Введен порядок раскрытия информации в сфере инвестиционных фондов

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 13 июня 2018 г. № 45 утверждена Инструкция о порядке раскрытия информации в сфере инвестиционных фондов (далее Инструкция № 45). Месяцем ранее постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 8 мая 2018 г. № 35 была утверждена также Инструкция о порядке заключения договора доверительного управления имуществом паевого инвестиционного фонда. Данные Инструкции вступили в силу 23 июля 2018 г. Принятие данных документов связано со вступлением в силу с указанной даты основных положений Закона Республики Беларусь от 17 июля 2017 г. № 52-З «Об инвестиционных фондах» (далее Закон № 52-З). Статьями 48 50 Закона № 52-З установлены условия и порядок раскрытия информации.

Инструкция № 45 устанавливает требования к объему и порядку раскрытия информации в сфере инвестиционных фондов. Ее действие распространяется на следующие субъекты хозяйствования, действующие на территории Республики Беларусь:

акционерные инвестиционные фонды;

управляющие организации инвестиционных фондов (далее управляющие организации);

специализированные депозитарии инвестиционных фондов (далее специализированные депозитарии);

лица, получившие право собственности или иное вещное право на долю в уставном фонде (акции) в размере 10% и более акционерного инвестиционного фонда, управляющей организации, специализированного депозитария, аудиторской организации, исполнителя оценки, являющегося юридическим лицом (право собственности на имущество специализированного депозитария (аудиторской организации, исполнителя оценки, являющегося юридическим лицом) унитарного предприятия) (далее лицо, получившее право на долю в уставном фонде (акции) в размере 10% и более) (п. 3 Инструкции № 45).

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук

Что нужно знать при сделках с организациями-монополистами

С 3 августа 2018 г. вступили в силу изменения, внесенные в Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее Закон № 94-З). Напомним, изменения были внесены Законом Республики Беларусь от 8 января 2018 г. № 98-З.

В частности, в новой редакции Закона № 94-З:

сделан акцент на превентивных мерах реагирования антимонопольного органа на возможные нарушения антимонопольного законодательства (предостережение, предупреждение);

в два раза увеличены пороговые значения балансовой стоимости активов и выручки, при превышении которых требуется получение согласия антимонопольного органа на осуществление экономической концентрации;

предусмотрен ряд дополнительных мер, направленных на более эффективное пресечение злоупотреблений в отношении потребителей и конкурентов, оперативное реагирование на необоснованное повышение цен, ограничение конкуренции на рынке:

1)снижен порог, при котором хозяйствующие субъекты признаются доминирующими;

2)введена альтернатива применения методов для выявления монопольно высокой (низкой) цены;

3)закреплены применяемые на практике нормы о монопсоническом положении и установлен запрет на монопсонические цены при закупке товара;

4)расширена сфера действия Закона № 94-З в отношении некоммерческих организаций (союзов и ассоциаций);

детализирован перечень форм недобросовестной конкуренции (например, установлены запреты на введение в заблуждение относительно места нахождения производителя товара, копирование или имитацию фирменного стиля);

гармонизированы с Договором о Евразийском экономическом союзе подходы к запретам на картельные соглашения, действия и иные соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции;

установлен запрет на действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции при закупках товаров;

впервые предусмотрены отдельный процессуальный порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, принятия решений, выдачи предписаний, их разъяснения, порядок и сроки обжалования решений и действий антимонопольного органа.

<...>

Галина КОРЖЕНЕВСКАЯ,
экономист

Недействительность кабальных сделок

Согласно п. 1 ст. 180 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК) сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску любого заинтересованного лица.

Признаки кабальности сделки

Сделка может быть признана судом кабальной, если отвечает одновременно следующим условиям:

она совершена на крайне невыгодных для одной из сторон условиях;

потерпевшая сторона вынуждена была совершить данную сделку вследствие стечения тяжелых обстоятельств;

другая сторона знала об этом и воспользовалась тяжелыми обстоятельствами.

<...>

Олег БАНДЫК,
юрист

Взыскание неосновательного обогащения в сфере ЖКХ

Рассмотрим для начала реальную ситуацию.

Организация использовала в своей хозяйственной деятельности нежилое помещение в здании, в котором создано товарищество собственников (далее ТС). Между ТС и организацией напрямую был заключен договор об организации эксплуатации и возмещения затрат на содержание здания. Согласно этому договору организация возмещала ТС затраты по содержанию здания, которые складываются из эксплуатационных, коммунальных, административных расходов и расходов, связанных с налогообложением.

При этом организация не являлась собственником нежилого помещения собственником являлось юридическое лицо, которое в связи с длительным неосуществлением хозяйственной деятельности было ликвидировано без создания ликвидационной комиссии. В связи с ликвидацией собственника недвижимого имущества и систематическим неисполнением обязательств организацией по оплате расходов на содержание здания согласно договору решением общего собрания собственников договор с организацией был расторгнут. Несмотря на это организация продолжала использовать нежилое помещение.

Возник вопрос: возможно ли взыскать с организации затраты по содержанию здания за период фактического использования ею нежилого помещения (собственником которого она не является) с учетом того, что договор об организации эксплуатации и возмещения затрат на содержание здания, заключенный с организацией напрямую (минуя собственника помещения), расторгнут?

<...>

Сергей БЕЛЯВСКИЙ,
судья экономического суда Гродненской области

Молодые специалисты: сложные ситуации из практики

Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими статус молодого специалиста или молодого рабочего и предоставляющими гарантии и компенсации для такой категории работников, являются:

Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее КоОб);

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее ТК);

Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821 (далее Положение о порядке распределения).

Согласно КоОб статус молодого специалиста или молодого рабочего (служащего) имеют:

выпускники, работающие по распределению, в течение срока обязательной работы по распределению (п. 5 ст. 83 КоОб);

выпускники, направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), в течение срока обязательной работы (п. 4 ст. 84 КоОб);

выпускники, работающие по перераспределению, в течение срока обязательной работы по перераспределению (п. 4 ст. 85 КоОб).

Выпускники, работающие по распределению, являются в течение срока обязательной работы по распределению молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими) (п. 5 ст. 83 КоОб). Далее для обозначения такой категории лиц будет использоваться общий термин «молодой специалист».

Рассмотрим некоторые ситуации, возникающие при принятии выпускников на работу, а также в ходе работы молодых специалистов.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист

Методам оказания первой помощи научат по единой государственной системе

Инструкция о порядке создания и функционирования единой государственной системы обучения населения методам оказания первой помощи при состояниях, представляющих угрозу для жизни и (или) здоровья человека (далее Инструкция), утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 августа 2018 г. № 63 (далее постановление № 63).

Документ принят во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2014 г. № 1221 «О создании и функционировании единой государственной системы обучения населения методам оказания первой помощи при состояниях, представляющих угрозу для жизни и (или) здоровья человека» (далее постановление № 1221), которым было установлено, что порядок создания и функционирования единой государственной системы обучения населения методам оказания первой помощи при состояниях, представляющих угрозу для жизни и (или) здоровья человека, утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерством обороны Республики Беларусь, Министерством внутренних дел Республики Беларусь и другими заинтересованными.

Под населением в Инструкции понимаются физические лица, которые в соответствии с этим документом проходят обучение методам оказания первой помощи. Обучение методам оказания первой помощи Инструкция определяет как процесс приобретения населением теоретических знаний и практических навыков оказания первой помощи.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист

Обновлены требования в области охраны окружающей среды

Со вступлением с 15 апреля 2018 г. в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 2018 г. № 280 «О внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее постановление № 280) в Республике Беларусь скорректированы требования в области охраны окружающей среды. В указанном нормативном правовом акте учтены произошедшие в последнее время изменения законодательства и правоприменительной практики, касающиеся контрольной (надзорной) деятельности, а также вопросов охраны окружающей среды.

В частности, внесены изменения в следующие постановления Правительства Республики Беларусь:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2003 г. № 963 «О некоторых вопросах контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, осуществляемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами» (далее постановление № 963);

Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 1042 (далее Положение № 1042);

Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2013 г. № 503 «О некоторых вопросах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь» (далее Положение № 503);

Положение о порядке и условиях регистрации объектов содержания и (или) разведения диких животных, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 марта 2016 г. № 255 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О животном мире» (далее Положение № 255).

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист

Правила индивидуального персонифицированного учета: есть изменения

В Правила индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1997 г.  № 837 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. № 398) (далее Правила), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2018 г. № 589 (далее постановление № 589) внесены изменения и дополнения.

В частности, в новой редакции изложен п. 13 Правил. Ранее он гласил, что порядок заполнения форм ДПУ, коды видов деятельности, используемые при заполнении форм ПУ-3 и ПУ-6, а также порядок передачи-приема форм ДПУ утверждаются правлением Фонда социальной защиты населения (далее ФСЗН). Согласно новой редакции порядок заполнения форм ДПУ, коды видов деятельности, видов трудового договора, оснований увольнения, причин начисления выплат (дохода), на которые начисляются обязательные страховые взносы, ниже уровня месячной минимальной заработной платы, установленного и проиндексированного в соответствии с законодательством, а также порядок передачи-приема форм ДПУ утверждаются правлением ФСЗН.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист

Изменения в регулировании аудиторской деятельности в банках

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27 июля 2018 г. № 335 (далее постановление № 335) внесены изменения и дополнения в Инструкцию о регулировании аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 4 января 2008 г. № 1 (в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 ноября 2010 г. № 523) (далее Инструкция).

Напомним, что Инструкция определяет порядок проведения оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, предъявляемым к аудиторам, оказывающим аудиторские услуги в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях (далее банки), банковских группах и банковских холдингах, порядок проведения оценки соответствия требованиям, предъявляемым к аудиторским организациям, аудиторам, осуществляющим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющим аудиторскую деятельность в банках, банковских группах и банковских холдингах, а также особенности осуществления аудиторской деятельности в банках, банковских группах и банковских холдингах.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист

Новый порядок выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь  от 1 августа 2018 г. № 348 (далее постановление № 348) в новой редакции изложена Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22 апреля 2009 г. № 52 (далее Инструкция и постановление № 52 соответственно).

Инструкцией определено, что этот документ устанавливает единый порядок выдачи Национальным банком Республики Беларусь резидентам разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, но при этом его действие не распространяется на внешнеторговые операции, указанные в подп. 1.2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист

Справочная информация

Адреса прокуратур Республики Беларусь

Адреса администраций районов г. Минска

Адреса отделов Следственного комитета

Адреса органов принудительного исполнения

Адреса юридических консультаций

Размер пособия на погребение в 2018 году