Функционирование специальной компьютерной кассовой системы, обеспечивающей контроль над оборотами в сфере игорного бизнеса: новый порядок

Положение о порядке функционирования специальной компьютерной кассовой системы, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса, и мониторингового центра в сфере игорного бизнеса по ее обслуживанию (далее Положение), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2011 г. № 1762, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2019 г. № 123 (далее постановление № 123) изложено в новой редакции.

Как и ранее, в новой редакции Положения под специальной компьютерной кассовой системой, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса (далее СККС), понимается программно-аппаратный комплекс, содержащий пакет прикладных программ, предназначенных для обеспечения контроля над деятельностью в сфере игорного бизнеса путем автоматизированной передачи, приема, регистрации, обработки, учета, накопления и сохранения данных о совершаемых операциях.

Не претерпели изменений и такие термины, как «мониторинговый центр», «субъекты СККС», «уполномоченные государственные органы». В то же время из Положения исключены термины «оборудование организаторов азартных игр, подключаемое к СККС» и «оборудование СККС».

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист

Реализация товаров, произведенных в Республике Беларусь: новый порядок взаимодействия государственных органов и банков-агентов

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2019 г. № 122 изложено в новой редакции Положение о порядке взаимодействия республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов и банков при реализации Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 466, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2015 г. № 72 «О мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь».

В новой редакции Положения, в частности, определено, что этот документ устанавливает порядок взаимодействия республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов и банков при компенсации банкам нерезидентам Республики Беларусь части процентов за пользование кредитами, вознаграждений за постфинансирование аккредитивов и лизинговым компаниям нерезидентам Республики Беларусь части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь». При этом претерпел некоторые изменения и порядок участия в указанном процессе и банков резидентов Республики Беларусь, которые являются банками-агентами.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист

Пожарно-технический минимум

Пожарно-технический минимум (далее ПТМ) система знаний, умений и навыков, позволяющая работнику организации обеспечивать пожарную безопасность в рамках осуществления деятельности по занимаемой должности (профессии), в том числе при проведении работ повышенной опасности без специального образования в данной области.

Подготовка по программе ПТМ проводится с целью повышения общих технических знаний по пожарной безопасности работников организации и структурных подразделений с повышенной пожарной опасностью, ознакомления их с правилами пожарной безопасности, а также для более детального изучения работающими порядка использования имеющихся первичных средств пожаротушения и технических средств противопожарной защиты.

Общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утверждены Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства».

Обязательные для соблюдения специфические требования по обеспечению пожарной безопасности для объектов, специально предназначенных для пребывания детей, а также объектов с одновременным пребыванием свыше 300 человек, объектов социальной сферы и здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей, взрывопожароопасных и пожароопасных производств, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, гражданской и государственной авиации, на судах внутреннего водного транспорта, в лесах, при осуществлении геологоразведочных работ определяются Советом Министров Республики Беларусь.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист

Некоторые причины увольнения по инициативе нанимателя: расстаемся с работником без нарушений

В организациях на практике встречаются разные ситуации. В некоторых случаях работник желает уволиться, но наниматель не отпускает его, ссылаясь на невозможность расторгнуть трудовой договор (контракт). В других случаях наниматель по своей инициативе желает расторгнуть трудовые отношения с работником.

Рассмотрим ситуации, когда на законных основаниях наниматель может расстаться с работником, при этом не опасаясь, что трудовой спор в суде может закончиться не в пользу организации.

Основным нормативным правовым документом, регулирующим трудовые отношения между нанимателем и работником, является Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее ТК). Его нормы призваны определять интересы как работника, так и нанимателя. На основании анализа норм ТК и иных законодательных документов Республики Беларусь выявим некоторые причины, по которым наниматель в одностороннем порядке может уволить работника.

Появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения

Частью 2-й ст. 49 ТК установлено, что наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, препятствующем выполнению работы. В соответствии с п. 7 ст. 42 ТК трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем в случаях появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы.

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор

О порядке и условиях предоставления дополнительных свободных от работы дней

Трудовое законодательство Республики Беларусь предоставляет некоторым категориям граждан возможность ежемесячно либо раз в неделю брать один свободный от работы день. Такие гарантии предоставляет ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусь и постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 июня 2014 г. № 34 «О порядке и условиях предоставления дополнительных свободных от работы дней», которым утверждены:

Инструкция о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования»;

Инструкция о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка.

Порядок и условия предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднедневного заработка за счет средств государственного социального страхования

1. Свободный день в месяц предоставляется работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет (при наличии в семье работника двоих и более детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет предоставляется один свободный день в месяц).

2. Свободный день в месяц предоставляется работнику по основному месту работы независимо от того, на условиях полного или неполного рабочего времени он работает, ежемесячно в выбранный им по согласованию с нанимателем день месяца.

<...>

Снежана КЛЕВАНОВИЧ,
главный специалист главного финансового управления Минского областного исполнительного комитета

О соблюдении законодательства о закупках за счет собственных средств при заключении договоров финансовой аренды (лизинга)

Правительство Республики Беларусь решило внести в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 изменения, предусматривающие необходимость соблюдения законодательства Республики Беларусь о закупках за счет собственных средств при приобретении заказчиком товаров путем заключения договора финансовой аренды (лизинга).

Закрепление указанного положения в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее постановление № 229) позволит устранить имеющиеся разногласия по вопросу приобретения товаров в лизинг.

При этом, учитывая специфику правоотношений в рамках договора лизинга, постановлением № 229 определяется, что заключение соответствующего договора должно осуществляться по результатам двухэтапного конкурса, где:

на первом этапе будет осуществляться выбор заказчиком самого имущества, отвечающего по своим параметрам его потребностям, и поставщика этого имущества, который будет исполнять обязательство в пользу третьего лица лизингодателя, с определением всех затрагивающих интересы заказчика условий договора поставки и распределением прав и обязанностей субъектов договора поставки между поставщиком, лизингодателем и заказчиком (лизингополучателем) в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, регулирующим осуществление лизинговой деятельности в Республике Беларусь;

на втором этапе будет осуществляться выбор лизингодателя. При этом в процедуре заказчиком должны быть четко указаны критерии выбора.

<...>

Нина ЗЕЛЬМАН,
эксперт
Илья ФОМИН,
заместитель директора по экономике и финансам «Завод МТКС»

Ошибки должностного лица департамента государственной инспекции труда и его территориальных подразделений Минтруда и соцзащиты

В статье рассматриваются нарушения должностного лица департамента государственной инспекции труда и его территориальных подразделений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, допускаемые при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда в организации, которые вы сможете трактовать в свою пользу. При выявлении нарушения также сможете обжаловать действия проверяющего, снизить размер штрафа или избежать его совсем.

Единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь регулируется:

Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее Указ № 510);

Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом № 510 (далее Положение);

Положением о порядке проведения мониторинга, утвержденным Указом № 510.

Какие изменения внесены в планирование проверок в 2019 году?

Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» предусмотрен уход от системы плановых проверок.

С 1 января 2019 г. в практику контрольной (надзорной) деятельности введена система выборочных проверок, основанная на оценке степени риска совершения субъектом хозяйствования нарушений законодательства Республики Беларусь и степени их возможных негативных последствий.

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист

Справочная информация

Калькулятор «Расчет подоходного налога в 2019 году»

Индексы изменения цен на строительно-монтажные работы на февраль 2019 года