Инструкция по делопроизводству: есть изменения

Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 26 июля 2018 г. № 154 (далее постановление № 154) внесены изменения и дополнения в Инструкцию по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 (далее Инструкция).

Изменениям подверглись нормы Инструкции, регламентирующие порядок использования печатей. И хотя в самом постановлении № 154 такой ссылки не содержится, несложно предположить, что его принятие вызвано необходимостью приведения норм Инструкции в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства». Подпунктом 3.11 п. 3 этого документа установлено, что субъекты хозяйствования вправе не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.

Возвращаясь к постановлению № 154, в первую очередь следует отметить, что некоторой корректировке подвергся п. 18 Инструкции, которым установлено, что для придания документу юридической силы необходимо наличие следующих обязательных реквизитов:

наименование организации и (или) структурного подразделения автора;

дата документа;

регистрационный индекс;

подпись.

Согласно ч. 2-й этого пункта для отдельных видов документов дополнительными реквизитами, придающими им юридическую силу, являются гриф утверждения, печать, отметка о заверении копии.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист

Особенности заключения юридическими лицами договора (соглашения) о задатке

Бизнес неразрывно связан с рисками, поэтому нет ничего удивительного в том, что его субъекты хозяйствования всячески стремятся не допустить наступления неблагоприятных последствий и заинтересованы в надлежащем исполнении обязательств своими контрагентами. Для минимизации указанных рисков в законодательстве предусмотрены определенные способы обеспечения исполнения обязательств.

Поговорим о таком достаточно эффективном способе, как задаток.

Определяемся со способом обеспечения

Согласно п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК) исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, гарантией, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законодательством или договором.

Прежде чем сделать выбор в пользу того или иного способа обеспечения исполнения обязательств, необходимо учитывать характер обеспечиваемых обязательств и цель, которую преследует то или иное лицо, обеспечивая их исполнение. Когда вы определитесь с целью, может оказаться, что вам нужно использовать вовсе не задаток.

Вопросам задатка посвящены лишь две статьи ГК. Несмотря на это, они очень содержательны, информативны и значимы.

Итак, в соответствии с п. 1 ст. 351 ГК задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

Исходя из приведенного определения, сразу отметим несколько важных деталей.

Во-первых, задатком признается денежная сумма. Не имущественные или неимущественные права, не работы или услуги, даже не ценные бумаги. Законодатель четко и лаконично сформулировал, что задатком может быть только определенная сумма денег.

<...>

Эвелина ДУБОВИК,
старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ, управляющий партнер ООО «Юридическая компания «Соломон»

Дисконтирование в рамках экспортных аккредитивов

В настоящее время в Республике Беларусь очень актуальным является вопрос стимулирования и развития экспорта. В свою очередь, для экспортеров жизненно важно как можно быстрее получить валютную выручку и завершить внешнеторговую операцию.

Вниманию экспортеров: белорусские банки начинают предлагать следующую услугу дисконтирование обязательства отсроченного платежа по экспортному аккредитиву, подтвержденному белорусским банком.

Понятие экспортного аккредитива

Само понятие аккредитива раскрывается в ст. 254 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее БК). Необходимо отметить, что белорусское законодательство в частности, БК и Инструкция о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 67 (далее Инструкция № 67), не выделяет такие виды аккредитивов, как экспортные и импортные аккредитивы. Не найдем таких видов аккредитивов и в международном праве (см. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, публикация Международной торговой палаты № 600) (далее UCP 600). Данная классификация порождена банковской практикой и обусловлена видом осуществляемой внешнеторговой операции. Так, если юридическое лицо резидент, являющееся импортером (приказодатель), обращается в банк Республики Беларусь для открытия аккредитива в пользу нерезидента, выступающего продавцом по импортному внешнеторговому договору (бенефициар), то и аккредитив можно назвать импортным. В случае, если в пользу юридического лица резидента, выступающего экспортером товара (бенефициар), открывается аккредитив по просьбе нерезидента, выступающего покупателем по экспортному внешнеторговому договору (приказодатель), то и аккредитив можно назвать экспортным. Наибольшее количество аккредитивов, используемых белорусскими субъектами хозяйствования в сфере осуществления внешнеэкономической деятельности, являются импортными.

<...>

Денис САФАРЕВИЧ,
юрист

Перечисление денежных средств самим себе либо своим предприятиям из-за пределов Республики Беларусь

В практике валютных операций часто возникают ситуации, когда у физических лиц возникает необходимость перечислить денежные средства самим себе либо своим предприятиям из-за пределов Республики Беларусь. Казалось бы, что тут сложного. Тем не менее есть некоторые особенности проведения подобных операций.

Главное верно указать персональные данные и вовремя явиться

К примеру, физическое лицо резидент, находясь за пределами Республики Беларусь, перечислило 2 000 евро самому себе в банк Республики Беларусь на балансовый счет, предназначенный для учета средств на временной основе. В банк Республики Беларусь зачисляются 2 000 евро, а затем является физическое лицо резидент и просит выдать поступившие денежные средства.

Возникают вопросы: правомерны ли данные расчеты и каковы действия банка?

Вначале определим место совершения валютной операции.

В соответствии с п. 2 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72 (далее Правила № 72), под валютными операциями, осуществляемыми на территории Республики Беларусь, понимаются:

в части валютных операций, предусматривающих осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим передачу товара, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг, валютные операции, предусматривающие осуществление расчетов по сделкам, по которым передача и получение товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг осуществляются на территории Республики Беларусь независимо от места передачи наличных денежных средств, места перечисления и (или) зачисления денежных средств по данным валютным операциям;

в части валютных операций, предусматривающих осуществление расчетов по сделкам, не предусматривающим передачу товара, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг, валютные операции, предусматривающие осуществление расчетов по сделкам, по которым передача наличных денежных средств производится на территории Республики Беларусь, зачисление наличных денежных средств осуществляется на счета в банках либо перечисление денежных средств осуществляется со счета на счет, открытые в банках;

валютные операции, предусматривающие осуществление расчетов по сделкам по отчуждению недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь.

<...>

Захар ДЕНИСОВ

Приведение актов Национального банка в соответствие с Декретом  № 7

Банк не обязан, но вправе проставить печать…

Как известно, 26 февраля 2018 г. вступил в силу подп. 3.11 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее Декрет № 7), в соответствии с которым субъекты хозяйствования вправе не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь. С целью приведения в соответствие с Декретом № 7 нормативных правовых актов Национального банка Республики Беларусь последним принято постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 апреля 2018 г. № 199 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь» (далее постановление № 199).

Рассмотрим, что же изменилось в связи с принятием постановления № 199. Обращаем внимание, что данное постановление вступило в силу 12 мая 2018 г.

Во-первых, в соответствии с п. 26 Правил осуществления операций с электронными деньгами, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г. № 201, банки-эмитенты, банки-агенты, банки, погашающие электронные деньги, эмитированные нерезидентами, в месячный срок с начала (прекращения) эмиссии электронных денег, принятия обязательства (прекращения обязательства) по распространению, погашению электронных денег, эмитированных нерезидентом, уведомляют об этом Национальный банк Республики Беларусь по утвержденной форме, которая помимо иных реквизитов должна была содержать печать банка. С принятием постановления № 199 банк не обязан, но вправе проставить печать на уведомлении об операциях с электронными деньгами.

<...>

Мария БУРНОС

Уровень организации кассовой работы в банке определяет комфортность обслуживания клиентов

Для того чтобы кассовое обслуживание банком юридических и физических лиц соответствовало их запросам, банки обязаны не только выполнять нормы законодательства при организации данной работы, но при этом и обеспечивать контроль над операционными рисками.

Требования к организации кассового обслуживания клиентов подкорректированы с 18 мая 2018 г., а отдельные новшества начнут применяться в работе с 1 октября 2018 г.

Изменения в Инструкцию по организации кассовой работы в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 21 декабря 2006 г. № 211 (далее Инструкция № 211), внесены постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 апреля 2018 г. № 187 (далее постановление № 187). Так, согласно принятому постановлению при организации кассового обслуживания клиентов банки должны обеспечивать:

сохранность ценностей, находящихся в банке;

выдачу денежной наличности годными банкнотами и монетами;

размен одних номиналов банкнот и монет на другие номиналы банкнот и монет;

соблюдение требований законодательства Республики Беларусь.

<...>

Нонна РАБЕЦ,
юрист