Формируем инвентаризационные комиссии

Приближается завершение финансового года, а вместе с ним появляется обязанность проведения инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 12 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности») (далее  Закон № 57-З).

Справочно

Согласно абз. 2-му и 8-му ст. 1 Закона № 57-З:

 активы  это имущество, возникшее в организации в результате совершенных хозяйственных операций, от которого организация предполагает получение экономических выгод;

 обязательства  это задолженность организации, возникшая в результате совершенных хозяйственных операций, погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению собственного капитала организации.

Согласно п. 12 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180, проведению инвентаризации предшествует создание инвентаризационных комиссий. С этой целью руководителем организации издается приказ.

В крупных организациях для проведения инвентаризаций создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии, которые не только осуществляют организационные мероприятия по проведению инвентаризации, но и оформляют ряд документов. Полномочия таких комиссий разные, и требования к их формированию также отличаются.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук, доцент

Инвентаризация: как учесть исправления?

Процедура начавшейся инвентаризации состоит из нескольких этапов. Первый этап  подготовительный. Затем наступает время формирования инвентаризационной комиссии, определения сроков проведения инвентаризации и видов инвентаризуемого имущества.

Заключительный этап  это оформление результатов инвентаризации. Остановимся на некоторых наиболее характерных вопросах инвентаризации-2018.

Вопрос 1

В ходе инвентаризации материалов, проведенной на 01.11.2018 перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2018 г., выявлено, что на сч. 10 «Материалы» продолжают числиться материалы, фактически использованные для создания основного средства в предыдущие месяцы 2018 г.

Каким образом отразить в бухгалтерском учете организации исправительные записи?

Следует уточнить стоимость основного средства и суммы начисленной амортизации.

Единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете установлен в Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по сч. 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости (п. 9 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»

Основные правила инвентаризации

Одним из основных способов первичного наблюдения в бухгалтерском учете является инвентаризация, которая позволяет при правильном ее проведении получить представление о состоянии активов и обязательств организации, выявить активы, частично потерявшие свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревшие морально, выявить наличие или отсутствие договоров с материально ответственными лицами.

Правильно проводимая инвентаризация дисциплинирует материально ответственных лиц, выполняет профилактические функции и позволяет своевременно выявлять злоупотребления в организациях.

Предлагаем основные правила инвентаризации.

Правило 1. Соблюдайте сроки проведения и отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Согласно п. 7 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств в строго определенные сроки.

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»

Наступление холодов: применение норм расхода топлива

В связи с наступлением холодов многие организации, имеющие автомобили, задаются вопросами о возможности повышения нормы расхода топлива в зимних условиях эксплуатации автомобилей, при этом нередко допуская ошибки при определении возможного периода повышения, документального подтверждения возможности повышения, величины повышения.

Правильно применять нормы расхода топлива в зимних условиях эксплуатации автомобилей поможет данная статья.

Нормы расхода топлива важны для как целей учета израсходованного топлива, так и для определения налогооблагаемой прибыли. Так, организациям следует учитывать, что в соответствии с п. 1.7 ст. 131 Налогового кодекса Республики Беларусь при налогообложении не учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством. Это требование распространяется в том числе на топливо для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования (письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27.03.2012 № 2-2-23/637 «О некоторых вопросах исчисления и уплаты налога на прибыль»).

Порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования устанавливает Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141.

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»


Особенности подачи и рассмотрения ходатайств, заявлений сторон в исполнительном производстве

В соответствии со ст. 14 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве» участники исполнительного производства вправе на любой стадии исполнительного производства подать заявление, ходатайство по вопросам, связанным с исполнением исполнительного документа.

Помимо указанного нормативного правового акта вопросы подачи и рассмотрения ходатайств, заявлений в исполнительном производстве регулируются Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 440-З «О судебных исполнителях» (далее  Закон о судебных исполнителях) и Инструкцией по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. № 67.

В настоящей статье автор расскажет, какие ходатайства, заявления праве заявлять стороны в исполнительном производстве, как надлежащим образом оформлять указанные документы, какие из них в соответствии с законодательством Республики Беларусь вправе рассматривать судебный исполнитель, а какие отнесены к исключительной компетенции суда.

Так, в соответствии со ст. 14 Закона о судебных исполнителях заявления, ходатайства подаются в письменной форме или форме электронного документа, однако последний способ на практике используется редко, в основном документы направляются по почте, нарочным либо по факсу.

<...>

Эвелина ДУБОВИК,
старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ, управляющий партнер ООО «Юридическая компания «Соломон»

Справочная информация

Индексы изменения цен на строительно-монтажные работы на ноябрь 2018 г.