Мониторинг аналитики за 1 7 июня 2019 г.  

Некоторые аспекты организации бухгалтерского учета нормируемых затрат для целей исчисления налога на прибыль

С 1 января 2019 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее НК). Значительная часть таких изменений связана с введением новой терминологии и группировки доходов и расходов при исчислении налога на прибыль. Валовой прибылью для этих целей признается для белорусских организаций (за исключением банков) сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов (п. 2 ст. 167 НК).

Валовая прибыль определяется с учетом корректировок, проводимых в соответствии с положениями главы 11 НК (п. 2 ст. 167 НК).

Затратами, учитываемыми при обложении налогом на прибыль, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и (или) законодательством Республики Беларусь (п. 1 ст. 169 НК).

Следует отметить, что в самом НК термин «затраты» часто подменяется термином «расходы», то есть законодатель считает их синонимами.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,

кандидат экономических наук, доцент

Изменения в порядке постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах

Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 2 апреля 2019 г. № 14 (далее постановление № 14) внесены изменения и дополнения в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 96 «Об установлении форм заявлений о постановке на учет в налоговом органе и сообщения юридического лица о создании филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридического лица, утверждении Инструкции о порядке заполнения заявлений о постановке на учет в налоговом органе и сообщения юридического лица о создании филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридического лица, Инструкции о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, о внесении изменения в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20 ноября 2003 г. № 103, признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» (далее постановление № 96).

В новой редакции изложено название постановления № 96 «О постановке и снятии с учета в налоговых органах».

Документ также дополнен новыми формами:

сообщения юридического лица Республики Беларусь о ликвидации филиала, представительства и иного обособленного подразделения (приложение 43);

сообщения организации об изменении места нахождения (приложение 44);

сообщения о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации (приложение 45).

При этом в п. 1 постановления № 96 установлено, что:

сообщение организации об изменении места нахождения подается организацией в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее десяти рабочих дней со дня изменения места нахождения организации, за исключением организации, постановка на учет которой осуществлялась при ее государственной регистрации;

сообщение о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации подается организацией в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее десяти рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации или реорганизации организации, за исключением организации, постановка на учет которой осуществлялась при ее государственной регистрации.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,

юрист

Изменения в Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях (комментарий к постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 13.03.2019 № 39)

Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 13 марта 2019 г. № 39 внесены изменения в Инструкцию по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 (далее Инструкция).

Внесение изменений в Инструкцию осуществлено в рамках мероприятий по приведению актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с требованиями Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (с изменениями и дополнениями от 8 ноября 2018 г.) (далее Закон № 113-З) и Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее Закон № 130-З).

Соответственно, внесенные в Инструкцию изменения можно разделить на два блока.

Изменения, внесенные в Инструкцию в части, касающейся приведения в соответствие с Законом № 130-З, в основном связаны с новыми требованиями нормотворческой техники, установленными в главе 4 Закона № 130-З и в приложении к нему. Согласно п. 11 ст. 2 Закона № 130-З нормотворческая техника это система правил подготовки проектов нормативных правовых актов. До вступления в силу Закона № 130-З государственные органы при подготовке нормативных правовых актов руководствовались нормотворческой техникой, установленной в разделе II Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»1, и Правилами подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 (далее Правила).

<...>

Андрей РЫБАКОВ,

директор учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»

Реквизит «Государственный герб Республики Беларусь»

Документы должны оформляться на бланках и иметь установленный комплекс обязательных реквизитов и стабильный порядок их расположения (п. 19 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4) (далее Инструкция по делопроизводству).

Одним из реквизитов является реквизит «Государственный герб Республики Беларусь», который наносится на бланк для письма, общий бланк, угловой штамп (п. 25, 26, 33 Инструкции по делопроизводству).

Изображение Государственного герба Республики Беларусь помещается на бланках документов и угловых штампах государственных органов и иных государственных организаций, а негосударственные организации помещают изображение Государственного герба Республики Беларусь на бланках документов и угловых штампах, если такое право предоставлено им в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь (п. 36 Инструкции по делопроизводству).

<...>

Инна ДОРОФЕЙЧУК,

юрист

Когда наниматель обязан уволить работника: основания и условия

Действующее трудовое законодательство Республики Беларусь содержит различные основания увольнения работника: по инициативе работника либо нанимателя, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и др. Однако при наличии определенных условий увольнение работника по тому или иному основанию является обязанностью нанимателя. Под такой обязанностью следует понимать обязанность нанимателя уволить работника с определенной даты с выдачей ему трудовой книжки и осуществлением окончательного расчета.

Соглашение сторон

Пункт 1 ч. 2-й ст. 35 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК) одним из оснований для прекращения трудового договора указывает соглашение сторон. Сама формулировка данного основания увольнения наводит на мысль, что ни о какой обязанности нанимателя уволить работника по данному основанию не может идти и речи. Однако это не так: при определенном условии наниматель обязан уволить работника по данному основанию с определенной даты. И условие это достижение сторонами соглашения об увольнении работника с определенной даты по п. 1 ч. 2-й ст. 35 ТК.

В соответствии с п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде», согласно ст. 37 ТК при достижении договоренности между работником и нанимателем на прекращение трудового договора по соглашению сторон договор прекращается в срок, определенный сторонами. Аннулирование такой договоренности может осуществляться лишь при взаимном согласии нанимателя и работника.

<...>

Елена ГАДЛЕВСКАЯ,

юрист

Изменение сроков выплаты заработной платы

Заработная плата это вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

Согласно ст. 73 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК) выплата заработной платы должна производиться регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц. Здесь же говорится, что для отдельных категорий работников законодательством Республики Беларусь могут быть определены другие сроки выплаты заработной платы. При совпадении сроков выплаты заработной платы с выходными днями или государственными праздниками и праздничными днями она должна производиться накануне их.

В то же время п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее Декрет № 29) определено, что выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), но не реже одного раза в месяц.

Таким образом, заработная плата работникам должна выплачиваться не реже одного раза в месяц, при этом сроки выплаты заработной платы должны быть согласованы нанимателем и работником в трудовых договорах (одной из разновидностей которых и являются контракты). Кроме того, если в организации действует коллективный договор (соглашение), то сроки выплаты заработной платы могут быть указаны в данном договоре.

<...>

Тамара МИХЕЙЧИК,

ведущий специалист по кадрам общества с ограниченной ответственностью «Абсолютбизнес»

Утверждены Правила работы с документами в электронном виде в архивах государственных органов, иных организаций

Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 6 февраля 2019 г. № 20 утверждены Правила работы с документами в электронном виде в архивах государственных органов, иных организаций (далее Правила). Постановление вступило в силу с 18 февраля 2019 г.

Вместе с утверждением Правил утратила силу Инструкция о порядке организации работы с документами в электронном виде в архивах государственных органов, иных организаций, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 11 мая 2012 г. № 120.

Что регулируют Правила?

Правила регулируют порядок работы с документами в электронном виде, а также с электронными документами в архивах государственных органов, иных организаций.

Документ в электронном виде это документ, информация которого представлена в цифровой форме и может представлять собой единый файл либо совокупность файлов (объектов хранения) и при необходимости содержать контрольные характеристики (п. 7 Правил).

<...>

Дмитрий ВАРНАШОВ,

младший научный сотрудник отдела документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»

Отдельные вопросы заключения предварительного договора

Согласно п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК) по предварительному договору стороны или одна из них обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ, об оказании услуг и т. п. (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Отсутствие на момент заключения предварительного или основного договора возможности передать имущество, выполнить работу, оказать услугу (предмет будущего основного договора) не является препятствием к заключению предварительного договора. Например, не требуется, чтобы товар, который является предметом будущего договора, имелся в наличии у продавца в момент заключения предварительного или основного договора. Договор также может быть заключен в отношении товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь или не вытекает из характера товара (п. 2 ст. 425 ГК).

Если сторонами заключен договор, поименованный как предварительный, в соответствии с которым они обязуются, например, заключить в будущем на предусмотренных ими условиях основной договор о продаже имущества, которое будет создано или приобретено в дальнейшем, но при этом предварительный договор устанавливает обязанность приобретателя имущества до заключения основного договора уплатить цену полностью или частично, такой договор квалифицируется как договор купли-продажи с условием о предварительной оплате (ст. 457 ГК). Правила ст. 399 ГК к такому договору не применяются.

<...>

Олег БАНДЫК,

юрист

О соотношении актов Правительства и Нацбанка по служебным командировкам

Как известно, соотношение одних видов нормативных правовых актов с другими определяется исходя из их юридической силы и зависит от статуса государственного органа (должностного лица), которым был принят (издан) нормативный правовой акт, а также от объема его полномочий. Правила, по которым определяется юридическая сила нормативных правовых актов, закреплены в ст. 23 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее Закон о НПА). Однако перечень нормативных правовых актов, в отношении которых применяются данные правила, не является исчерпывающим.

В Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», действовавшем до 1 февраля 2019 г., было закреплено правило о том, что постановления Совета Министров Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к актам Национального банка Республики Беларусь (ч. 5-я ст. 10). В статье 23 действующего Закона о НПА юридическая сила актов Национального банка Республики Беларусь по отношению к актам Правительства Республики Беларусь не определена. Банковским кодексом Республики Беларусь (далее БК) определено лишь соотношение актов Национального банка Республики Беларусь с законодательными актами Республики Беларусь (ч. 3-я ст. 39).

Принимая во внимание, что Правительство Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь совместно обеспечивают проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь, их полномочия в данной сфере могут пересекаться. На практике происходят случаи, когда схожие правоотношения регулируются как актами Совета Министров Республики Беларусь, так и актами Национального банка Республики Беларусь. При этом правовое регулирование одних и тех же вопросов может иметь определенные отличия.

<...>

Ирина РУЗОВА,

главный советник отдела конституционного права управления конституционного и международного права НЦЗПИ

Справочная информация

Индексы изменения цен на строительно-монтажные работы на май 2019 года