Мониторинг аналитики за 16 22 марта 2019 г.

Продажа товаров по образцам: новые правила

Правила продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31 (далее Правила), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2019 г. № 143 изложены в новой редакции.

Претерпела изменения терминология, используемая в Правилах. В частности, даны новые определения терминам «покупатель» и «продавец», устанавливается, что:

— покупатель это физическое лицо, имеющее намерение приобрести или приобретающее товары для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (в действующей редакции это физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары);

— продавец это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие розничную торговлю (в действующей редакции организация, ее филиал, представительство, иное структурное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, индивидуального предпринимателя, реализующие товары покупателю по договору розничной купли-продажи).

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист

Новый порядок перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги

Положение о порядке перерасчета платы за основные жилищно-коммунальные услуги в случае их неоказания или оказания с недостатками, а также перерасчета платы за коммунальные услуги за период перерывов в их оказании, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее Положение), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2019 г. № 133 изложено в новой редакции.

Как и ранее, в Положении указывается, что перерасчет платы в случае оказания основных жилищно-коммунальных услуг с недостатками или их неоказания производится на основании претензионного акта либо акта независимой проверки (экспертизы) или судебного постановления.

Также, как и ранее, установлено, что перерасчет платы за основные жилищно-коммунальные услуги (за исключением услуг по техническому обслуживанию и санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома), предоставляемые с недостатками или не предоставленные потребителю, производится со дня поступления к исполнителю устного или письменного обращения потребителя о неоказании жилищно-коммунальных услуг либо оказании жилищно-коммунальных услуг с недостатками. В то же время, уточняется, что:

— перерасчет платы в случае неоказания либо оказания с недостатками услуги по техническому обслуживанию производится в отношении всех потребителей данной услуги многоквартирного или блокированного жилого дома за месяц, в котором к исполнителю поступило устное или письменное обращение одного из потребителей, которым услуга по техническому обслуживанию не предоставлена или предоставлена с недостатками;

— перерасчет платы в случае неоказания либо оказания с недостатками услуги по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома производится в отношении потребителей данной услуги, проживающих в жилых помещениях, находящихся в подъезде многоквартирного жилого дома, в котором выявлен факт неоказания услуги по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома либо ее оказания с недостатками.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист

Установлены специфические санитарно-эпидемиологические требования к объектам пищевой промышленности

Специфические санитарно-эпидемиологические требования к объектам промышленности по переработке сельскохозяйственной продукции, продовольственного сырья и производству пищевой продукции (далее требования) утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 марта 2019 г. № 146.

Документ устанавливает требования к размещению, территории, водоснабжению, водоотведению, освещению, вентиляции, микроклимату, производственным помещениям, оборудованию, инвентарю, таре, упаковке, укупорочным средствам, организации соблюдения личной гигиены, процессам производства, содержанию и эксплуатации объектов промышленности по переработке сельскохозяйственной продукции, продовольственного сырья и производству пищевой продукции.

Напомним, что Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» утверждены общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования. Согласно подп. 2.1 п. 2 этого документа обязательные для соблюдения специфические санитарно-эпидемиологические требования устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист

Определен порядок осуществления органами государственного пожарного надзора мероприятий технического характера

Инструкция о порядке осуществления органами государственного пожарного надзора мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (далее Инструкция) утверждена постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 19 февраля 2019 г. № 24.

Инструкцией определяется порядок осуществления должностными лицами органов государственного пожарного надзора в пределах их компетенции следующих мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (далее мероприятие):

— обследование объектов строительства независимо от форм собственности на предмет соблюдения требований нормативных правовых актов, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации при проектировании таких объектов и проведении строительно-монтажных работ (далее обследование объектов строительства);

— оценка соблюдения проектными организациями требований обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации при проектировании (далее оценка проектной документации).

Установлено, в частности, что решение о проведении мероприятия технического (технологического, поверочного) характера принимается руководителем соответствующего органа государственного пожарного надзора или лицом, исполняющим его обязанности, и регистрируется в соответствующем журнале. При этом определено, что срок осуществления мероприятия не может превышать пятнадцати рабочих дней. Однако данный срок в обоснованных случаях может быть однократно продлен, но не более чем на пятнадцать рабочих дней.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист

Порядок установления и распределения квот на производство алкогольной продукции обновился

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 2019 г. № 157 (далее постановление № 157) изложен в новой редакции Порядок установления и распределения квот на производство алкогольной продукции, непищевого этилового спирта, антисептических лекарственных, ветеринарных и дезинфицирующих средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 ноября 2005 г. № 1224 и действовавший до этого в редакции постановления Правительства Республики Беларусь от 24 апреля 2008 г. № 597 (далее Порядок).

Как и ранее, в п. 1 новой редакции Порядка установлено, что этим документом определяются условия распределения для юридических лиц Республики Беларусь квот на производство на территории Республики Беларусь следующих видов продукции:

— алкогольной продукции (за исключением пива и пищевых спиртовых полуфабрикатов с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов, алкогольной продукции, предназначенной для вывоза с территории Республики Беларусь, а также оригинальных алкогольных напитков, произведенных в культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках, иных объектах Республики Беларусь в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций);

— непищевого этилового спирта;

— дезинфицирующих средств, антисептических лекарственных и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции (за исключением антисептических лекарственных средств, изготовленных в аптеках).

Новой редакцией Порядка установлено, что квоты на производство распределяются исходя из:

— потребности внутреннего рынка Республики Беларусь в алкогольной продукции, непищевом этиловом спирте, дезинфицирующих средствах, антисептических лекарственных и ветеринарных средствах, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции;

— предложений областных исполнительных комитетов (Минского городского исполнительного комитета), Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром», Белорусского республиканского союза потребительских обществ, Национальной академии наук Беларуси.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист

Налоговый кодекс: обзор положений о таможенном регулировании

С 1 января 2019 г. вступила в силу новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь. Ряд вопросов, касающихся взимания платежей таможенными органами, регламентируется положениями этого нормативного правового акта. Документ весьма обширен, рассмотрим некоторые его основные положения подробнее.

Рассмотрим основные положения Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК), касающиеся вопросов таможенного регулирования.

Определены сроки для целей уплаты (взыскания) платежей, взимаемых таможенными органами

В соответствии со ст. 4 НК исчисление сроков для целей уплаты (взыскания) таможенных платежей производится в соответствии с таможенным законодательством. Таким образом, эти сроки установлены в гл. 8 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) и в ст. 101 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее Закон о таможенном регулировании). В свою очередь, исчисление сроков для целей уплаты (взыскания) утилизационного сбора производится в соответствии с нормами НК и Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств».

Республиканские налоги, сборы, пошлины

В соответствии со ст. 8 НК к республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся в том числе взимаемые таможенными органами налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и таможенные сборы, таможенные платежи в отношении товаров для личного пользования, утилизационный сбор. При этом к республиканским налогам, сборам (пошлинам) не относятся специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные пошлины. В соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС эти пошлины являются «мерами защиты внутреннего рынка».

<...>

Александр МИХАЙЛОВ,
юрист

О новых правилах обжалования решений налоговых органов и возврата госпошлины из бюджета

В связи со вступлением с 1 января 2019 г. в силу новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) изменился порядок обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, в том числе в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Важно обратить внимание, что с 2019 года расширены права налогоплательщиков в части выбора вышестоящего налогового органа, в который может быть подана жалоба: в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области, минуя указанную ступень, напрямую в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. При этом сохраняется право обжалования решения инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району, городу, району в городе, действий (бездействия) ее должностных лиц в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь после обжалования в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области.

Опрошенные редакцией «Финансового директора» аудиторы и адвокаты рекомендуют прибегать к прямому обжалованию в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь только в крайних случаях. Растягивая время «на цепочку» обжалований, организация или индивидуальный предприниматель имеют время на подготовку к решительному броску и получение ответов от иных государственных органов, поиск решений и подбор адвокатов и представителей для защиты.

Согласно ст. 104 НК жалоба может быть подана в письменной или электронной форме.

В соответствии с положениями п. 3 и 4 ст. 27 НК документы и (или) информация в электронной форме могут быть представлены плательщиком в виде электронного документа, то есть документа, подтверждение целостности и подлинности которого осуществляется с применением сертифицированных средств электронной цифровой подписи.

<...>

Лариса ШЕХМАН

Правовые аспекты ненормированного рабочего дня: проблемные вопросы и их решения

Несмотря на то что ненормированный рабочий день часто применяется нанимателями, этот режим приводит к возникновению проблем.

Рассмотрим, как доказать правомерность установления такого режима работы и избежать споров с работниками.

Понятие ненормированного рабочего дня

В части 1-й ст. 1181 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК) дано четкое определение этого режима: ненормированный рабочий день представляет собой особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут при необходимости эпизодически по письменному или устному приказу (распоряжению), постановлению нанимателя или по своей инициативе с ведома нанимателя или уполномоченного должностного лица нанимателя выполнять свои трудовые обязанности за пределами установленной нормы продолжительности рабочего времени. Возможная в связи с этим переработка сверх нормы рабочего времени не является сверхурочной работой и компенсируется предоставлением дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день (ст. 158 ТК).

Кто может быть привлечен к работе во внеурочное время?

Часть 1-я ст. 1181 ТК предусматривает привлечение не всех работников, а отдельных работников организации выполнять свои трудовые обязанности за пределами установленной нормы продолжительности рабочего времени.

Категории работников, которым не устанавливается ненормированный рабочий день, определяются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (ч. 2-я ст. 1181 ТК).

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист

Алгоритм действий по присвоению квалификационных категорий специалистам

Нормативно-правовое регулирование

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее ТК);

Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1 (далее Общие положения ЕКСД);

Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 40.

Когда можно присвоить квалификационную категорию в порядке исключения?

Общие положения ЕКСД предусматривают два основания для присвоения квалификационной категории в порядке исключения:

1. Без учета стажа работы. Согласно ч. 1-й ч. 20 Общих положений ЕКСД специалисту, не имеющему необходимого стажа работы, предусмотренного квалификационной характеристикой соответствующей должности, квалификационную категорию наниматель может присвоить в порядке исключения с учетом рекомендаций аттестационной комиссии, при этом может учитываться наличие у данного специалиста степени магистра по соответствующей специальности (квалификации), опыта работы по соответствующему направлению деятельности, в том числе на руководящих должностях.

<...>

Владимир САМОСЕЙКО,
юрист

Штатное расписание без ошибок

Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее ТК) установлено обязанное (независимо от организационно-правовой формы и формы собственности) наличие штатного расписания у любого нанимателя, в том числе индивидуального предпринимателя, использующего наемный труд.

Необходимость штатного расписания вытекает из следующих норм ТК:

трудовой договор это соглашение между работником и нанимателем(ями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию (абз. 4-й ч. 1-й ст. 1 ТК);

трудовая функция работника (должность (профессия), которая закрепляется в трудовом договоре (контракте), устанавливается в соответствии со штатным расписанием нанимателя (п. 3 ч. 1-й ст. 19 ТК);

в число документов, определяющих трудовой распорядок работников, входит штатное расписание (п. 2 ч. 1-й ст. 194 ТК).

Трудовой кодекс не содержит нормативного определения термина «штатное расписание», который можно охарактеризовать как локальный нормативный правовой акт, в котором отражаются:

структура субъекта хозяйствования (наименование подразделений);

наименование должностей и профессий;

перечень штатных единиц с указанием их количества;

сведения о составе оплаты труда: должностные оклады (тарифные ставки) для соответствующих штатных единиц с указанием доплат и надбавок, повышения должностных окладов (тарифных ставок) по различным основаниям, стимулирующих выплат.

<...>

Григорий БАТЮЛЕВ,
начальник службы экономической безопасности, правового и кадрового обеспечения открытого акционерного общества «МИСОМ ОП»

Особенности дополнительной работы в системе здравоохранения

В бюджетных организациях здравоохранения медицинские работники могут работать сверх продолжительности рабочего времени.

На практике возникает вопрос: как правильно оформить такую работу в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь?

Работа сверх продолжительности рабочего времени

Медицинские работники могут выполнять работу сверх продолжительности нормы рабочего времени по основной работе. Эта особенность их труда определена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 июля 2014 г. № 52 «О некоторых вопросах организации труда медицинских работников» (далее постановление № 52), а также ч. 2-й ст. 319 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК).

Обратите внимание:

продолжительность работы сверх продолжительности нормы рабочего времени не должна превышать 900 часов в год (п. 1 постановления № 52).

Работа сверх продолжительности нормы рабочего времени связана:

с организацией и оказанием медицинской помощи;

с обеспечением санитарно-эпидемического благополучия населения;

с проведением медицинской экспертизы.

<...>

Снежана КЛЕВАНОВИЧ,
главный специалист главного финансового управления Минского областного исполнительного комитета

Изменения в порядке осуществления долевого строительства

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 2019 г. № 155 (далее постановление № 155) ряд постановлений Правительства Республики Беларусь приведен в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 10 декабря 2018 г. № 473 «О долевом строительстве», который вступил в силу 13 марта 2019 г.

Изменение цены объекта долевого строительства

Незначительные изменения внесены в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2013 г. № 1006 «Об утверждении Положения о порядке расчета изменения цены объекта долевого строительства (цены договора)» (далее постановление № 1006). Теперь название этого документа звучит как «Об утверждении Положения о порядке расчета цены договора (цены объекта долевого строительства)». Соответственно постановлением № 1006 теперь утверждено Положение о порядке расчета цены договора (цены объекта долевого строительства). Аналогичные изменения внесены и по тексту этого нормативного правового акта.

Сам порядок расчета изменения цены объекта долевого строительства (цены договора) изменений не претерпел.

Требования к застройщикам

Более значительные изменения внесены в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2013 г. № 1007 «О дополнительных требованиях к застройщикам, осуществляющим долевое строительство жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных или блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости» (далее постановление № 1007).

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист

Азы применения НСБУ № 74 «Финансовые инструменты» в вопросах и ответах

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 74 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Финансовые инструменты» и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь» (далее постановление № 74, НСБУ № 74) внесены изменения и дополнения в ряд нормативных правовых актов.

Постановление № 74 вступило в силу с 1 января 2019 г., а это значит, что некоторые аспекты следует учесть в Положении об учетной политике.

Рассмотрим более подробно некоторые аспекты для информационно-аналитического обеспечения пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в части финансовых инструментов.

Что же такое финансовый инструмент?

Финансовый инструмент это договор, в результате которого возникают финансовый актив у одной организации и финансовое обязательство или долевой финансовый инструмент у другой организации (абз. 24-й п. 2 НСБУ № 74). Как следует из определения, к финансовым инструментам относятся:

финансовый актив;

финансовое обязательство;

долевой финансовый инструмент.

Так в чем же разница между используемыми в отечественном законодательстве и учетной практике до принятия НСБУ № 74 терминов «актив» и «обязательство»?

Для сравнения сгруппируем в таблицу (см. с. 33) приведенные в НСБУ № 74 термины и их определения.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук, эксперт журнала «Финансовый директор»

Как применять новый МСФО (IFRS) 16 «Аренда» в 2019 г.

Специалисты в области международных стандартов уже убедились, что МСФО (IFRS) 16 по сравнению с МСФО (IAS) 17 в корне меняет отражение в финансовой отчетности именно операционного лизинга, поскольку в соответствии с новыми правилами арендаторам необходимо выводить активы из забалансового учета и показывать такое имущество на балансе арендатора.

Другими словами, арендаторам больше не разрешается регистрировать все расходы по операционной аренде в отчете о прибыли или убытках, но им необходимо будет признать обязательство по такой аренде и право пользования активом в отчете о финансовом положении.

В предлагаемой статье иллюстрируется применение полного ретроспективного подхода и модифицированного ретроспективного подхода согласно положениям IFRS 16.

Регистрация операционной аренды на счетах арендатора в соответствии с IFRS 16

Производственная компания «ПВТ Айти Старт» должна применить новый стандарт МСФО (IFRS) 16 «Аренда» в отчетном периоде, заканчивающемся 31 декабря 2019 г.

В ходе подготовительных работ фирма «ПВТ Айти Старт» обнаружила, что отражение в отчетности исполнения договора операционной аренды, связанного с арендой производственного оборудования (сервера) у нерезидента Республики Беларусь, может потребовать некоторых корректировок.

<...>

Александр БУГАЕВ,
аудитор, профессор ВГТУ, академик Ассоциации международных бухгалтеров FAIA (acad) (Лондон), член-академик Американской бухгалтерской ассоциации AAA (США), член Европейской бухгалтерской ассоциации EAA-EIASM (Брюссель)

Изменения в сфере обращения электронных документов и ЭЦП

Обращающиеся на финансовом рынке инструменты, обслуживающие операции на различных его видах и сегментах, характеризуются на современном этапе большим разнообразием. А проблемы и трудности финансового сопровождения процессов инвестирования рождают потребность в обновлении теоретико-методологической базы инвестиционного развития, в частности в бухгалтерском учете. Закреплены позитивные изменения, упрощена работа с электронными документами. Например, само юридическое лицо, создавшее электронный документ, сможет удостоверить его копию на бумажном носителе.

Стремительное развитие цифровых, инновационных технологий, новые объективные реалии вынуждают белорусского законодателя идти в ногу со временем и облекать в правовую форму возникающие общественные отношения. Развитие цифровой экономики и информационного общества в Республике Беларусь является важной государственной задачей. Об этом свидетельствует принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 235 «Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 2020 годы» и целого ряда других нормативных правовых актов. Немаловажную роль в развитии цифровой экономики и информационного общества в нашей стране играет Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (далее Закон № 113-З, Закон).

<...>

Мария БУРНОС

Новеллы валютного законодательства для субъектов валютных операций

В настоящее время Национальным банком Республики Беларусь предприняты конкретные действия, направленные на формирование новой законодательной базы, предусматривающей снятие ограничений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, а также открытие счетов резидентами Республики Беларусь за пределами страны, отмену ограничений сроков репатриации валютной выручки и установление сроков возврата валютной выручки во внешнеторговых договорах, создание системы валютного мониторинга.

Вопросы валютного регулирования, связанные с правомерностью расчетов в иностранной валюте, возможностью изменения валюты обязательства, порядком проведения валютных операций, всегда вызывали неподдельный интерес со стороны субъектов хозяйствования. Общие принципы и основные подходы в сфере валютного регулирования установлены Законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон о валютном регулировании) и конкретизированы в Правилах проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72 (далее Правила № 72). Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2018 г. № 612 «О некоторых вопросах проведения валютных операций» (далее постановление № 612) внесены многочисленные изменения в акты валютного законодательства, в том числе и в Правила № 72, которые вступили в силу с 1 марта 2019 г. Однако в настоящем материале рассмотрим изменения, которые касаются общих вопросов валютного регулирования для субъектов валютных операций (вопросы, касающиеся открытия счетов и операций по ним, наличной иностранной валюты, валютного контроля, рассмотрены в отдельных статьях настоящего выпуска).

<...>

Захар ДЕНИСОВ

Перспективы кредитования бизнеса в текущем году

Финансовое состояние предприятий остается сложным, причем вне зависимости от отраслевого признака. Поэтому и предпочтение в кредитовании банки отдают не организациям какой-то определенной отрасли, а исходя из просматриваемой перспективы возврата размещенных ресурсов и получения процентного дохода.

В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2018 г. № 484, развитие получит политика повышения эффективности распределения ресурсов в экономике, что подразумевает сокращение участия банков в директивном кредитовании, в том числе посредством развития механизма кредитования государственных программ и мероприятий с использованием субсидий, с одновременным расширением кредитования на коммерческих принципах.

Намерения по сокращению директивного кредитования подтверждаются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2018 г. № 969 «О кредитовании государственных программ и мероприятий в 2019 году», которым объем директивного кредитования определен в размере 800 млн руб., то есть снижен относительно 2018 года на 35%.

Процентная политика же будет проводиться с учетом необходимости достижения целевого показателя по инфляции. В реальном выражении процентные ставки планируется поддерживать на положительном уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте, обеспечению финансовой стабильности, устойчивому развитию экономики.

Ставка рефинансирования в 2019 году будет являться ориентиром для ставки отсечения при проведении аукционных операций Национального банка Республики Беларусь и тем самым выступать в качестве базового инструмента регулирования процентных ставок на денежном рынке. При этом следует отметить, что ставка рефинансирования в истекшем году изменялась только дважды, и то незначительно. С 27 июня 2018 г. ее размер составил 10% годовых, и в текущем году он остался на прежнем уровне.

<...>

Наталья ПИРОЖНИК

О новых функциях и подходах Минстройархитектуры в сфере нормирования и ценообразования в строительстве в 2019 году

С 6 февраля вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2019 г. № 71, которым внесены поправки в Положение о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь расширило функции Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь в сфере нормирования и ценообразования в строительстве.

Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь поручено обеспечивать разработку и утверждать:

нормы общехозяйственных и общепроизводственных расходов (накладных расходов), плановой прибыли (плановых накоплений) и порядок их применения при определении сметной стоимости строительства объектов;

общереспубликанские нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении и порядок их применения при определении сметной стоимости строительства объектов;

нормы на строительство временных зданий и сооружений и порядок их применения при определении сметной стоимости строительства объектов;

нормы дополнительных расходов при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время и порядок их применения при определении сметной стоимости строительства объектов;

нормы для определения средств на содержание заказчика (застройщика, инженерной организации);

нормы для определения средств на проведение авторского надзора;

нормы для определения средств на проектные и изыскательские работы;

индексы изменения стоимости строительно-монтажных, ремонтно-строительных, реставрационно-восстановительных работ в разрезе элементов затрат в среднем по Республике Беларусь, по отдельным объектам, по видам работ, индексы изменения стоимости укрупненных групп материалов, изделий и конструкций, машин и механизмов для применения при определении стоимости строительства объектов в текущем уровне цен, сметная документация для которых разработана в базисных ценах;

статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ.

<...>

Ольга СЕДЫХ,
обозреватель журнала «Финансовый директор»

Как правильно выстроить залоговые отношения при перекредитовании

Отсутствие достаточного залога или другого вида обеспечения для многих предприятий является проблемой на пути к получению банковского кредита. Зачастую тот вид активов, который имеется у потенциального кредитополучателя, банк считает неликвидным. В таких ситуациях банки находят варианты разрешения проблемы, применяя последующий залог или финансируя без залога.

Нормы законодательства Республики Беларусь, регулирующего залоговые отношения, в том числе и в части последующего залога, в 2018 году были откорректированы: с 1 ноября 2018 г. вступили в силу изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее ГК), в частности дополнены нормы ГК относительно последующего залога.

Отметим, что последующий залог довольно часто применяется банками на практике. Например, у предприятия имеется кредит, обеспеченный залогом, и возникла потребность в дополнительном кредитовании или перекредитовании. Каким образом произойдет оформление нового кредита, договариваются стороны. Возможно, это будет новая кредитная линия в большей сумме, чем действующий кредит, и на другой срок, тем более если приближается срок погашения первого кредита и требуется перекредитование.

В таких случаях залоговое имущество по первоначальному кредитному договору оформляется в качестве обеспечения по новому кредитному договору, но уже в качестве последующего залога. Однако под обеспечение в виде последующего залога выдача нового кредита производится при погашении кредитного обязательства по первоначальному кредитному договору. Если по новому кредитному договору имеется дополнительное обеспечение, то соответственно выдача нового кредита в сумме, обеспеченной залогом, производится без увязки с исполнением обязательств по первоначальному кредитному договору.

<...>

Нонна РАБЕЦ,
юрист

Справочная информация

Календарь сроков представления государственной статистической отчетности, разрабатываемой в органах государственной статистики, на апрель 2019 года