Определен порядок оплаты коммунальных услуг неработающими гражданами

Совет Министров Республики Беларусь определил, какие коммунальные услуги будут оплачиваться трудоспособными гражданами, не занятыми в экономике, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат, и в каком порядке.

Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2018 г. № 314 «Об определении услуг, предоставляемых трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, и об условиях их предоставления» (далее постановление № 314) определено, что граждане, включенные в соответствии с п. 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О содействии занятости населения» в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивают по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг, следующие коммунальные услуги:

горячее водоснабжение (с 1 января 2019 г.);

газоснабжение при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов (с 1 октября 2019 г.);

теплоснабжение (с 1 октября 2019 г.).

Кроме того, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2018 г. № 315 (далее постановление № 315) внесены дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 «Об утверждении Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов» (далее постановление № 571).

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист

Изменения в порядке ведения книги учета проверок и журнала производства работ

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 апреля 2018 г. № 301 (далее постановление № 301) внесены изменения и дополнения в постановление Правительства Республики Беларусь от 18 марта 2010 г. № 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» (далее постановление № 383).

Напомним, что постановлением № 383 утверждены:

форма книги учета проверок;

форма журнала производства работ;

Правила ведения книги учета проверок;

Правила ведения журнала производства работ;

форма уведомления о проведении проверки.

Вносимые в эти документы постановлением № 301 изменения и дополнения обусловлены появлением в конце прошлого года двух значимых нормативных правовых актов, а именно:

Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности», которым были внесены значительные изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее Указ № 510), вступившие в силу с 1 января 2018 г.;

Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее Декрет № 7), основные положения которого вступили в силу 26 февраля 2018 г.

Изменения и дополнения, внесенные в постановление № 383, сами по себе не несут каких-либо новшеств, а являются всего лишь приведением этого нормативного правового акта в соответствие с действующей редакцией Указа № 510 и требованиями Декрета № 7.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист

Отходы производства: изменения в порядке инвентаризации и перевозки

В апреле были официально опубликованы и вступили в силу несколько постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, которыми внесены дополнения и изменения в ряд постановлений этого же Министерства, касающихся вопросов обращения с отходами производства.

Разработка инструкции по обращению с отходами

Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 февраля 2018 г. № 2 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45» (далее постановление № 2) внесены дополнения и изменения в Инструкцию о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденную постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45 (далее Инструкция № 45).

В частности, п. 3 Инструкции № 45, которым установлено, что инструкция по обращению с отходами разрабатывается и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее ИП), осуществляющими обращение с отходами производства, дополнен ч. 2-й, согласно которой отдельные юридические лица и ИП, определенные законодательными актами, вправе не разрабатывать (не утверждать) инструкции по обращению с отходами.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист

Шпаргалка при увольнении работника: образцы приказов и записей в трудовую книжку

При увольнении работника по различным основаниям большое значение имеет подготовка соответствующих документов, при отсутствии которых суд может признать увольнение незаконным.

Для того чтобы упростить работу юридическим и кадровым службам организаций, мы систематизировали основания прекращения трудового договора (контракта), привели образцы приказов с указанием документов, необходимых для увольнения по соответствующему основанию, и записей в трудовую книжку.

Разновидности увольнения без законного основания

В соответствии с ч. 1-й ст. 35 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК) трудовой договор может быть прекращен только по основаниям, предусмотренным ТК.

Согласно ч. 1-й ст. 243 ТК восстановление работника на прежней работе после увольнения может последовать при отсутствии законного основания увольнения.

Увольнение без законного основания имеет две основные разновидности.

Первая разновидность увольнения причина увольнения непосредственно не предусмотрена в законодательстве (например, причина увольнения указана «за злоупотребление служебным положением», «за халатность», «за плохую работу» и т.д.).

Вторая разновидность увольнения в приказе об увольнении содержится ссылка на законное основание, но в действительности этого основания не было (например, при увольнении за прогул без уважительных причин доказано, что отсутствие на работе вызвано уважительной причиной, или работник уволен в связи с сокращением штата, а на самом деле сокращения не было и на место уволенного работника принят новый работник).

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист

Служебные командировки: особенности возмещения расходов и налогообложения

Гарантиям и компенсациям при направлении работников в служебные командировки посвящена ст. 95 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК).

Кроме того, дополнительно определены особенности направления работников в служебные командировки и возмещения расходов при таких командировках:

в пределах Республики Беларусь Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 35 (далее Инструкция № 35, постановление № 35);

при командировании за границу Положением о порядке направления в служебные командировки за границу, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2005 г. № 274; Инструкцией о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 июля 2010 г. № 115 (далее Инструкция № 115).

Однако на практике все равно встречаются ситуации, которые вызывают вопросы правомерности осуществления определенных выплат, а также признания их в целях налогообложения.

Условия освобождения от подоходного налога

В соответствии с подп. 1.3 п. 1 ст. 163 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) от подоходного налога с физических лиц освобождаются все виды предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь компенсаций (за исключением компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику), в том числе связанных с возмещением работникам расходов, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей (включая возмещение расходов, выплачиваемое в связи с переездом на работу в другую местность, возмещение расходов при служебных командировках).

<...>

Александр АЛЕКСАНДРОВ,
экономист

Новый стандарт бухучета: учет токенов

28 марта 2018 г. вступил в силу новый Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности, утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 6 марта 2018 г. № 16 «Цифровые знаки (токены)» (далее НСБУ № 16).

Что такое токен? Термин «токен» заимствован из английского языка и означает он буквально «знак», «символ», «жетон». В наших условиях «токен» это условная виртуальная единица, выпущенная неким эмитентом и означающая определенное количество актива, любого актива. При выпуске токенов эмитент сам определяет их стоимость и сам распродает, привлекая инвесторов для вложения средств в свой актив.

Смысл создания токенов в том, чтобы, во-первых, определить денежную цену актива, во-вторых, привлечь инвесторов. При этом базовым активом для выпуска токенов может быть что угодно: реальные товары и услуги, ценные бумаги, электронные деньги и криптовалюты, виртуальная валюта. Также можно сказать, что токен это цифровое обязательство эмитента предоставить его владельцу актив, цифровым аналогом которого является токен. Например, условно 1 токен может стоить:

1 кг яблок;

10 поездок на автомобиле;

1 кв. м недвижимости;

20 акций компании;

1, или 10, или 100 долл. и проч.

Если компания решает привлечь инвестиции на развитие, она выпускает токены этот процесс называется ICO. Выпускаемые токены могут выполнять разные функции. Например, если это ICO криптовалюты, инвесторы покупают токены-жетоны, которые в будущем могут вырасти в цене.

<...>

Светлана ДОБРИЯНИК,
главный редактор журнала «Налоговый вестник»

Учет криптовалют: взгляд специалиста

Новый Национальный стандарт вызвал повышенный интерес и среди предпринимательских структур. Предлагаем взгляд и с их стороны.

Ассоциация считает, что сфера действия данного нормативного правового акта не соответствует задачам, поставленным Декретом Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее Декрет № 8). Размещение токенов частный случай управления токенизированными активами, направленный на привлечение финансирования путем выпуска определенных обязательств в виде легитимационных знаков (токенов). Часть вторая подп. 3.4 п. 3 Декрета № 8 гласит, что Министерство финансов Республики Беларусь устанавливает правила ведения бухгалтерской отчетности для операторов криптоплатформ, операторов обмена криптовалют и иных организаций, осуществляющих деятельность с использованием токенов.

Также необходимо отметить, что резиденты Парка высоких технологий могут использовать токенизированные активы, включая криптовалюту, в различного рода сделках, которые по своему составу и назначению будут отличаться от предложения токенов первым владельцам. В дальнейшем Ассоциация предлагает вернуться к обсуждению вопроса расширения действия данных стандартов на иные виды деятельности, связанные с токенизированными, а также изучения специфики иных видов операций в контексте бухгалтерского учета.

<...>

Алексей ВОРОБЕЙ,
председатель Совета ассоциации «Технологии распределенных реестров»

Справочная информация

Календарь уплаты юридическими лицами налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на май 2018 года

Цены на лом и отходы цветных металлов для юридических лиц

Калькулятор расчета специального и профессионального стажа