Страхование от несчастного случая на производстве: учитывайте договор страхования и колдоговор!

Как известно, Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее Положение № 530), установлена обязанность нанимателей осуществлять обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, гражданским законодательством Республики Беларусь, а также Положением № 530 предусмотрена возможность осуществления дополнительного добровольного страхования указанной ответственности.

Условия подобных договоров добровольного страхования определяются сторонами отдельно в соответствующих правилах страхования. Согласно ст. 830 и 833 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК) условия, на которых заключается договор добровольного страхования, определяются в правилах соответствующего вида страхования, утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков и согласованных с органом, осуществляющим государственный надзор за страховой деятельностью. Правила соответствующего вида страхования должны прилагаться к договору добровольного страхования.

Важнейшим условием любого договора страхования является точное описание страхового случая, то есть того события, при котором у страховщика возникает обязанность произвести страховую выплату (возмещение).

<...>

Сергей БЕЛЯВСКИЙ,
судья экономического суда Гродненской области

Расчет накладных расходов

Накладные расходы это неизбежные затраты, которые несет любая организация. Причем эти расходы составляют значительную часть всех затрат и оказывают существенное влияние на финансовый результат.

Иногда у бухгалтера бюджетной организации могут возникнуть сложности при отражении таких расходов, особенно если бюджетная организация имеет и иную деятельность, приносящую доход.

Бюджетная организация имеет внебюджетную деятельность (оказывает платные услуги). Для учета накладных расходов текущего года за основу берутся затраты за 2017 год, в связи с чем у бухгалтера возникает вопрос: для расчета накладных расходов в целом по организации затраты следует брать как сумму затрат по бюджету (с использованием субсчета 200 «Расходы по бюджету») и внебюджетным средствам (с использованием субсчета 211 «Расходы по внебюджетным средствам») или только по бюджету?

По общему правилу в бухгалтерском учете все затраты (расходы) делятся на:

прямые затраты, которые можно непосредственно (по принципу прямой связи) включить в себестоимость соответствующего объекта калькулирования;

косвенные затраты.

Косвенные затраты относятся к деятельности организации в целом, в момент их возникновения они не могут быть отнесены на определенный вид работ (услуг) и включаются в себестоимость соответствующего объекта калькулирования с помощью специальных методов их распределения. Это касается в том числе накладных расходов.

<...>

Василий ПАСЕВИЧ,
аудитор

Особенности реализации табачных изделий со скидкой

Нормы действующего законодательства, регулирующего порядок ценообразования в Республике Беларусь, не запрещают розничным организациям предоставлять покупателям скидки с розничных цен на товары (продукцию), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен.

Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении розничной торговли сигаретами с фильтром, производимыми на территории Республики Беларусь и ввозимыми на территорию Республики Беларусь, реализуют такие сигареты по ценам, не превышающим заявленные плательщиками акцизов в уведомлении о максимальной розничной цене сигарет с фильтром (п. 6 ст. 1121 Налогового кодекса Республики Беларусь).

В соответствии с нормами действующего законодательства Республики Беларусь розничные организации имеют право предоставления покупателям скидок с розничных цен на сигареты с фильтром (сигареты без фильтра и иные табачные изделия). Решение о предоставлении покупателям скидок с розничных цен розничные организации принимают самостоятельно в соответствии с разработанным ими порядком, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь (п. 13 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 июля 2011 г. № 111).

<...>

Галина КОРЖЕНЕВСКАЯ,
экономист

Проведение инвентаризации как подготовка к годовому отчету

Единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете установлен в Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 (далее Инструкция № 180).

Статьей 13 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее Закон № 57-З) предусмотрено, что активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.

Вопрос 1. В организации были выявлены факты хищения имущества. Была проведена инвентаризация активов организации на 1 октября 2018 г.

Можно ли данную инвентаризацию на основании приказа руководителя организации считать инвентаризацией активов, произведенной перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2018 г.?

Нет, нельзя. Согласно ст. 13 Закона № 57-З проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно, в том числе:

перед составлением годовой отчетности;

при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества.

В пункте 7 Инструкции № 180 установлены конкретные сроки, не ранее которых необходимо производить инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»

Утверждена стратегия совершенствования Национальной системы квалификаций

В Республике Беларусь постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 октября 2018 г. № 764 утверждена стратегия совершенствования Национальной системы квалификаций (далее Национальная стратегия квалификаций). Как ожидается, это будет принципиально новый подход к определению квалификации и трудовым взаимоотношениям.

Следует отметить, что решение о корректировке нынешней системы квалификаций было принято во многом из-за того, что она существует еще с советских времен. При этом в отличие от стран партнеров по Евразийскому экономическому союзу в Республике Беларусь Национальная система квалификаций обязательна для всех нанимателей независимо от формы собственности. Поэтому совершенно очевидно, что новое время требует и новых подходов в области труда. Как отмечается в гл. 2 Национальной стратегии квалификаций, на сегодняшний день действует такая система.

Система явно перегруженная и разобщенная. Как подчеркивается в Национальной стратегии квалификаций, отмечается несоответствие между структурой и качеством образования и потребностью рынка труда в кадрах. Результаты обучения часто не соответствуют требованиям, предъявляемым нанимателями к квалификации работников.

В свою очередь, система образования не обладает информацией о реальной потребности рынка труда в кадрах, выраженной в количественных и качественных характеристиках кадров. Отсутствует информация о требуемых для экономики направлениях и масштабах подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

<...>

Дина КАРЦЕВИЧ,
экономист

Созданы списки граждан, не участвующих в общегосударственных расходах

База данных не занятых в экономике трудоспособных жителей Республики Беларусь, как и обещали, готова к 1 декабря 2018 г. Об этом сообщили в Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь. Напомним, что сервис, сразу же получивший в народе название «базы данных тунеядцев», был создан в целях реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 1 «О содействии занятости населения», который является новой редакцией Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества».

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь также представило программу подготовки и направления электронных документов, которая будет задействована для сбора соответствующих данных. На практике это выглядит следующим образом: в каждом районе созданы специальные комиссии, которые, если рассматривать глобально, призваны реализовать основную функцию Декрета содействовать занятости населения, попутно на них же возложена обязанность составлять списки иждивенцев для последующего включения в базу данных.

В полном объеме обновленная версия Декрета, как предполагается, заработает с начала 2019 года, однако в целях информирования граждан о нахождении их в «иждивенческой» базе уже с 1 декабря 2018 г. введена электронная услуга представление сведений об отнесении гражданина к не занятым в экономике.

<...>

Светлана ДОБРИЯНИК,
главный редактор журнала «Налоговый вестник»

Взыскание не полностью удержанных сумм подоходного налога: кто виноват?

Статья 181 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) устанавливает особенности уплаты (взыскания) неуплаченных (не полностью уплаченных), удержания не удержанных (не полностью удержанных), зачета (возврата) излишне уплаченных (удержанных) сумм подоходного налога с физических лиц.

В пункте 2 и последующих пунктах рассматриваемой статьи НК приводятся действия налогового агента и налогового органа при невозможности удержания налога по причине прекращения выплат доходов плательщику, в том числе вследствие прекращения трудового договора (контракта), расторжения гражданско-правового договора либо по иной причине.

Шаг первый. В случае невозможности удержания суммы налога налоговый агент обязан в тридцатидневный срок со дня выявления им и (или) налоговым органом указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу с физических лиц.

При этом место жительства и место регистрации плательщика это не всегда одно и то же. Кроме того, законодатель не определил действия налогового агента в случае, если агент не знает места жительства плательщика.

<...>

Василий ПАСЕВИЧ,
аудитор

Учет подарков и материальной помощи сотрудникам

Поскольку купленные подарки не являются товарно-материальными ценностями, приобретенными в качестве товаров для реализации, а также не соответствуют условиям принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств (п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 26), их учет, по мнению автора, следует организовать на счете 10 «Материалы» в соответствии с п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50.

Для учета подарков целесообразно завести отдельный субсчет.

При учете расходов следует руководствоваться нормами Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102.

Налогообложение. Налог на добавленную стоимость

Согласно подп. 1.1.3 п. 1 ст. 93 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) объектами обложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением случаев безвозмездной передачи, перечисленных в ст. 93 НК).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»

Изменены Правила продажи

С 21 февраля 2019 г. изменяются правила осуществления административных процедур в отношении осуществления торговой деятельности и общественного питания, порядок разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров.

Изменения в осуществлении административных процедур

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2018 г. № 824 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 и от 22 июля 2014 г. № 703» в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательской деятельности» (далее Декрет № 7) приводится административная процедура по согласованию режима работы торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, торговых центров, рынков.

На основании абз. 3-го подп. 4.1 п. 4 Декрета № 7 согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения розничных торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, торговых центров, рынков подлежит режим работы таких объектов после 23:00 и до 7:00.

В настоящее время специальных оснований для отказа в осуществлении административной процедуры по согласованию режима работы объекта в ночное время законодательством Республики Беларусь не предусмотрено. Уполномоченный орган вправе отказать в осуществлении данной административной процедуры по общим основаниям, установленным в ст. 25 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур».

<...>

Яна ГЛИНСКАЯ,
экономист

Справочная информация

Календарь уплаты юридическими лицами налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на январь 2019 года

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на январь 2019 года

Калькулятор: график работ при суммированном учете рабочего времени по расчетному графику пятидневной 40-часовой рабочей недели на 2019 год

Калькулятор: табель учета использования рабочего времени на 2019 год

Калькулятор: расчет списочной численности работников в 2019 году