Мониторинг аналитики за 18 25 мая 2019 г.

Учет курсовых разниц при закупке товаров в Российской Федерации за российские рубли

Товары для целей бухгалтерского учета относятся к запасам. Однако, если запасы (за исключением товаров), приобретаемые за плату, принимаются к учету по фактической себестоимости (их стоимость по цене приобретения, затраты по заготовке и доставке и т.д.), то согласно п. 8 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 ноября 2010 г. № 133, эти товары, приобретенные организацией для реализации, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющие розничную торговлю, могут оценивать приобретенные товары по розничным ценам.

Отсюда следует, что затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров, включаются в состав расходов на реализацию.

Вместе с тем Министерство финансов Республики Беларусь своим письмом от 6 января 2012 г. № 15-1-18/15-1 «О порядке бухгалтерского учета затрат, связанных с приобретением товаров» разъясняет, что затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров, могут включаться в состав расходов на реализацию или на увеличение стоимости товаров. Применяемый порядок бухгалтерского учета затрат, связанных с приобретением товаров, закрепляется в учетной политике организации.

Обращено также внимание, что разъяснение указанных вопросов носит характер консультаций. В связи с применением положений Международных стандартов финансовой отчетности в национальном законодательстве организации могут самостоятельно решить указанные вопросы, руководствуясь профессиональным суждением.

<...>

Василий ПАСЕВИЧ,

аудитор

Учет давальческого сырья у переработчика при получении сырья от заказчика резидента Республики Беларусь

В соответствии со ст. 656 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее. Работа выполняется на риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь или соглашением сторон. Согласно ст. 657 ГК договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику. Если иное не предусмотрено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика. Договор подряда должен содержать обязательные пункты: такие, как условия о порядке поставки сырья, его качестве, сроках переработки, порядке обращения с остатками сырья и возвратными отходами, а также конечный результат работ по договору подряда готовая продукция либо материалы, подвергшиеся обработке (доработке). В соответствии со ст. 221 ГК право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих переработчику материалов, приобретается собственником материалов, то есть заказчиком переработки. Заказчик как собственник материалов, приобретший право собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить стоимость переработки переработчику.

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,

аудитор

Оценка соответствия и аттестация должностных лиц банков: порядок изменился

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 1 марта 2019 г. № 89 (далее постановление № 89) внесены изменения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2012 г. № 669 (далее постановление № 669), а также в утвержденную им Инструкцию о порядке проведения оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, предъявляемым к руководителю, главному бухгалтеру, их заместителям, членам органов управления банка, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», небанковской кредитно-финансовой организации, аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера банка и подтверждения квалификации лицами, имеющими этот сертификат (далее Инструкция).

Напомним, что Инструкция устанавливает квалификационные требования и требования к деловой репутации, предъявляемые к руководителю, главному бухгалтеру, их заместителям, членам коллегиального исполнительного органа, членам совета директоров (наблюдательного совета) банка, за исключением членов наблюдательного совета открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», не являющихся независимыми директорами, представителей государства в органах управления банка, определяет случаи и порядок проведения оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации (далее оценка соответствия) лиц, претендующих на занятие этих должностей, а также устанавливает порядок проведения аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера банка (далее аттестация) и подтверждения квалификации лицами, имеющими этот сертификат.

<...>

Александр ДУДКИН,

советник закрытого акционерного общества «БСБ Банк», старший преподаватель Института бизнеса Белорусского государственного университета

Маркировка товаров акцизными марками

Акцизные марки это не национальное изобретение, а мера, применяемая в различных странах мира.

Рассмотрим некоторые вопросы, касающиеся маркировки товаров акцизными марками при их ввозе в Республику Беларусь из третьих стран.

В общем случае акцизная марка Республики Беларусь (далее акцизная марка) это документ с определенной степенью защиты, предназначенный для маркировки произведенных в Республике Беларусь или ввозимых на территорию Республики Беларусь алкогольных напитков согласно абз. 2-му ст. 2 Закона Республики Беларусь от 27 августа 2008 г. № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее Закон № 429-З). Применение акцизных марок позволяет государству оперативно выявлять товары, в отношении которых не оплачены акцизы, а потребителям гарантирует, что приобретаемый товар легально выпущен на предприятиях страны либо ввезен на территорию Республики Беларусь, и тем самым в какой-то степени свидетельствует о надлежащем качестве реализуемой продукции.

Общие положения

В общем случае необходимость маркировки алкогольных напитков акцизными марками установлена п. 1 ст. 19 Закона № 429-З, которым определено, что маркировке акцизными марками подлежат алкогольные напитки, ввозимые на территорию Республики Беларусь и произведенные в Республике Беларусь, разлитые в потребительскую тару (упаковку) и предназначенные для оборота на ее территории.

<...>

Александр МИХАЙЛОВ,

юрист

Порядок торговли табачными изделиями и жидкостями для электронных систем курения: есть изменения

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 287 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам розничной торговли» (далее постановление № 287) некоторые постановления Правительства Республики Беларусь приведены в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 24 января 2019 г. № 2 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь» (далее Декрет № 2).

Напомним, что Декретом № 2, который вступает в силу с 27 июля 2019 г., в новой редакции изложен Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий».

Постановлением № 287 Перечень товаров длительного пользования, на период устранения недостатков или замены которых потребителю безвозмездно не предоставляется аналогичный товар, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», дополнен такой позицией, как системы для потребления табака, а также их отдельные части (п. 12).

Пункт 30 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденного постановлением № 778, теперь указывает на такой товар, как жидкость для электронных систем курения (ранее была жидкость для электронных парогенераторов). При этом остается подстрочное примечание, которое делает исключение для товаров, упакованных в герметичную (вакуумную) потребительскую упаковку, а также в потребительскую упаковку, обеспечивающую возможность установить, что товар не был в употреблении.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,

юрист

Определен порядок бухгалтерского учета банками операций уступки прав денежного требования

Инструкция по бухгалтерскому учету операций уступки прав денежного требования (далее Инструкция) утверждена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2019 г. № 137 (далее постановление № 137).

Инструкция определяет для банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» порядок отражения в бухгалтерском учете следующих операций:

а) финансирования под уступку денежного требования (факторинг), осуществляемого путем заключения договоров факторинга или совершения факторинговых операций, иной уступки банкам прав денежного требования в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

б) уступки банками прав денежного требования по кредитным договорам, договорам займа, иным договорам в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

в) последующей уступки банками права денежного требования по договору факторинга, факторинговой операции, иных прав денежного требования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,

юрист

О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)

В целях дальнейшего совершенствования комплексной системы стимулирования экспорта главой государства издан Указ Президента Республики Беларусь от 29 апреля 2019 г. № 161 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее Указ № 161).

Стимулирование экспорта осуществляется посредством предоставления ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее Банк развития) в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» (далее Указ № 534) экспортных кредитов нерезидентам Республики Беларусь для расчетов за приобретаемую ими белорусскую продукцию, что, безусловно, способствует росту объемов экспортной выручки и соответственно улучшению финансового состояния экспортеров, повышению их платежеспособности.

Положения Указа № 534 основаны на международной практике предоставления экспортных кредитов нерезидентам, в частности на основополагающих нормах Соглашения об официально поддерживаемых экспортных кредитах (ARRANGEMENT ON OFFICIALLY SUPPORTED EXPORT CREDITS) (далее Соглашение) стран членов Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ORGANISATION FOR ECONOMIC COOPERATION AND DEVELOPMENT).

В целях совершенствования механизма экспортного кредитования с учетом анализа мирового опыта применения финансовой поддержки экспорта, когда одними из основных задач такой поддержки являются повышение конкурентоспособности национальных экспортеров и увеличение объемов поставок продукции на внешние рынки, Указом № 161 внесены следующие изменения в Указ № 534.

1. Указом № 534 предусматривается использование экспортных кредитов только на оплату 85 процентов стоимости продукции, поставляемой в рамках внешнеторгового договора. Вместе с тем покупатели-нерезиденты при приобретении белорусской продукции несут дополнительные затраты по их ввозу (такими затратами чаще всего являются: ввозная пошлина, ввозной налог на добавленную стоимость, утилизационный сбор). Для их покрытия кредитополучатели, как правило, привлекают дополнительное финансирование в других банках (затраты, связанные с ввозом продукции, Банк развития не финансирует в рамках Указа № 534, так как они не включаются в стоимость экспортного контракта).

<...>

Николай ЛИМОЖ,

юрист

Справочная информация

Календарь налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на июнь 2019 года

Индексы изменения цен на строительно-монтажные работы на апрель 2019 года