Утилизационный сбор в отношении транспортных средств: есть изменения

Указом Президента Республики Беларусь от 4 октября 2018 г. № 402 (далее Указ № 402) внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» (далее Указ № 64).

В частности, дополнен примечанием подп. 1.1 п. 1 Указа № 64, которым установлено, что в отношении транспортных средств, виды и категории которых определены в приложении, уплачивается утилизационный сбор. Согласно примечанию для целей Указа № 64 к транспортному средству не относится шасси, представляющее собой устройство на колесном ходу, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства и не имеющее хотя бы одной из следующих составных частей: кабины, двигателя, кузова.

Также расширен перечень транспортных средств, которые не признаются объектами обложения утилизационным сбором в Республике Беларусь (ч. 2-я подп. 1.2 п. 1 Указа № 64). Как и ранее, таковыми будут являться транспортное средство, произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь, а также транспортное средство, переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее зарегистрированного в Республике Беларусь. При этом согласно обновленной редакции второго примечания для целей Указа № 64 под переоборудованием транспортного средства понимается внесение в конструкцию транспортного средства изменений весовых, габаритных и иных параметров, не предусмотренных нормативно-технической документацией производителя (изготовителя), при котором юридическое лицо Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоило транспортному средству идентификационный номер (VIN).

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист

Незаконная предпринимательская деятельность: проблемы уголовной либерализации

В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Иначе говоря, предпринимательская деятельность (далее ПД) в ее цивилизованных формах должна выступать двигателем общественного прогресса, а ее государственная поддержка является необходимым условием становления эффективной экономики. Тем не менее, как свидетельствует история нашего государства, возникновение и развитие предпринимательства предшествуют созданию правовой базы, призванной регулировать этот процесс, поэтому неудивительно, что государственно-правовое вмешательство в ПД вызвано стремлением принять участие в перераспределении доходов от ее осуществления.

<...>

Вадим ХИЛЮТА,
кандидат юридических наук, доцент

Медиация при санации по делу о банкротстве

В предлагаемой статье мы сравним правовые нормы Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) и Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 58-З «О медиации» (далее Закон о медиации) в отношении возможного использования потенциала медиативных технологий на такой стадии конкурсного производства, как санация (оздоровление) должника.

Закон о банкротстве определяет, что санация это процедура конкурсного производства, применяемая в целях обеспечения стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности, восстановления платежеспособности должника (ст. 1). В реальной жизни и судебной практике санация это один из немногих итоговых результатов, не часто встречающийся, но наиболее желаемый результат для всех участников дела о банкротстве.

Медиация же это переговоры сторон с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения (ст. 1 Закона о медиации).

Применение медиативных технологий, начиная с момента возбуждения дела об экономической несостоятельности в суде, сможет увеличить число дел с благополучным окончанием, то есть с санацией. При этом следует понимать, что в отдельных случаях медиативная компетенция может применяться по делу об экономической несостоятельности не в буквальном смысле урегулирования споров, но даже конфликтов или квалифицированного проведения переговоров. Этим в том числе объясняется повышенная степень актуальности настоящей статьи.

<...>

Виктор КАМЕНКОВ,
заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, медиатор, заместитель председателя общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов», национальный корреспондент Беларуси в ЮНСИТРАЛ, доктор юридических наук, профессор

Очередные меры по оздоровлению сельскохозяйственных предприятий

Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2018 г. № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» (далее Указ № 399) предпринимается ряд очередных мер для финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций и повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

В частности, документом устанавливается, что областными исполнительными комитетами в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь, будут утверждаться перечни неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению. Условием включения неплатежеспособной сельскохозяйственной организации в перечень является разработка бизнес-плана, который:

— должен быть составлен с учетом выбранных кредиторами механизмов реструктуризации задолженности, предусмотренных Указом № 399;

— подлежит согласованию с соответствующими районными, городскими и областными исполнительными комитетами.

В случае согласования бизнес-плана областным исполнительным комитетом будет принято решение о включении неплатежеспособной сельскохозяйственной организации в перечень, которое в течение трех рабочих дней со дня его принятия должно быть размещено на официальном интернет-сайте областного исполнительного комитета. Предусматривается возможность обжалования такого решения кредиторами в суд в течение 10 рабочих дней со дня его размещения на интернет-сайте.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист

Определен порядок выдачи заключения об отсутствии производства устройств зарядки для электромобилей

Положение о порядке выдачи заключения об отсутствии в Республике Беларусь производства устройств для зарядки аккумуляторов (далее Положение) утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2018 г. № 726 (далее постановление № 726). Документ принят во исполнение и развитие норм Указа Президента Республики Беларусь от 10 июля 2018 г. № 273 «О стимулировании использования электромобилей» (далее Указ № 273).

Напомним, что согласно Указу № 273 по 31 декабря 2020 г. не взимается государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в отношении электромобилей легковых автомобилей категории М1 или М1G, приводимых в движение исключительно электрическим двигателем. Ввозимые юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее ИП) на территорию Республики Беларусь устройства для зарядки аккумуляторов (зарядные станции) освобождаются от налога на добавленную стоимость (далее НДС). Основанием для освобождения зарядных станций от НДС при ввозе их на территорию Республики Беларусь является представление в таможенный (налоговый) орган юридическим лицом или ИП заключения Министерства промышленности Республики Беларусь (далее Минпром), подтверждающего отсутствие производства таких зарядных станций в Республике Беларусь. Положение о порядке выдачи и форма такого заключения утверждаются Правительством Республики Беларусь.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист

Все ли курсовые разницы, перенесенные на 2018 год, можно учесть при налогообложении прибыли

Вопрос. Рассмотрим следующую ситуацию. В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 21 августа 2017 г. № 298 «О списании курсовых разниц» (далее Указ № 298) часть курсовых разниц, учитываемых по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов», списывается в 2018 году. Частично это курсовые разницы по обязательствам, возникшим в связи с осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении прибыли (за исключением возникающих при осуществлении вложений в объекты незавершенного строительства (которые будут учтены в составе основных средств), основных средств).

Будут ли данные курсовые разницы учитываться при налогообложении прибыли в 2018 году?

Ответ. По мнению автора, данные курсовые разницы не будут учитываться при налогообложении прибыли в 2018 году в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 29 «О налогообложении» (далее Указ № 29). Однако по данному вопросу целесообразно обратиться с запросом в налоговые органы.

Согласно подп. 1.224 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) при налогообложении не учитывается сумма определяемых в порядке, установленном законодательством, курсовых разниц, возникшая при пересчете в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь, выраженной в иностранной валюте стоимости обязательств, возникших в связи с осуществлением затрат, не учитываемых согласно ст. 131 НК при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»

О пустующих и ветхих домах

(комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2018 г. № 357)

Длительное время порядок работы с пустующими и ветхими домами в сельской местности определял Указ Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2012 г. № 100 «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности» (далее Указ № 100).

Обобщение практики применения данного нормативного правового акта, предложений местных исполнительных комитетов, Советов депутатов, а также граждан выявило соответствующие проблемы в правоприменении, в том числе касающиеся отсутствия необходимого правового регулирования работы с пустующими и ветхими домами, расположенными в г. Минске и городах областного подчинения.

В этой связи 4 сентября 2018 г. издан Указ Президента Республики Беларусь № 357 «О пустующих и ветхих домах» (далее Указ № 357), которым утверждено Положение о порядке работы с пустующими и ветхими домами (далее Положение № 357). Указ № 357 комплексно регулирует данные правоотношения, в связи с чем положения Указа № 100 признаны утратившими силу.

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист

Утверждены Правила медицинской этики и деонтологии

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 августа 2018 г. № 64 (далее постановление № 64) утверждены Правила медицинской этики и деонтологии (далее Правила). Документ представляет собой совокупность правил, норм и принципов поведения медицинских, фармацевтических работников при выполнении ими должностных обязанностей и принят для повышения ответственности и эффективности выполнения указанными работниками своих должностных обязанностей, а также доверия граждан к системе здравоохранения.

Правила включают в себя морально-этические нормы поведения медицинских, фармацевтических работников, в том числе во взаимоотношениях с пациентами и иными лицами, коллегами, а также представителями государственных органов и организаций. А в случаях, когда вопросы медицинской этики и деонтологии не урегулированы законодательством, в том числе Правилами, медицинским, фармацевтическим работникам предписано руководствоваться общепринятыми нормами этики и морали.

Установлено, в частности, что профессиональная деятельность медицинских, фармацевтических работников основывается на принципах гуманизма, милосердия, сдержанности, профессионализма, конфиденциальности и толерантности.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист

Утверждена Программа создания государственной зарядной сети для зарядки электромобилей

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2018 г. № 731 (далее постановление № 731) утверждена Программа создания государственной зарядной сети для зарядки электромобилей (далее Программа). Документ разработан в целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 июля 2018 г. № 273 «О стимулировании использования электромобилей» и направлен на развитие в Республике Беларусь экономически эффективной государственной зарядной сети для зарядки электромобилей, отвечающей современным мировым стандартам.

Согласно сведениям, приведенным в Программе, на 1 августа 2018 г. в Республике Беларусь установлено 45 электрозарядных станций (далее ЭЗС), 19 из которых принадлежит РУП «Производственное объединение «Белоруснефть», 26 иным организациям. Перечень действующих ЭЗС на территории Республики Беларусь представлен в приложении 1 к Программе.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист