Мониторинг аналитики за 13 19 июля 2019 г.

Порядок оформления командировки в пределах Республики Беларусь

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее ТК);

Положение о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках» (далее Положение);

Инструкция о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 117 (далее Инструкция № 117), и др.

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ

Шаг 1. Регламентируем в локальных нормативных правовых актах вопросы по служебным командировкам, разрешение которых предоставлено законодательством Республики Беларусь нанимателю.

С каждым годом законодатель предоставляет все больше полномочий нанимателю по разрешению вопросов, связанных с командировками. Например, согласно ТК и Положению нанимателю предоставлены следующие вопросы для локального разрешения:

необходимость выдачи работникам командировочного удостоверения, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (ч. 2-я ст. 93 ТК);

установление задания на командировку, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь (п. 3 Положения);

определение необходимости подготовки письменного отчета о выполнении задания, срок его представления и порядок оформления, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь (п. 3 Положения);

иные расходы, которые может производить работник (п. 5, 43 Положения);

определение даты прибытия к месту командировки и даты отъезда (выбытия) из него при отсутствии подтверждающих документов (п. 15 Положения) и др.

Также действующее законодательство Республики Беларусь не запрещает нанимателю продолжать вести журналы учета работников, выбывающих в служебные командировки. При этом в настоящее время форма такого журнала и порядок его ведения также определяются нанимателем.

<...>

Владимир САМОСЕЙКО,
юрист

Учет командировочных расходов сверх нормы

Необходимость в командировках возникает практически в каждой организации, поэтому тема порядка отражения командировочных расходов в учете всегда актуальна. Законодательством Республики Беларусь определены гарантии для работников, направляемых в командировку, но нередки случаи, когда наниматель производит работнику компенсацию расходов, которые превышают установленные нормы командировочных расходов, или компенсированные расходы не поименованы в нормативных документах для обязательного возмещения нанимателем работнику.

Порядок отражения таких расходов в бухгалтерском и налоговом учете нанимателя рассмотрим в данном материале.

Статьей 91 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК) определено, что служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы. При этом не считаются служебными командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, а также в пределах населенного пункта, где располагается наниматель.

Согласно ст. 95 ТК при служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику следующие командировочные расходы:

по проезду к месту служебной командировки и обратно;

по найму жилого помещения;

за проживание вне места жительства (суточные);

иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы.

Положением о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках» (далее Положение № 176), определены порядок и размеры возмещения работникам командировочных расходов.

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор

Учет процентов по депозиту

Вопрос. Организация произвела размещение денежных средств на депозитном счете в белорусских рублях.

Каким образом отражаются начисленные проценты в бухгалтерском и налоговом учете в 2019 году? Доходом по какой деятельности являются начисленные проценты? Как поступить, если проценты согласно договору начисляются и выплачиваются в момент возврата депозита?

Ответ. Проценты признаются доходами ежемесячно и отражаются как доходы по инвестиционной деятельности.

Согласно договору банковского вклада (депозита) одна сторона (вкладополучатель) принимает от другой стороны (вкладчика) денежные средства во вклад (депозит) и обязуется возвратить их вкладчику, проводить безналичные расчеты по поручению вкладчика в соответствии с договором, а также выплатить начисленные по вкладу (депозиту) проценты на условиях и в порядке, определенных этим договором (ст. 181 Банковского кодекса Республики Беларусь).

Проценты, причитающиеся к получению, относятся в состав доходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 14 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102) (далее Инструкция № 102).

Проценты, причитающиеся к получению, признаются в бухгалтерском учете доходами ежемесячно и отражаются по дебету счетов 06 «Долгосрочные финансовые вложения», 58 «Краткосрочные финансовые вложения» и других счетов и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 25 Инструкции № 102).

Пунктом 2 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Финансовые инструменты», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 74, предусмотрено, что финансовый инструмент это договор, в результате которого возникают финансовый актив у одной организации и финансовое обязательство или долевой финансовый инструмент у другой организации, а финансовый актив это актив, представляющий собой денежные средства, эквиваленты денежных средств, долевой финансовый инструмент другого лица или право получения финансового актива от другого лица, обмена финансовым инструментом с другим лицом на выгодных для организации условиях, получения переменного количества собственных долевых финансовых инструментов от другого лица.

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»

Бухгалтерский учет сумм изменения стоимости инструментов хеджирования денежных потоков

Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Финансовые инструменты», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 74 (далее Национальный стандарт № 74), введено новое для отечественной практики бухгалтерского учета понятие «хеджирование». В связи с этим у бухгалтеров возникает немало вопросов о применении названного стандарта, в частности о хеджировании денежных потоков.

Прежде чем рассмотреть актуальные аспекты хеджирования денежных потоков на конкретном примере, напомним несколько базовых понятий, имеющих отношение к рассматриваемой теме.

Во-первых, что такое хеджирование? Под хеджированием согласно абз. 21-му п. 2 Национального стандарта № 74 понимается использование финансового инструмента для снижения риска влияния рыночных факторов на стоимость другого финансового инструмента, твердого договорного обязательства, прогнозируемой сделки или генерируемые ими будущие денежные потоки.

В свою очередь, финансовый инструмент это договор, в результате которого возникают финансовый актив у одной организации и финансовое обязательство или долевой финансовый инструмент у другой организации (абз. 20-й п. 2 Национального стандарта № 74).

Понятие «хеджирование» неотделимо от понятий «инструменты хеджирования» и «объекты хеджирования», которые принципиальным образом отличаются друг от друга.

Инструмент хеджирования это определенный организацией финансовый инструмент, изменения справедливой стоимости которого или будущих денежных потоков от использования которого компенсируются изменением справедливой стоимости или будущих денежных потоков от использования определенного организацией объекта хеджирования (абз. 8-й п. 2 Национального стандарта № 74).

Под инструментами хеджирования понимаются производные финансовые инструменты, в частности форвардные и фьючерсные контракты, опционы, свопы.

Объект хеджирования это принятый к бухгалтерскому учету финансовый инструмент, не принятое к бухгалтерскому учету твердое договорное обязательство, не принятая к бухгалтерскому учету прогнозируемая сделка (абз. 9-й п. 2 Национального стандарта № 74).

<...>

Сергей КОРОТАЕВ,
директор закрытого акционерного общества «АудитКонсульт»

Учет договоров аренды в соответствии с МСФО (IFRS) 16

Многие предприятия, имеющие на балансе объекты недвижимости, наряду с основным бизнесом осуществляют так называемые непрофильные виды деятельности: сдают свои помещения в аренду под производство, офис, склад. Для организаций, не имеющих возможности приобрести в собственность необходимое для ведения деятельности имущество, одним из способов выхода из ситуации является аренда имущества. При этом организации, представляющие свою отчетность в формате Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), в настоящее время представляют и раскрывают в финансовой отчетности информацию об арендных операциях в соответствии с МСФО (IFRS) 16 «Аренда», который организации должны применять с 1 января 2019 г. Стандарт заменяет IAS 17 «Аренда», IFRIC 4 «Порядок определения наличия в соглашении признаков аренды», SIC 15 «Операционная аренда стимулы», SIC 27 «Оценка содержаний операций, связанных с юридической формой аренды». Поэтому особенности учета аренды в соответствии с новым МСФО представляют интерес как для бухгалтеров, так и для аудиторов.

Согласно МСФО каждое соглашение об аренде классифицируется либо как финансовая аренда, либо как операционная аренда. Именно классификация аренды определяет порядок учета аренды у арендодателя и арендатора.

Поскольку порядок учета арендных отношений в международных стандартах зависит не от того, кто является юридическим собственником арендуемого актива, а определяется тем, кто несет риски и получает выгоды от используемого имущества, то правила учета могут применяться к договорам, которые отвечают определению договора аренды независимо от юридической формы соответствующего договора.

<...>

Лариса ШЕХМАН

Облагаются ли НДС полученные организацией штрафные санкции?

Вопрос. Организация занимается реализацией продукции пчеловодства. Обороты по такой реализации на территории Республики Беларусь облагаются по ставке налога на добавленную стоимость (далее НДС) 10%. От покупателя по решению суда на счет организации поступили денежные средства штраф за несвоевременную оплату реализованной ему продукции.

Ответ. Будет ли полученный организацией штраф являться объектом обложения НДС, и если да, то по какой ставке?

Объектами обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее НК). Ставка НДС в размере 10% устанавливается при реализации произведенной на территории Республики Беларусь, а также при ввозе и (или) реализации на территории Республики Беларусь произведенной на территории государств членов Евразийского экономического союза:

продукции растениеводства (за исключением цветоводства, декоративных растений);

дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции;

продукции пчеловодства;

продукции животноводства (за исключением пушнины);

продукции рыбоводства (подп. 2.1 п. 2 ст. 122 НК).

Налоговая база увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению) в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров (подп. 4.2 п. 4 ст. 120 НК). Обращаем внимание, что данная норма НК касается только штрафов от покупателей. Если получен, например, штраф от продавца за нарушение условий договора, объекта обложения НДС не возникает. Нормами НК определено, что ставка НДС в размере 10% устанавливается при увеличении налоговой базы при реализации товаров на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению) в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров (подп. 2.3 п. 2 ст. 122 НК). Таким образом, если штрафные санкции получены от покупателя, которому реализована продукция пчеловодства, обороты по реализации которой облагаются по ставке 10%, то и полученные штрафы являются объектом обложения НДС также по ставке 10%.

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор

Новеллы законодательства о госзакупках: новая редакция, новые способы, новый порядок

С 1 июля вступает в силу новая редакция закона о государственных закупках, устанавливаются способы определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки и новый порядок рассмотрения жалоб при осуществлении государственных закупок.

С 1 июля 2019 г. вступает в силу новая редакция Закона Республики Беларусь № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее Закон № 419-З) (изложена Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 136-З).

Следует отметить, что произошли некоторые изменения в понятийном аппарате этого нормативного правового акта, в том числе претерпело изменения определение самого термина «государственная закупка» теперь под ним понимается приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки.

Несколько упростилось понятие заказчика: согласно новой редакции заказчик это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие государственную закупку, в том числе через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное от имени этого юридического лица.

Введено понятие государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками: определено, что это совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса программно-технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, анализ, контроль, хранение и представление информации о государственных закупках. Новым также является и понятие оператора государственной информационно-аналитической системы это юридическое лицо, обеспечивающее функционирование государственной информационно-аналитической системы.

<...>

Стефания КОЗЛОВСКАЯ

Проверка органа департамента государственной инспекции труда: на что обратить внимание?

Согласно п. 9 ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК) при организации труда работников наниматель обязан соблюдать законодательство Республики Беларусь о труде, условия коллективного договора и других локальных нормативных правовых актов (ЛНПА), действующих у нанимателя, трудовые договоры.

В соответствии со ст. 462 ТК и ст. 40 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» на Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее Департамент) и его обособленные территориальные подразделения возложен контроль и надзор за соблюдением нанимателем законодательства Республики Беларусь о труде и об охране труда.

В подпункте 5.2 п. 5 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 959 (далее Положение о Департаменте), определено, что одна из задач Департамента это выявление и пресечение нарушений законодательства Республики Беларусь о труде и об охране труда.

Для выполнения возложенных задач законодатель предоставил Департаменту широкий круг полномочий, в том числе в части рассмотрения заявлений и жалоб граждан, проведения проверок субъектов хозяйствования (далее субъекты или субъект), составления по результатам проведенных проверок протоколов и рассмотрения дел об административных правонарушениях. Чтобы максимально защитить интересы проверяемого субъекта, рассмотрим, как следует:

подготовиться к такой проверке;

вести себя во время проверки;

действовать в случае, если имеется факт правонарушения.

<...>

Максим ЧЕКАНИН,
юрист

Система мгновенных платежей в Республике Беларусь

Мы живем в век цифровых технологий, Интернета и виртуальной реальности. Банки активно мониторят реальные потребности, ожидания клиентов и предлагают инновационные продукты и революционные решения, позволяющие в минимальные сроки получить возможный максимум банковских услуг. В главе 4 Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2018 г. № 484 (далее Основные направления), закреплено, что в 2019 году будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы посредством совершенствования нормативной правовой базы, развития программно-технической инфраструктуры, электронного документооборота, внедрения международных стандартов, ограничения рисков и проведения надзора за данной системой. Продолжится развитие дистанционных каналов банковского обслуживания, единого расчетного и информационного пространства, межбанковской системы идентификации, цифровых банковских технологий для оказания финансовых услуг клиентам банков и активного использования электронных платежных инструментов и средств платежа. Конкретизацию идей Основных направлений мы находим в постановлении Правления Национального банка Республики Беларусь от 20 ноября 2018 г. № 540 «О некоторых вопросах функционирования системы мгновенных платежей и проведения мгновенных платежей» (далее постановление № 540), которым утверждена Инструкция о порядке функционирования системы мгновенных платежей и проведения мгновенных платежей (далее Инструкция). Постановление № 540 вступило в силу с 1 января 2019 г. Однако проведение мгновенных платежей посредством системы мгновенных платежей заработает в полную силу с 1 июля 2019 г.

В настоящем материале рассмотрим, что представляют собой мгновенные платежи и порядок функционирования системы мгновенных платежей.

Участники системы мгновенных платежей

Участниками системы мгновенных платежей являются:

1)Национальный банк Республики Беларусь (далее Национальный банк);

2)банки Республики Беларусь;

3)небанковские кредитно-финансовые организации Республики Беларусь;

4)открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь».

<...>

Денис САФАРЕВИЧ,
юрист

Справочная информация

Калькуляторы

Расчет численности работников организации при переходе на УСН за 2019 год