Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Национального статистического комитета Республики Беларусь от 9 января 2019 г. № 4/1/1/1 «Об установлении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядке ее заполнения»

Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Национального статистического комитета Республики Беларусь от 9 января 2019 г. № 4/1/1/1 (далее постановление № 4/1/1/1), вступившим в силу с 1 февраля 2019 г., утверждена новая форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее книга учета 2019), и Инструкция о порядке заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Напомним, что ранее форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, была установлена совместным постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19 апреля 2007 г. № 55/60/59/38, в котором отдельной инструкции для ее заполнения не было предусмотрено: все необходимые нормы, регламентирующие такой порядок, содержались в тексте самого постановления.

<...>

Наталья КОВАЛЕВА,
экономист

Комментарий к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 6 декабря 2018 г. № 40 «Об установлении форм актов приемки объектов в эксплуатацию, гарантийного паспорта объекта строительства, перечней документов, представляемых приемочной комиссии»

Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 6 декабря 2018 г. № 40 «Об установлении форм актов приемки объектов в эксплуатацию, гарантийного паспорта объекта строительства, перечней документов, представляемых приемочной комиссии», вступившим в силу с 3 февраля 2019 г., утверждены новые формы актов приемки объектов в эксплуатацию, гарантийного паспорта объекта строительства, перечней документов, представляемых приемочной комиссии.

Как сообщили в строительном министерстве, принятие этого документа обусловлено необходимостью приведения нормативной правовой базы в строительстве в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», изменениями, внесенными в Указ Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности», и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 г. № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства».

<...>

Наталья КОВАЛЕВА,
экономист

Определен порядок формирования и работы комиссии по государственным закупкам

Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21 января 2019 г. № 7 утверждено Положение о комиссии по государственным закупкам (далее Положение). Документ принят во исполнение норм Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 136-З, которым Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» изложен в новой редакции.

Положением устанавливаются порядок формирования комиссии по государственным закупкам, создаваемой заказчиком (организатором) в случае организации и проведения открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений (далее комиссия), и ее функции.

Определено, в частности, что комиссия может создаваться в виде постоянно действующей комиссии для организации и проведения процедур государственных закупок либо для организации и проведения конкретной процедуры государственной закупки. Персональный состав комиссии в случаях организации и проведения процедур государственных закупок:

заказчиком формируется заказчиком и утверждается его руководителем (уполномоченным им должностным лицом);

организатором формируется организатором и утверждается его руководителем (уполномоченным им должностным лицом);

двумя и более заказчиками формируется исходя из соглашения сторон одним из таких заказчиков либо совместно всеми заказчиками и утверждается соответственно руководителем (уполномоченным им должностным лицом) одного из заказчиков либо руководителями (уполномоченными ими должностными лицами) заказчиков.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист

Определен порядок проведения экспертизы проектов на переустройство и перепланировку

Инструкция о порядке проведения экспертизы проектной документации на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме и определения стоимости проведения экспертизы (далее Инструкция) утверждена постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 21 декабря 2018 г. № 73.

Документ принят в развитие норм Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2013 г. № 384.

Так, п. 17 Положения установлено, что для выполнения переустройства и (или) перепланировки, требующих разработки проекта, инициатор после получения согласования (разрешения) местного исполнительного и распорядительного органа (далее исполнительный комитет) заключает договор подряда на выполнение проектных работ с разработчиком проектной документации. Здесь же указывается, что состав, форма и содержание проекта определяются Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь. Разработчик проектной документации или инициатор согласует проект со структурным подразделением исполнительного комитета, осуществляющим государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист

Комментарий к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29 декабря 2018 г. № 91 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения жалоб при осуществлении государственных закупок»

Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29 декабря 2018 г. № 91 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения жалоб при осуществлении государственных закупок», вступающим в силу с 1 июля 2019 г., утверждена новая Инструкция о порядке рассмотрения жалоб при осуществлении государственных закупок (далее Инструкция № 91).

При этом с той же даты признается утратившей силу Инструкция о порядке рассмотрения Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 июня 2017 г. № 30 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок» (далее Инструкция № 30).

Инструкция № 91 определяет порядок рассмотрения Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии по государственным закупкам и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки при осуществлении государственных закупок (далее жалоба), подаваемых участниками либо иными юридическими или физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в случае нарушения их прав и законных интересов. Отметим, что согласно Инструкции № 30 жалобу можно подавать и на оператора официального сайта при осуществлении государственных закупок, что с 1 июля 2019 г. будет запрещено.

<...>

Николай ВОЛЧЕК,
юрист

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2019 г. № 71 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 973»

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2019 г. № 71 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 973», вступившим в силу с 6 февраля 2019 г., внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 973 «Вопросы Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь». В основном они связаны с корректировкой Положения о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденного этим постановлением (далее Положение).

При этом существенно расширены функции Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, которые оно должно осуществлять в соответствии с возложенными на него основными задачами.

В частности, как и ранее, Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь должно:

осуществлять в соответствии с законодательством Республики Беларусь регулирование цен (тарифов) на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов) (подп. 5.34 п. 5 Положения);

устанавливать по согласованию с Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь порядок осуществления мониторинга цен (тарифов), расчета индексов цен в строительстве, а также расчета индексов цен инвестиций в основной капитал (ранее последнее уточнение отсутствовало) (подп. 5.341 п. 5 Положения);

совместно с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, областными и Минским городским исполнительными комитетами принимать меры по обеспечению представления организациям по ценообразованию в строительстве информации о ценах (тарифах, стоимости) для проведения мониторинга как цен (тарифов, стоимости), так и расчета индексов цен в строительстве (подп. 5.342 п. 5 Положения).

<...>

Николай ВОЛЧЕК,
юрист

Подоходный налог 2019

Статьей 1 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее Закон № 159-З) внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее НК), который изложен в новой редакции.

С учетом внесенных Законом № 159-З изменений порядок налогообложения доходов физических лиц определен в главе 18 НК.

Согласно ст. 6 Закона № 159-З внесенные им в НК изменения вступают в силу с 1 января 2019 г. и направлены в том числе на совершенствование порядка налогообложения доходов физических лиц, при этом отдельные из них носят принципиальный характер.

В данном комментарии рассмотрен порядок налогообложения доходов физических лиц с учетом внесенных в него изменений.

Объект обложения подоходным налогом

1. Законом № 159-З расширен перечень доходов, не признаваемых объектами обложения подоходным налогом. К их числу с 1 января 2019 г. стали относиться доходы, полученные плательщиками в размере:

а) оплаты организациями или индивидуальными предпринимателями расходов на проведение семинаров и конкурсов профессионального мастерства (подп. 2.2 п. 2 ст. 196 НК);

б) оплаты или возмещения организациями и индивидуальными предпринимателями расходов на проведение за пределами Республики Беларусь неофициальных спортивных или спортивно-массовых мероприятий (подп. 2.3 п. 2 ст. 196 НК).

<...>

Александр АЛЕКСАНДРОВ,
экономист

Налог на доходы 2019

Уплата налога на доходы регламентируется гл. 17 НК-2019.

Статья 188 «Плательщики налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство» НК

До настоящего времени налоговыми агентами в отношении обязательств по налогу на доходы признавались только организации и индивидуальные предприниматели. В 2019 году физические лица (не индивидуальные предприниматели) по видам доходов также признаны налоговыми агентами в том смысле, как это определено ст. 23 НК.

Статья 189 «Объект обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство» НК

Перечень доходов, облагаемых налогом на доходы, изменений не претерпел.

Однако ввиду отсутствия в национальном налоговом законодательстве Республики Беларусь определения термина «коммерческое оборудование», применяемого в международных договорах об избегании двойного налогообложения, и в целях исключения вопросов по применению таких договоров в определение термина «роялти» внесено уточнение, разъясняющее, что под доходом от предоставления в аренду, лизинг имущества понимается в том числе доход от предоставления в аренду, лизинг любого вида оборудования, транспортных средств. Ранее используемый термин «коммерческое оборудование» вызывал вопросы о том, какое оборудование относится к коммерческому, а также относятся ли транспортные средства к оборудованию.

<...>

Татьяна ФАЛАЛЕЕВА,
эксперт журнала «Налоговый вестник»,
Александра РАКИТИНА,
эксперт журнала «Налоговый вестник»

Налог на прибыль 2019

Главой 16 НК-2019 предусмотрено сближение бухгалтерского и налогового учета посредством устранения временных различий в признании отдельных видов доходов и расходов.

В целях реализации положений Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 в НК-2019 включены системные меры, направленные на повышение инвестиционной привлекательности Республики Беларусь и стимулирование реинвестирования прибыли, а именно: увеличение в полтора раза размера инвестиционного вычета по налогу на прибыль, снижение до 6% ставки налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц в отношении дивидендов при условии нераспределения на потребление полученной прибыли в течение трех лет. Полное освобождение от налогообложения в случае нераспределения прибыли на эти цели предусмотрено в течение пяти лет. Иными словами, это:

расширение возможности применения инвестиционного вычета за счет увеличения его размера в полтора раза: по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам с 10 до 15%, по машинам, оборудованию и транспортным средствам с 20 до 30%;

снижение ставки налога на прибыль в отношении дивидендов при условии нераспределения на потребление полученной прибыли в течение трех лет до 6%, в течение пяти лет до 0%.

Статья 167 «Объект обложения налогом на прибыль» НК

Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь установлены факты минимизации суммы налога на прибыль плательщиками путем выкупа собственных акций по стоимости, во много раз превышающей номинальную стоимость акций, с дальнейшей их реализацией, как правило, оставшимся в составе участникам по номинальной стоимости.

<...>

Татьяна ФАЛАЛЕЕВА,
эксперт журнала «Налоговый вестник»,
Александра РАКИТИНА,
эксперт журнала «Налоговый вестник»

Акцизы-2019

Уплата акцизов в НК-2019 регламентирована гл. 15 НК.

Статья 146 «Особенности признания плательщиками отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей при реализации (передаче) подакцизных товаров» НК

С учетом устоявшейся практики, а также специфического характера акцизов как налогового платежа в НК-2019 не произошло каких-либо существенных изменений, направленных на корректировку ранее действовавшего порядка их взимания. Тем не менее ряд положений претерпел существенные изменения. Так, например, к производству подакцизных товаров отнесены также любые виды настаивания алкогольной продукции.

В состав плательщиков акцизов добавлены следующие категории:

1) организации и индивидуальные предприниматели при нецелевом использовании (реализации, передаче) дизельного топлива, приобретенного (полученного) для производства дизельного топлива с метиловыми эфирами жирных кислот;

2) юридические лица Республики Беларусь при использовании (реализации, передаче) не по целевому назначению:

а) спирта этилового сырца из пищевого сырья, приобретенного (полученного) для производства спирта этилового ректификованного;

б) спирта этилового ректификованного из пищевого сырья, приобретенного (полученного) для производства алкогольной продукции, уксуса и слабоалкогольных напитков;

в) спирта, приобретенного (полученного) для производства лекарственных средств, ветеринарных препаратов;

г) спиртосодержащей продукции с объемной долей этилового спирта 7% и более, приобретенной (полученной) для производства безалкогольных напитков.

<...>

Татьяна ФАЛАЛЕЕВА,
эксперт журнала «Налоговый вестник»,
Александра РАКИТИНА,
эксперт журнала «Налоговый вестник»

Налог на недвижимость 2019

Уплата налога на недвижимость в 2019 году регламентирована гл. 19 НК-2019.

Статья 226 «Особенности признания плательщиками налога на недвижимость отдельных организаций и физических лиц» НК

В статью внесены коррекционные правки в части более детального подхода к тому, какие организации относятся к осуществляющим социально-культурную деятельность. Это организации, осуществляющие деятельность в сферах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.

Статья 227 «Объекты обложения налогом на недвижимость» НК

Из объектов обложения налогом на недвижимость исключены здания, сооружения, передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства.

Из объектов обложения налогом на недвижимость исключены также машино-места. При этом отсутствие в объектах машино-мест не означает, что налог на недвижимость по ним удерживаться не будет, поскольку в соответствии с абз. 11-м ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» машино-место это место для размещения транспорта, которое является частью капитального строения (в том числе автомобильной стоянки) и зарегистрировано как объект недвижимости. Согласно постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 161 оно относится к группе «Сооружения» (шифры 20260, 20261, 20262, 20263).

В отношении физических лиц введен такой объект, как не завершенные строительством капитальные строения, закрепленные физическим лицом собственником на праве хозяйственного ведения за организацией.

<...>

Татьяна ФАЛАЛЕЕВА,
эксперт журнала «Налоговый вестник»,
Александра РАКИТИНА,
эксперт журнала «Налоговый вестник»

Оформление предварительных заказов в объектах общественного питания: новый порядок

Инструкция о порядке оформления предварительных заказов на обслуживание покупателей в объектах общественного питания (далее Инструкция) утверждена постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 5. При этом признается утратившим силу постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 7 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления предварительных заказов на обслуживание, оказание услуги в торговых объектах общественного питания».

Определено, что для целей Инструкции используются термины и их определения в значениях, установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров», а также следующие термины и их определения:

покупатель это физическое либо юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, обратившиеся за обслуживанием в объект общественного питания, оказанием услуг, связанных с осуществлением общественного питания;

предварительный заказ это оформленный в порядке, определяемом продавцом, документ на обслуживание покупателя в объекте общественного питания, оказание услуг, связанных с осуществлением общественного питания, не позднее чем за один календарный день до их исполнения.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист

Изменения в порядке определения сметной стоимости строительных и пусконаладочных работ

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2019 г. № 7 внесены изменения и дополнения в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 51 «О некоторых вопросах по определению сметной стоимости строительства объектов».

В частности, изменения претерпела Инструкция о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденная постановлением № 51.

Так, относительно порядка определения цен сметной стоимости ресурсов в подп. 8.1 п. 8 этого документа устанавливается, что цена одного человеко-часа определяется в размере, рассчитанном с учетом данных Национального статистического комитета Республики Беларусь о номинальной начисленной средней заработной плате работников по виду экономической деятельности «Строительство» в среднем по республике и установленной расчетной нормы рабочего времени Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, в расчете за месяц. Данная цена одного человеко-часа принимается как цена одного человеко-часа рабочего четвертого разряда. Напомним, что ранее данная норма содержала исключение для города Минска.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист