступить с работниками организации? Можно ли объявить простой? Для того чтобы введение простоя не привело к судебным спорам, следует правильно оформить все необходимые документы.

Рассмотрим, какие наиболее характерные ошибки допускают наниматели в подобных ситуациях.

1. Наниматель неправильно определил вид простоя

Правовые нормы трудового законодательства Республики Беларусь о простое являются немногочисленными. Согласно ч. 1-й ст. 34 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК) простоем признается временное (сроком не более 6 месяцев) отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и т.д.).

Также простой это приостановка работы на рабочем месте, участке, в цехе, в организации в связи с отсутствием сырья, материалов, инструментов, электрической и тепловой энергии, поломкой оборудования, возникшими как по вине работника, так и без его вины (ч. 2-я п. 8 Инструкции о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.07.2005 № 86) (далее Инструкция).

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист

Система и виды мер поощрения за труд

В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК) наниматель вправе поощрять работников. Виды поощрений определяются в коллективном договоре (при наличии профсоюза), правилах внутреннего трудового распорядка и иных локальных актах нанимателя.

Используя поощрение, можно получить двойной результат: привести коллектив к конфликтам вплоть до его распада и, напротив, сплотить его.

Выбор меры поощрения это право нанимателя. Работник не может требовать применения к нему тех или иных мер поощрения или оспаривать меру поощрения, которую применил наниматель. Условно меры поощрения можно подразделить на моральные и материальные.

Например, могут быть установлены такие виды поощрений, как благодарность, выдача премии, награждение почетным знаком организации, объявление благодарности, занесение на Доску почета и т.д.

Почетной грамотой награждаются за многолетнюю плодотворную работу, высокий профессионализм, образцовое исполнение трудовых обязанностей и т.д.

Благодарность объявляется за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, высокие показатели в работе, ответственность, инициативность, иные достижения в труде, активное участие в общественной жизни организации и т.д.

Решение о награждении почетной грамотой, об объявлении благодарности принимается директором организации по личной инициативе, по ходатайству курирующего заместителя директора или начальника структурного подразделения или по инициативе председателя профсоюзного комитета (при его наличии).

<...>

Людмила РУСАКОВА,
юрист