Получаем разрешение на продление сроков завершения внешнеторговых операций по-новому

Указ № 178 под страхом административных санкций обязывает резидентов завершить внешнеторговые операции в установленные сроки. Если же резиденты не укладываются в установленные сроки, то сроки завершения внешнеторговых операций по заявлению резидента могут быть продлены Национальным банком Республики Беларусь (его главными управлениями по областям) при соблюдении определенных условий. Возможность обратиться за разрешением на продление срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством Республики Беларусь, в главные управления Национального банка Республики Беларусь «на местах», а не в сам Национальный банк Республики Беларусь при более продолжительных сроках превышения, чем ранее, несомненно, должна упростить условия работы нашим экспортерам и импортерам.

Основополагающим документом в сфере внешнеэкономической деятельности и валютного контроля является Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее Указ № 178). Указ № 178 под страхом административных санкций обязывает резидентов завершить внешнеторговые операции в установленные сроки. Если же резиденты не укладываются в установленные сроки, то сроки завершения внешнеторговых операций по заявлению резидента могут быть продлены Национальным банком Республики Беларусь (его главными управлениями по областям) при соблюдении условий, определенных Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь. Порядок выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций устанавливается Национальным банком Республики Беларусь. Данный порядок установлен постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22 апреля 2009 г. № 52 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций» (далее постановление № 52, Инструкция № 52 соответственно). Национальный банк Республики Беларусь принял 1 августа 2018 г. постановление Правления Национального банка Республики Беларусь № 348 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 22 апреля 2009 г. № 52» (далее постановление № 348), которым внесены изменения и дополнения в постановление № 52.

<...>

Захар ДЕНИСОВ

Отдельные вопросы судебной практики рассмотрения дел о взыскании убытков, причиненных таможенным представителем при декларировании товара

Законодатель предъявляет к участникам предпринимательской деятельности в сфере таможенного представительства повышенную имущественную ответственность при исполнении принятых на себя гражданско-правовых обязательств перед своими контрагентами заказчиками услуг таможенного представителя.

Отношения представительства широко применяются в сфере хозяйственного оборота, который неразрывно связан с движением товара в широком смысловом значении (товаров, работ, услуг) от одних субъектов хозяйствования к другим. В условиях активного развития внешнеэкономических связей и необходимости систематически осуществлять таможенные операции с ввозимыми (вывозимыми) товарами субъекты предпринимательской деятельности пользуются услугами таможенных представителей.

В подпункте 44 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) дано определение таможенного представителя, под которым понимается юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица.

Согласно п. 1 и 2 ст. 401 ТК ЕАЭС таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования. Отношения таможенного представителя с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.

<...>

Эдуард КОРОЛЬ,
судья экономического суда Гродненской области

Комментарий к изменениям и дополнениям в Правила осуществления лизинговой деятельности в Республике Беларусь

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 сентября 2018 г. № 417 (далее постановление № 417) в новой редакции изложены Правила осуществления лизинговой деятельности, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 августа 2014 г. № 526 (далее Правила). Проанализируем изменения.

Общие условия

Правила определяют порядок и условия осуществления лизинговой деятельности на территории Республики Беларусь.

В новой редакции Правил уточнено определение вознаграждения (дохода) лизингодателя, которое представляет собой показатель, являющийся (исходя из условий договора лизинга и суммы уплаченных лизингополучателем лизинговых платежей) разницей между общей суммой лизинговых платежей, предусмотренных договором лизинга, и выкупной стоимости предмета лизинга (если договором лизинга предусмотрено условие о выкупе предмета лизинга) и общей суммой инвестиционных расходов лизингодателя, возмещаемых лизингополучателем в составе лизинговых платежей, и выкупной стоимости предмета лизинга.

<...>

Александр ДУДКИН,
советник закрытого акционерного общества «БСБ Банк», старший преподаватель Института бизнеса Белорусского государственного университета

Детали новой Конвенции об устранении двойного налогообложения с Великобританией

26 сентября 2017 г. в г. Минске подписана Конвенция между Правительством Республики Беларусь и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от уплаты налогов (далее новая Конвенция).

Положения новой Конвенции применяются:

в отношении налогов, взимаемых у источника, с доходов, полученных 1 октября 2018 г. или после этой даты;

в отношении других налогов к налогам, взимаемым за любой налоговый год, начинающийся 1 января 2019 г. или после.

Наиболее важным изменением, нашедшим свое отражение в новой Конвенции, является порядок устранения двойного налогообложения в отношении дивидендов/процентов/роялти.

Почему это важно? Потому что меняется порядок налогообложения при сделках между резидентами двух стран в отношении сделок по займам, интеллектуальной собственности и в отношении дивидендов.

Если ранее при наличии подтверждения резидентства налогообложение по сделкам, связанным с дивидендами/процентами/роялти, производилось в стране резидентства, то есть в Великобритании, то в соответствии с нормами новой Конвенции налогообложение будет производиться в Республике Беларусь.

<...>

Александра РАКИТИНА,
эксперт по налогообложению

Комментарий отдельных изменений в Банковский кодекс. На что обратить внимание клиентам банков

Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 133-З «О внесении изменений в Банковский кодекс Республики Беларусь» (далее Закон № 133-З и БК) внесен ряд существенных изменений и дополнений. Вступление в силу новаций произведено поэтапно, и окончательной датой признано 29 октября 2018 г.

Подкорректированы не только цели и функции Национального банка Республики Беларусь, но и некоторые особенности создания и ликвидации банков. Однако Закон № 133-З вносит изменения в различные статьи БК в части взаимоотношений банка и клиента, в том числе и оказания услуг кредитного характера, проведения расчетов, банковской тайны.

Переименована ст. 71 БК. В новой редакции она представлена как «создание банка» и дополнена нормой относительно количества необходимых учредителей при создании нового банка. Определено, что их должно быть не менее двух. Подкорректированы нормы относительно отзыва лицензии банка и удовлетворения очередности кредиторов при ликвидации банка. В частности, измененной редакцией ст. 99 БК предусмотрено, что с момента отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности выданные банком гарантии прекращают свое действие. Также Законом № 133-З введена норма о том, что с момента отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности срок исполнения банком своих обязательств считается наступившим.

<...>

Нонна РАБЕЦ,
юрист

Новое в утилизационном сборе в отношении отдельных категорий транспортных средств

Указом Президента Республики Беларусь от 4 октября 2018 г. № 402 «Об изменении и дополнении Указа Президента Республики Беларусь» (далее Указ № 402) внесены соответствующие изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» (далее Указ № 64), которым расширен перечень видов и категорий транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, за счет включения в него прицепов (полуприцепов) категорий О3 и O4, а также специальных и специализированных прицепов (полуприцепов) указанных категорий полной массой свыше 10 т, ввозимых в Республику Беларусь или производимых в ней.

Следует отметить, что при решении этого вопроса Республика Беларусь пошла по пути Российской Федерации, которая ранее ввела аналогичные меры.

Так, в Российской Федерации в ст. 24.1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» внесены изменения, которыми установлен механизм уплаты утилизационного сбора на ввозимые в Российскую Федерацию и производимые в ней самоходные машины (сельскохозяйственные и лесохозяйственные машины, строительную и дорожную технику), прицепы к ним и колесным транспортным средствам, впервые выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации. Также принято постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист

Изменения в статистической отчетности о работе аудиторской организации

Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 28 августа 2018 г. № 78 (далее постановление № 78) утверждены:

форма государственной статистической отчетности 1-аудит (Минфин) «Отчет о работе аудиторской организации» годовой периодичности (далее отчет 1-аудит 2018);

указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-аудит (Минфин) «Отчет о работе аудиторской организации» (далее указания-2018).

Постановление № 78 вступило в силу 1 октября 2018 г., однако отчет 1-аудит 2018 и указания-2018 вводятся в действие начиная с отчета за 2018 год.

Как и ранее, отчет 1-аудит 2018 должен быть представлен до 1 марта. Это значит, что у аудиторских организаций есть возможность не только учесть изменения, но и организовать аналитический учет получаемых доходов в разрезе заключенных и исполненных договоров по требуемым в отчете 1-аудит 2018 показателям.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук


Справочная информация

Календарь уплаты юридическими лицами налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на декабрь 2018 года

Калькулятор «Расчет срока исковой давности»