Листок нетрудоспособности и справка о временной нетрудоспособности по-новому

Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь внесены изменения порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, и постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. под № 1/1 утверждена Инструкция о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности (далее постановление № 1/1 и Инструкция № 1/1).

Общие положения

Постановлением № 1/1 кроме Инструкции № 1/1 установлены формы листка нетрудоспособности и справки о временной нетрудоспособности.

Бланки листков нетрудоспособности, так как они являются бланками строгой отчетности, изготовленные до вступления в силу постановления № 1/1, являются действительными до их полного использования.

<...>

Снежана КЛЕВАНОВИЧ,
главный специалист главного финансового управления Минского областного исполнительного комитета

Консультационные и информационные услуги: оформление, бухгалтерский и налоговый учет

Термины (понятия) и их определение

В некоторых толковых словарях даются следующие определения:

консультация это совет, даваемый специалистом пользователю;

информация это сообщение, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо; сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых пользователем или специальным устройством.

Законодательный уровень:

услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности, а также передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных прав;

консультационные услуги это услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций по управленческим, экономическим, финансовым (в том числе налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом.

Такие формулировки приводятся в приложении 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг».

<...>

Василий ПАСЕВИЧ,
аудитор

Сверхнормативная работа: ненормированный рабочий день и сверхурочная работа

Понятие ненормированного рабочего дня и сверхурочной работы

Ненормированный рабочий день это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут при необходимости эпизодически по письменному или устному приказу (распоряжению), постановлению нанимателя или по своей инициативе с ведома нанимателя или уполномоченного должностного лица нанимателя выполнять свои трудовые обязанности за пределами установленной нормы продолжительности рабочего времени. Возможная в связи с этим переработка сверх нормы рабочего времени не является сверхурочной работой и компенсируется предоставлением дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день (ч. 1-я ст. 1181 Трудового кодекса Республики Беларусь) (далее ТК).

Сверхурочной считается работа, выполненная работником по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, предусмотренной правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работы (сменности) (ч. 1-я ст. 119 ТК).

Из приведенных определений ненормированного рабочего дня и сверхурочной работы можно сделать главный вывод о том, что это различные категории, которые объединяются тем, что и в первом, и во втором случае работник трудится за рамками нормативного рабочего времени. Пожалуй, это единственный признак, который положен в основу этих двух правовых категорий, отчего вызывает немало дискуссий.

<...>

Майя МИЩЕНКО,
доцент кафедры гражданского права и процесса ЧУО «БИП Институт правоведения», кандидат юридических наук, доцент

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 10 декабря 2018 г. № 473 «О долевом строительстве»

В целях совершенствования порядка долевого строительства объектов в Республике Беларусь главой государства 10 декабря 2018 г. издан Указ № 473 «О долевом строительстве» (далее Указ № 473), который заменил действующий с 2016 года Указ Президента Республики Беларусь от 6 июня 2013 г. № 263 «О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь» (далее Указ № 263).

Анализируя нормы Указа № 473, следует отметить возрастание роли Правительства Республики Беларусь в регулировании данных правоотношений. Так, Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право определить порядок заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства, а также отдельные условия привлечения денежных средств дольщиков. В этой связи Правительством Республики Беларусь будут утверждены Положение о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства (далее Положение) и форма типового договора создания объекта долевого строительства (далее договор) (п. 3 Указа № 473). Ранее данные отношения согласно положениям Указа № 263 регулировались Президентом Республики Беларусь.

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист

Обжалование в судебном порядке решения налогового органа по доначислению налога на недвижимость и пени за неправильное применение льготы по налогу при поэтапном вводе в эксплуатацию выделенных проектом очередей строительства

Заявитель обратился в экономический суд с требованием о признании недействительным решения инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в части доначисления 4 039 руб. 99 коп. налога на недвижимость и 3 655 руб. 63 коп. пени по налогу на недвижимость.

Заявитель в обоснование заявленного требования привел следующие основные доводы:

приобретенное заявителем не завершенное строительством капитальное строение в соответствии с проектом вводилось в эксплуатацию поочередно согласно выделенным в проектной документации очередям строительства;

приемка в эксплуатацию очередей строительства осуществляется в порядке, предусмотренном для приемки объекта в целом, с составлением отдельных актов приемки на каждую принимаемую в эксплуатацию очередь строительства, в связи с чем заявитель на основании подп. 1.11 п. 1 ст. 186 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) льготировал поэтапно каждую очередь строительства (часть объекта), принимаемую как самостоятельные части объекта;

общий размер льготы по инвентарному объекту недвижимого имущества с учетом льготирования поэтапно каждой очереди строительства не превысил размер, установленный законодательством Республики Беларусь.

<...>

Эдуард КОРОЛЬ,
судья экономического суда Гродненской области

Возврат товара или обратная реализация при сделках в ЕАЭС: налоговый и управленческий учет

Для многих компаний ситуация, когда отгруженный товар возвращается поставщику, становится проблемой из проблем. Наш опыт проверок подтверждает, что именно в этом «клубке» чаще всего допускаются досадные и очень дорогие ошибки.

Начнем с того, что не всегда возврат товаров признается возвратом для целей налогообложения, и нужно быть готовым к тому, что при определенных ситуациях возврат будет считаться обратной реализацией.

При возврате в рамках государств членов Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) есть ряд особенностей, которые следует учитывать при исчислении налогов и отражении операций в бухгалтерском учете.

Как правило, возврат связан с невыполнением продавцом или покупателем принятых на себя обязательств по купле-продаже товаров, предусмотренных условиями заключенного договора.

По общему правилу покупатель вправе вернуть товар в следующих случаях:

при расторжении договора, изменении его условий (ст. 420, п. 1, 2, 4 ст. 423 Гражданского кодекса Республики Беларусь) (далее ГК);

ненадлежащем исполнении продавцом условий заключенного договора (при поставке некачественных, некомплектных товаров, при нарушении условий договора об ассортименте, таре (упаковке), количестве товара) (п. 1 ст. 436, п. 1 ст. 438, п. 2 ст. 445, п. 2 ст. 450, п. 2 ст. 452 ГК, п. 1 и 2 ст. 35, п. 1 ст. 45, п. 2 ст. 46 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров, заключенной в г. Вене 11 апреля 1980 года).

<...>

Александра РАКИТИНА,
эксперт по налогообложению

Как организовать платежи посредством прямого дебетования счета

Расчеты посредством прямого дебетования счета не являются каким-то вновь изобретенным видом расчетов, однако субъекты хозяйствования Республики Беларусь получат возможность рассчитываться таким образом только с 1 января 2019 г. Следует предположить, что определенные преимущества этой формы расчетов ими будут оценены.

В соответствии с изменениями в Инструкцию о банковском переводе, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 66 (далее Инструкция № 66), которые, в свою очередь, утверждены постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 января 2018 г. № 35 (далее постановление № 35), расчеты посредством прямого дебетования счета можно использовать для оплаты товаров (работ, услуг), в том числе в виде предоплаты. Основанием для проведения таких расчетов является заключенный между плательщиком и бенефициаром договор, предусматривающий осуществление расчетов посредством прямого дебетования счета.

В соответствии со ст. 231 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее БК) расчеты посредством прямого дебетования счета являются безналичной формой расчетов. Под прямым дебетованием счета (ст. 2531) понимается вид банковского перевода, предусматривающий исполнение платежных требований бенефициара посредством списания денежных средств с корреспондентского счета банка-отправителя на основании межбанковского платежного требования банка-получателя в соответствии с акцептом плательщика.

<...>

Нонна РАБЕЦ,
юрист

Анализ новых норм Налогового кодекса «по мотивам» Указа № 488

Анонсированное Правительством Республики Беларусь прекращение действия с 1 января 2019 г. скандально известного «лжепредпринимательского» Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 (далее Указ № 488) дало надежду бизнес-сообществу на прекращение экономических репрессий, когда добросовестные компании вынуждены были доказывать свою невиновность, вместо того чтобы контролирующие органы юридически подтверждали претензии к субъектам хозяйствования.

Напомним, что ранее Правительство Республики Беларусь было не готово отказаться от Указа № 488: его собирались лишь подкорректировать.

Рабочей группой, в которой участвовали представители исполнительной и судебной власти, органов государственного контроля и делового сообщества, был подготовлен проект изменений в Указ № 488, которыми в него закладывался принцип презумпции добросовестности налогоплательщика, означающий, что, пока налоговый орган не докажет документально, что плательщик совершил налоговое правонарушение, плательщик будет считаться добросовестным.

Какие изменения вошли в проект:

1. Первичные учетные документы могут быть признаны не имеющими юридической силы лишь по операциям, оформленным после включения контрагента в реестр субъектов хозяйствования с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (реестр) и только с такими субъектами. Исключение признание сделки недействительной по решению суда.

<...>

Александра РАКИТИНА,
эксперт по налогообложению

Справочная информация

Алфавитный указатель наименований должностей служащих

Алфавитный указатель наименований профессий рабочих

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на февраль 2019 года

Календарь уплаты юридическими лицами налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на февраль 2019 года

Калькулятор «Расчет переоценки основных средств по состоянию на 1 января 2019 г.»