Мониторинг аналитики за 20 26 апреля 2019 г.

Обновился порядок проведения проверок субъектов хозяйствования органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь

Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2019 г. № 151 (далее Указ № 151) внесены изменения в некоторые указы главы государства, касающиеся порядка проведения проверок субъектов хозяйствования органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

В частности, Положение о Департаменте финансовых расследований Комитета государственного контроля, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 11 февраля 2009 г. № 87, дополнено подп. 10.7 и 10.8, согласно которым департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее департамент) для выполнения возложенных на него задач и функций в пределах своей компетенции имеет право:

— составлять в порядке, определенном Комитетом государственного контроля Республики Беларусь по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь, заключения об установлении оснований, указанных в п. 4 ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК), влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора), и направлять их субъектам предпринимательской деятельности, в отношении которых они составлены;

— при выявлении фактов совершения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственных операций с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение, предусмотренное выше, направлять в порядке, определенном Комитетом государственного контроля Республики Беларусь по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь, этим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям информацию о таких хозяйственных операциях. При этом определено, что указанная информация должна включать предложение самостоятельно осуществить в соответствии с НК корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора), а также уплату невнесенных налогов (сборов).

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист

Порядок удостоверения электронного запроса в регистр населения организациями и нотариусами

Министерство внутренних дел Республики Беларусь приняло постановление от 29 марта 2019 г. № 81 «О порядке удостоверения электронного запроса в регистр населения» (далее постановление № 81).

Принятие документа связано со вступлением 18 апреля 2019 г. в силу положений Закона Республики Беларусь от 9 января 2019 г. № 170-З, которыми вносятся изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 418-З «О регистре населения» (далее Закон № 418-З), в том числе в новой редакции изложена ст. 24 «Порядок предоставления персональных данных из регистра организациям, нотариусам» Закона № 418-З. Согласно ч. 4-й указанной статьи представление персональных данных из регистра организациям, нотариусам осуществляется по:

письменному или электронному запросу о представлении персональных данных из регистра, удостоверенному в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Беларусь (при этом говорится, что порядок удостоверения электронного запроса о представлении персональных данных из регистра посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы устанавливается Министерством внутренних дел Республики Беларусь по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь);

договору о представлении персональных данных из регистра, заключенному Белорусской нотариальной палатой, иной организацией с владельцем регистра в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь. При этом установлено, что владелец регистра не вправе отказать Белорусской нотариальной палате, иной организации в заключении договора о представлении персональных данных из регистра при соблюдении ими требований Закона № 418-З.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист

Бухгалтерский учет и налогообложение подарков работникам

На праздники многие организации дарят подарки работникам. У бухгалтеров возникают вопросы по бухгалтерскому учету и налогообложению расходов, понесенных организациями на приобретение подарков.

Данная статья поможет правильно отразить в бухгалтерском учете и учесть при налогообложении выдачу приобретенных подарков работникам.

Поскольку приобретенные подарки не являются товарно-материальными ценностями, купленными в качестве товаров для реализации, а также не соответствуют условиям принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств (п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 26), их учет, по мнению автора, следует организовать на счете 10 «Материалы».

Счет 10 «Материалы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении материалов (п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»

Новации, связанные с выставлением ЭСЧФ

Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 3 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15» внесены изменения в Инструкцию о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15 (далее Инструкция № 15, постановление № 15 соответственно), и в форму электронного счета-фактуры, утвержденную постановлением № 15.

Новая редакция Инструкции № 15 вступила в силу с 23 февраля 2019 г. Основным новшеством является то, что положения Инструкции № 15 приведены в соответствие с нормами Налогового кодекса Республики Беларусь в редакции 2019 года (далее НК-2019). Так, вместо отсылки к ст. 93 НК в прошлой редакции (далее НК-2018), определяющей объекты обложения налогом на добавленную стоимость (далее НДС), в НК-2019 теперь следует учитывать ст. 115, которая также определяет объекты обложения НДС; вместо ст. 1061 НК-2018, содержащей нормы об электронном счете-фактуре (далее ЭСЧФ), в НК-2019 соответствующие нормы содержатся в ст. 131; вместо ст. 107 НК-2018, определяющей налоговые вычеты и порядок их применения, в НК-2019 нормы о налоговых вычетах содержатся в ст. 132133 и т.д.

Уточнено, что статус ЭСЧФ, который аннулирован поставщиком и согласие на аннулирование которого не подписано получателем, теперь меняется с «Выставлен. Подписан получателем» на «Выставлен. Аннулирован поставщиком» (подп. 8.6 п. 8 Инструкции № 15). Ранее до внесения правок статус ЭСЧФ, который был аннулирован поставщиком и не был подписан получателем, менялся с «Выставлен» на «Выставлен. Аннулирован поставщиком».

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор

Что нужно помнить при заключении договоров оказания аудиторских услуг

Взаимоотношения заказчиков аудиторских услуг и аудиторских организаций, аудиторов индивидуальных предпринимателей (далее аудитор) оформляются договором. Что следует учесть сторонам при заключении договора оказания аудиторских услуг рассмотрим в этом материале.

Какими нормативными актами следует руководствоваться при заключении договора оказания аудиторских услуг?

Договор об оказании аудиторских услуг регулируется положениями гл. 39 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК), ст. 19 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее Закон № 56-З). Кроме того, при согласовании условий договора и осуществлении аудиторской деятельности следует руководствоваться в том числе:

национальными правилами аудиторской деятельности, внутренними правилами аудиторской деятельности аудиторского объединения; внутренними правилами аудиторской деятельности аудиторской организации, аудитора индивидуального предпринимателя (ст. 18 Закона № 56-З);

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)» (далее постановление № 500);

международными стандартами аудита (далее МСА), принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров. К ним относятся, в частности, МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий».

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук

Особенности налогообложения санаторно-курортных услуг

В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрировано и функционирует значительное количество санаторно-курортных организаций. В связи со вступлением в силу с 1 января 2019 г. новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь необходимо учитывать ряд изменений в налогообложении. Санаторно-курортные организации имеют ряд отраслевых особенностей, которые необходимо учитывать при организации налогового учета и налогообложении:

1) различные виды экономической деятельности, осуществляемые санаторно-курортными организациями, указывают на необходимость ведения раздельного учета доходов и расходов по услугам, включаемым в стоимость санаторно-курортных услуг по путевке и прочим платным услугам, в том числе по аренде парковочных мест, прокату спортивного и иного инвентаря, реализации товаров в организациях розничной торговли и общественного питания, не входящих в стоимость услуг по путевке, то есть дополнительно за плату и др.;

2) применение различных режимов налогообложения, в частности освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее НДС) медицинских услуг, требует раздельного учета доходов и расходов по видам оказываемых услуг и видам экономической деятельности;

3) комплексность предоставляемых санаторно-курортных услуг (проживание, питание, лечение, оздоровление, организация досуга и др.) предполагает выполнение обязательств по оказанию санаторно-курортных услуг до даты отъезда отдыхающего, что влияет на момент признания выручки от реализации услуг и соответственно на методику учета затрат, в том числе оценку незавершенного производства;

4) различные условия проживания в номере (уровень комфортности номера), виды санаторно-курортных организаций (санаторий для взрослых, взрослых и детей, детей, студенческий санаторий-профилакторий, детский реабилитационно-оздоровительный центр) и другие факторы оказывают влияние на состав затрат и, следовательно, на себестоимость реализованных санаторно-курортных услуг.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук
Елена ГЛИННИК,
кандидат экономических наук

Особенности исчисления и уплаты налогов индивидуальными предпринимателями

С учетом требований Президента Республики Беларусь о необходимости комплексной корректировки Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) законодателем принято решение об изложении НК в новой редакции, что и было сделано принятием Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь». При этом изменения и дополнения коснулись как Общей, так и Особенной частей НК. Не обойдены вниманием и индивидуальные предприниматели.

Остановимся на отдельных нормах и положениях НК, их касающихся.

В новой редакции Общей части НК приводится формулировка общих принципов налогообложения. Некоторые из них конкретизированы, другие введены впервые.

В связи с тем что введен такой принцип налогообложения, как принцип стабильности, из Общей части исключены нормы, устанавливающие, что в исключительных случаях законы и нормативные правовые акты (решения) местных Советов депутатов по вопросам налогообложения могут приниматься при уточнении бюджета на текущий финансовый год и (или) иметь иной срок вступления в силу, но не ранее дня их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

<...>

Василий ПАСЕВИЧ,
аудитор

«Непредпринимательская» деятельность граждан: изменения в порядке осуществления и уплате налогов

Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2019 г. № 151 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее Указ № 151) определен порядок уплаты налогов физическими лицами, осуществляющими деятельность, которая не относится к предпринимательской.

Пунктом 2 Указа № 151 устанавливается, что осуществление физическими лицами, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам видов деятельности, предусмотренных в абз. 35-м 44-м ч. 4-й п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь, по заказам организаций и индивидуальных предпринимателей не относится к предпринимательской деятельности. При этом физические лица при осуществлении деятельности:

по заказам граждан, приобретающих или использующих товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, уплачивают единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее НК);

по заказам организаций и индивидуальных предпринимателей уплачивают подоходный налог с физических лиц. При этом определено, что исчисление, удержание у физического лица и перечисление в бюджет исчисленной суммы подоходного налога с физических лиц осуществляются организацией и индивидуальными предпринимателями, от которых физическое лицо получило доходы, в порядке и сроки, установленные НК.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист

Определен порядок осуществления мероприятий технического характера Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

Инструкция о порядке осуществления мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (далее Инструкция) утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 3 апреля 2019 г. № 5.

Документ определяет порядок осуществления должностными лицами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов следующих мероприятий технического (технологического, поверочного) характера:

обследование территорий (объектов), на которых произрастают дикорастущие растения, распространение и численность которых подлежат регулированию;

обследование территорий (объектов) на предмет выявления деградации земель, выразившейся в загрязнении земель (включая почвы) химическими и иными веществами, нарушении земель при разработке месторождений полезных ископаемых, ведении строительных работ и иных раскопок;

обследование принятых в эксплуатацию законченных возведением, реконструкцией объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, на предмет оценки выполнения особых условий реализации проектных решений, установленных в заключении государственной экологической экспертизы, в том числе в отношении выполнения требований по проведению послепроектного анализа в рамках оценки воздействия на окружающую среду.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист

Порядок уничтожения дел и документов временного хранения

После проведения научно-технической обработки документов и передачи их на хранение в архив организации можно вплотную заняться процедурой выделения документов временного хранения к уничтожению. Именно в такой последовательности проводится работа по выделению документов к уничтожению.

Иными словами, сначала нужно обязательно провести экспертизу ценности документов, сформировать дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу с 75-летним сроком хранения, переплести, оформить в соответствии с требованиями Правил работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденных постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 143 (далее Правила работы архивов), и Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4, составить описи дел, утвердить их в установленном законодательством Республики Беларусь порядке и только после этого заниматься уничтожением документов с истекшими сроками хранения.

<...>

Галина КУДРЯКОВА,
архивист

Коммерческая тайна (общие вопросы)

Отраслевая принадлежность норм о коммерческой тайне достаточно широкая. В рамках данной статьи рассмотрим общие вопросы, в том числе касающиеся трудовых и связанных с ними отношений.

Коммерческая тайна это сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в том числе секреты производства (ноу-хау), соответствующие требованиям Закона Республики Беларусь от 5 января 2013 г. № 16-З «О коммерческой тайне», в отношении которых установлен режим коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны может устанавливаться в отношении сведений, которые одновременно соответствуют следующим требованиям:

не являются общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями;

имеют коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам;

не являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

не отнесены в установленном порядке к государственным секретам.

<...>

Инна ДОРОФЕЙЧУК,
юрист

Справочная информация

Календарь сроков представления государственной статистической отчетности, разрабатываемой в органах государственной статистики, на май 2019 года

Календарь сроков представления государственной статистической отчетности, разрабатываемой в органах государственной статистики, на июнь 2019 года

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на май 2019 года

Календарь уплаты юридическими лицами налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на май 2019 года