Мониторинг аналитики за 8 15 марта 2019 г.


Начисляем и выплачиваем дивиденды в 2019 году: правильно применяем пониженные ставки налогов

С 1 января 2019 г. в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее НК) введено много новых правил по налогообложению дивидендов.

Рассмотрим все нюансы применения пониженных ставок и те широкие возможности, которые читаются между строк НК.

Пунктом 6 ст. 184 НК ставка налога на прибыль по дивидендам, указанным в п. 1 ст. 167 и подп. 3.1 п. 3 ст. 174 НК, устанавливается в размере 12%.

Если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации резидентами Республики Беларусь, ставка налога на прибыль устанавливается в размере 6% (п. 7 ст. 184 НК), а в случае, если прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации резидентами Республики Беларусь в течение пяти предшествующих календарных лет последовательно ставка налога на прибыль устанавливается в размере 0% (п. 8 ст. 184 НК).

Аналогичные нормы содержатся в п. 5 и 6 ст. 214 НК, которыми установлены ставки подоходного налога с физических лиц в размере 6% (либо 0%) в отношении доходов в виде дивидендов, если в течение трех (либо пяти соответственно) предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации резидентами Республики Беларусь.

Исходя из вышеуказанных положений НК, применение пониженных ставок налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц возможно, если у белорусской организации в течение трех либо пяти лет подряд:

решения о распределении между участниками (акционерами) резидентами Республики Беларусь прибыли на выплату дивидендов не принимались;

решения о распределении прибыли принимались, но не с целью распределения прибыли между участниками (акционерами) резидентами Республики Беларусь в виде дивидендов. При этом целевое использование прибыли законодательно в данном случае не определено.

Следует учитывать, что для применения пониженных ставок необходимо, чтобы в течение трех либо пяти лет подряд у организации имелась возможная к распределению (но не распределенная между участниками (акционерами) такой организации резидентами Республики Беларусь на выплату дивидендов) прибыль.

<...>

Андрей КАРПУНИН,
председатель Клуба финансовых директоров

Медиация при ликвидации по делу о банкротстве

В предлагаемой статье сравним правовые нормы действующих Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон), Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 58-З «О медиации» (далее Закон о медиации) и очередного проекта нового закона о банкротстве в отношении возможного использования потенциала медиативных технологий на такой стадии конкурсного производства, как ликвидация должника.

Проанализируем возможное их улучшение с учетом реалий жизни, статистики, актуальной судебной практики.

Процедура банкротства и медиация

Наверное, не только самим медиаторам и сторонникам медиации, но в первую очередь должникам с предстоящими сложными процедурами в деле о банкротстве, которые им предстоит перенести, можно сообщить приятную новость: в проекте нового закона о банкротстве имеются правовые нормы о медиации. Насколько их достаточно другой вопрос.

В статье 25 проекта нового закона о банкротстве определяется содержание заявления должника о своей несостоятельности, которое он должен подать в экономический суд. Среди обязательных требований, подлежащих указанию в нем, имеются и сведения о предпринятых досудебных способах оздоровления финансового состояния, а также способах урегулирования отношений с кредиторами (в том числе медиации). Такие же сведения должник обязан будет указать и в отзыве на заявление кредитора о банкротстве должника (ст. 36 Закона).

Для большей отрады оснований пока нет, хотя в отношении медиации при банкротстве были и более радикальные предложения. Имеются, на наш взгляд, и серьезные основания говорить о медиации при ликвидации должника.

<...>

Виктор КАМЕНКОВ,
заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, медиатор, заместитель председателя общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов», национальный корреспондент Беларуси в ЮНСИТРАЛ, доктор юридических наук, профессор

Формирование затрат операторов автомобильных перевозок пассажиров: порядок определен

Положение о порядке формирования затрат оператора автомобильных перевозок пассажиров (далее Положение) утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 марта 2019 г. № 150 «Об оплате услуг оператора автомобильных перевозок пассажиров» (далее постановление № 150).

В документе, в частности, установлено, что затраты, связанные с оказанием услуг оператора автомобильных перевозок пассажиров, формируются операторами автомобильных перевозок пассажиров в соответствии с законодательством Республики Беларусь и учетной политикой организаций на основе их раздельного учета. При этом исходными данными для формирования затрат, связанных с оказанием услуг оператора автомобильных перевозок пассажиров, являются:

1) нормы и нормативы обеспечения материально-техническими ресурсами, утвержденные в установленном порядке, а при их отсутствии фактическое потребление, сложившееся за прошлые годы;

2) договоры поставки материальных ресурсов, содержащие условия их выполнения и сроки оплаты;

3) штатная численность работников, согласованная с местным исполнительным и распорядительным органом, выступающим заказчиком автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, в пределах межотраслевых, отраслевых норм труда (при их отсутствии в пределах местных норм и нормативов), сдельные расценки, тарифные ставки и должностные оклады, выплаты компенсирующего и стимулирующего характера, установленные трудовыми договорами, коллективными договорами, положениями об оплате труда, о премировании, иными локальными нормативными правовыми актами, определяющими формы, системы и размеры оплаты труда работников оператора автомобильных перевозок пассажиров в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом определено, что для выполнения услуг, оплачиваемых за счет средств местных бюджетов, количество штатных единиц оператора автомобильных перевозок пассажиров определяется в целом по области (г. Минску) из расчета одна штатная единица (без учета работников, осуществляющих проверку наличия у пассажиров проездных документов), приходящаяся на не менее чем 50 тысяч жителей соответствующей области (г. Минска);

4) сроки полезного использования (нормативные сроки службы) основных средств и нематериальных активов в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

5) планы совершенствования материально-технической базы;

6) мероприятия по реализации государственных программ;

7) договоры на оказание коммунальных услуг и иных услуг по техническому обслуживанию зданий и оборудования, площадь зданий и помещений, тарифы (цены) на услуги, планируемый объем потребляемых услуг;

8) данные бухгалтерского учета;

9) иные данные, непосредственно относящиеся к затратам, связанным с оказанием услуг оператора автомобильных перевозок пассажиров.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист

Бухгалтерский учет доходов и расходов по договорам строительного подряда: есть изменения

В Инструкцию по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда, утвержденную постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 44 (далее Инструкция), постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15 февраля 2019 г. № 10 (далее постановление № 10) внесены изменения.

Корректировке подвергся п. 8 Инструкции. Установлено, что в бухгалтерском учете подрядчика доходы по договору строительного подряда отражаются по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг») в следующем порядке:

по строительным работам в размере стоимости сданных и принятых работ на основании актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (далее акт). Акты, подтверждающие факт выполнения строительных работ в отчетном месяце, подписанные принимающей стороной до 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным, принимаются к учету на последнее число отчетного месяца. Акты, подтверждающие факт выполнения строительных работ в отчетном месяце, подписанные принимающей стороной после 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным, принимаются к бухгалтерскому учету на дату подписания их принимающей стороной. При этом дополняется, что акты, подтверждающие факт выполнения в месяце приемки объекта строительства в эксплуатацию строительных работ, стоимость которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь выражена в иностранной валюте, принимаются к учету на день подписания акта принимающей стороной, если этот день предшествует дню утверждения акта приемки объекта строительства в эксплуатацию;

доходы от возмещения дополнительных затрат по договору и поощрительные выплаты в размере их стоимости, подтвержденной первичным учетным документом, на день подписания документа принимающей стороной;

по пусконаладочным работам в размере стоимости сданных и принятых работ согласно акту выполненных работ на день его подписания принимающей стороной;

по оборудованию, поставляемому подрядчиком, в размере стоимости оборудования, указанной в товарно-транспортной накладной или товарной накладной.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист

Установлены базовая ставка и тарифная сетка для работников бюджетных организаций

Во исполнение норм Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее Указ № 27) Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 28 февраля 2019 г. № 138 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее постановление № 138).

Напомним, Указом № 27 устанавливается, что с 1 января 2020 г. оплата труда работников бюджетных организаций производится на основе тарифной системы, включающей в себя базовую ставку и восемнадцатиразрядную тарифную сетку. При этом под базовой ставкой понимается величина, используемая при исчислении окладов работников бюджетных организаций. Там же определено, что:

тарифная система это система оплаты труда, основанная на дифференциации заработной платы работников различных категорий на основании тарифной сетки и базовой ставки;

коэффициент тарифного разряда это величина, отражающая межразрядную дифференциацию при исчислении размеров окладов работников, определяемая как отношение коэффициентов второго и последующих тарифных разрядов к коэффициенту первого тарифного разряда;

кратный размер базовой ставки это величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации рабочих при выполнении работ, не тарифицируемых тарифными разрядами.

В подпункте 16.1 п. 16 Указа № 27 содержится поручение Правительству Республики Беларусь установить до 1 марта 2019 г. и ввести с 1 января 2020 г.:

восемнадцатиразрядную тарифную сетку с распределением категорий работников по профессионально-квалификационным группам и диапазонам тарифных разрядов, определив в ней межразрядную дифференциацию коэффициентов тарифных разрядов в среднем не менее шести процентов;

размер базовой ставки.

Во исполнение указанной нормы постановлением № 138 для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, постановлением № 138 установлена базовая ставка в размере 180 рублей, а также утверждена тарифная сетка.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист

Примеры создания и корректировки резерва по сомнительным долгам

В связи со вступлением в силу с 1 января 2019 г. новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) и «в целях компенсации потерь бизнеса, связанных с тем, что им необходимо исполнить налоговое обязательство при отсутствии оплаты от покупателей-заказчиков» резерв по сомнительным долгам «вернулся» в налоговый учет.

Создание резервов по сомнительным долгам предусмотрено как в бухгалтерском учете, так и в налоговом учете.

СПРАВОЧНО

В налоговом учете резерв по сомнительным долгам не новое понятие: до 2014 года суммы резерва по сомнительным долгам и его восстановление при восстановлении сомнительных долгов включались в состав внереализационных расходов (подп. 3.20, 3.21 п. 3 ст. 129 НК).

С 2014 года и вплоть до 1 января 2019 г. в связи с исключением из НК указанных пунктов формирование данного резерва не подлежало отражению в составе внереализационных расходов, и при налогообложении учитывались только убытки от списания дебиторской задолженности:

по которой истек срок исковой давности;

по которой истек срок давности для предъявления исполнительных документов к исполнению в случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено частично в связи с отсутствием у должника денежных средств на счетах в банках и иного имущества;

невозможной (нереальной) для взыскания (подп. 3.22 и 3.23 п. 3 ст. 129 НК).

<...>

Александра РАКИТИНА,
эксперт по налогообложению

Указ № 488 еще не отменен, нормы НК уже действуют, а положения УК смягчатся только с июля 2019 г.

В соответствии с п. 4 ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) в новой редакции налоговая база и сумма подлежащего уплате (возврату) налога по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

установление искажения сведений о фактах совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском или налоговом учете либо налоговой отчетности плательщика;

основной целью совершения хозяйственной операции является неуплата (неполная уплата) или зачет (возврат) суммы налога;

отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар, не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).

Первое и третье основания прямо заимствованы из Указа № 488. Но при этом самого реестра в прежнем виде НК не предусматривает, и в нем отсутствует процедура направления писем с требованиями о доплате налогов из-за сотрудничества с теми, кто ранее попал в реестр «лжепредпринимательских структур».

В подпункте 1.13 п. 1 ст. 21 «Права плательщиков» новой редакции НК предусмотрено, что в целях проверки благонадежности деловой репутации плательщики могут использовать информацию, не составляющую налоговую тайну и содержащуюся в государственных информационных ресурсах (системах), представляемую посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы.

В неизменном виде в подп. 1.16 п. 1 ст. 22 «Обязанности плательщика» НК перекочевала из подп. 1.9 п. 1 Указа № 488 обязанность плательщиков обеспечивать проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства Республики Беларусь, а в случае их оформления от имени белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя также на предмет принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

<...>

Андрей КАРПУНИН,
председатель Клуба финансовых директоров

Алгоритм применения новых норм законодательства о ВЭД, валютном контроле и расчетах

Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2018 г. № 484, основной целью денежно-кредитной политики в текущем году остается ограничение инфляции. Продолжатся либерализация валютного законодательства Республики Беларусь и дедолларизация экономики.

Как и в предыдущем году, действия Национального банка Республики Беларусь будут направлены на формирование новой законодательной базы, предусматривающей снятие ограничений на проведение валютных операций. В частности, в текущем году планируется либерализация валютного законодательства Республики Беларусь, регулирующего порядок проведения операций, связанных с движением капитала, а также с открытием счетов резидентами Республики Беларусь за пределами страны.

Если в 2018 году Указом Президента Республики Беларусь от 31 июля 2018 г. № 301 отменена обязательная продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь, то в текущем году планируются отмена ограничений сроков репатриации валютной выручки и установление сроков возврата валютной выручки во внешнеторговых договорах. Также предусматривается создание системы валютного мониторинга.

Тем самым отпадет необходимость в выдаче разрешений на продление сроков исполнения внешнеторговых контрактов. В 2018 году порядок выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций изменен постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 1 августа 2018 г. № 348 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 22 апреля 2009 г. № 52», которым утверждена в новой редакции Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций. Постановление вступило в силу с 10 августа 2018 г.

<...>

Нонна РАБЕЦ,
юрист

Примеры отражения стоимостных показателей в рублях и в валюте в ПУД с 1 января 2019 года

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10 августа 2018 г. № 58 «О некоторых вопросах документального оформления хозяйственных операций, внесении дополнений и изменений в отдельные постановления Министерства финансов Республики Беларусь» (далее постановление № 58) вносятся изменения в порядок оформления первичных учетных документов (далее ПУД), устанавливаются правила внесения исправлений в первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета. Кроме того, постановлением № 58 дополняется порядок единоличного составления первичных учетных документов, а также вносятся изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь, устанавливающее формы ТТН и ТН и порядок их заполнения. Изменения вступили в силу с 1 января 2019 г.

Указание стоимостных показателей в ПУД

В ПУД, являющемся основанием для отражения в бухгалтерском учете стоимости выполненных работ (оказанных услуг), стоимостные показатели указываются:

в иностранной валюте, в которой установлена цена работы (услуги) в договоре, заключенном подрядчиком (исполнителем) и заказчиком в письменной форме (далее договор), если договором предусмотрено осуществление расчетов за работу (услугу) только в иностранной валюте в установленном законодательством Республики Беларусь порядке (абз. 2-й подп. 1.3 п. 3 постановления № 58).

<...>

Александра РАКИТИНА,
эксперт по налогообложению