Мониторинг аналитики за 24 августа 30 августа 2019 г.

Дистанционная работа: новое в правовом регулировании

Работа вне помещения нанимателя набирает всю большую популярность в последние годы. Такая тенденция актуальна для подавляющего большинства развивающихся экономик. В Беларуси дистанционные работники в настоящее время именуются работниками-надомниками. Особенности регулирования труда работников-надомников установлены главой 25 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее  ТК). Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З «Об изменении законов» (далее  Закон № 219-З) ТК дополняется отдельной главой 251 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих дистанционную работу».

Внесение такого существенного дополнения в ТК обусловлено необходимостью детализации многих положений, регулирующих отношения нанимателя и работника при дистанционной форме трудовых отношений.

Рассмотрим основные нововведения в регулировании трудовых отношений между такой категорией нанимателей и работников.

Законом № 219-З вводится определение дистанционной работы. Согласно ч. 1 ст. 3071 ТК дистанционной работой будет считаться работа, которую работник выполняет вне места нахождения нанимателя с использованием для выполнения этой работы и осуществления взаимодействия с нанимателем информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, дистанционной работой будет считаться только работа с использованием коммуникационных и информационных технологий вне места нахождения нанимателя. Тогда как в настоящее время согласно ст. 304 ТК работник-надомник при соблюдении установленных условий вправе выполнять и другие виды работ.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист, специалист по трудовому законодательству

Мероприятия, необходимые для организации работы по охране труда

Организации всех форм собственности и организационно-правовых форм обязаны организовать работу по обеспечению соблюдения норм и правил по охране труда. Ответственным за создание здоровых и безопасных условий труда в ходе трудовой деятельности является работодатель.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим общественные отношения в области охраны труда, является Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее  Закон об охране труда).

Охрана труда  это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-противоэпидемические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства (ст. 1 Закона об охране труда).

Обеспечение охраны труда в организации  это комплексная работа, трудоемкий процесс, который необходимо осуществлять постоянно.

Для реализации права работающих на охрану труда государство осуществляет государственное управление в области охраны труда, контроль (надзор) за соблюдением законодательства об охране труда и устанавливает ответственность за нарушение законодательства об охране труда.

Для организации работы по охране труда нанимателю необходимо выполнить следующие мероприятия.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист, специалист в сфере трудового законодательства и законодательства об охране труда

Выплачиваем денежную помощь молодому специалисту

В данный период года на многие предприятия (в организации) приходят работать по распределению молодые специалисты. Нанимателю следует помнить о гарантиях и компенсациях, которые предоставляет данной категории работников законодательство.

Молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими) (далее  молодые специалисты) в соответствии с нормами Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее  Кодекс об образовании) являются:

молодые специалисты, работающие в течение срока обязательной работы по распределению, перераспределению (п. 5 ст. 83, п. 4 ст. 85 Кодекса об образовании);

молодые специалисты, направленные (перенаправленные) на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) (п. 4 ст. 84 Кодекса об образовании).

При выдаче документа об образовании выпускникам выдается также свидетельство о направлении на работу (п. 7 ст. 83, п. 7 ст. 84, п. 5 ст. 85 Кодекса об образовании).

<...>

Снежана КЛЕВАНОВИЧ,
главный бухгалтер ГУО «Белорусский государственный экономический университет»

Лизинг персонала и его отличие от аутстаффинга и аутсорсинга

В некоторых случаях нанимателю для выполнения определенной работы гораздо выгоднее и проще привлечь сторонних работников, чем вводить в штат своей организации дополнительных сотрудников. При этом рациональное использование трудовых ресурсов в значительной степени способствует повышению эффективности работы действующих организаций, а предоставление персонала  один из самых известных способов оптимизации налогообложения.

Рассмотрим особенности форм предоставления персонала, необходимость выбора нужной формы в той или иной ситуации, регулирование отношений сторон при предоставлении персонала, а также рекомендует, как именно следует отразить в договоре эти услуги, чтобы налоговые органы не смогли предъявить претензии.

Формы предоставления персонала

Основной целью руководителя и финансовой службы любой организации является сокращение издержек. Как правило, высокая часть расходов приходится на выплаты работникам предприятия. К ним можно отнести расходы в фонд заработной платы труда, обязательные страховые взносы по страхованию и т.д.

Так, согласно ч. 1 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (в редакции Закона от 28.07.2003 № 232-З) (далее  Закон № 138-XIII) размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют:

для работодателей  28%;

для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50% общего объема произведенной продукции,  24%;

для потребительских кооперативов (кроме организаций потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзов)); товариществ собственников; садоводческих товариществ; общественных объединений инвалидов (их законных представителей) и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений; общественных объединений пенсионеров  5%;

для физлиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, для Белгосстраха  29%;

для работающих граждан  1%.

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист

Порядок передачи документов при реорганизации или ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, представительств иностранных организаций


Основными нормативными правовыми актами, определяющими порядок дальнейшего хранения документов организаций при их реорганизации или ликвидации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, представительств иностранных организаций, являются:

Закон «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» от 25.11.2011 № 323-З (далее  Закон об архивном деле);

Правила работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 143 (далее  Правила работы архивов).

Под термином «реорганизация юридического лица» понимается процесс слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования юридического лица, осуществляемый на основании решения собственника его имущества (учредителей, участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Реорганизация юридического лица также может производиться в случаях, предусмотренных законодательством, по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда. При любых перечисленных процессах предполагается существование организации, которая является правопреемником реорганизованных юридических лиц.

Термин «ликвидация юридического лица» подразумевает прекращение деятельности организации, которое исключает переход прав и обязанностей в порядке правопреемства другим лицам.

<...>

Галина КУДРЯКОВА,
архивист

Реквизит «резолюция»

Каждому секретарю при работе с документами приходится иметь дело с реквизитом «Резолюция», который используется на входящих и внутренних документах. Какие элементы включает в себя данный реквизит, как оформляется и на всех ли документах нужен  рассмотрим подробнее.

Понятие реквизита «резолюция»

Резолюция  письменное указание руководителя о порядке исполнения или использования документа (п. 53 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее  Инструкция по делопроизводству)).

Состав реквизита «резолюция»

Реквизит «Резолюция» включает фамилию и инициалы исполнителя, содержание поручения и срок исполнения. Резолюция должна быть подписана (собственноручная подпись) и датирована. Например:




Зайцевой А.А.

Подготовить ответ к 19.08.2019.

Коробов

12.08.2019

Оформление реквизита «резолюция»

Реквизит «Резолюция» оформляется в правом верхнем углу первого листа документа перед текстом (п. 7.18 государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.10.2016 № 83 (далее  СТБ 6.38-2016)).

<...>

Инна ДОРОФЕЙЧУК,
юрист

Оформление таблиц в организационно-распорядительных документах

Текст документа должен быть достоверным, объективным, максимально кратким с сохранением полноты информации и точности ее изложения, а также не допускать различных толкований, и может оформляться в виде: связного текста, анкеты, таблицы или в виде соединения этих форм. Определяющим в выборе формы представления текста является характер информации, содержащейся в тексте документа.1

Например, в Унифицированной системе организационно-распорядительной документации установлены две формы документов, которые в реквизите «Текст» обязательно должны содержать табличную форму представления информации. Это:

структура и штатная численность;

график трудовых отпусков.2

Необходимость использования в текстах документов таблиц для представления информации может быть обусловлена требованиями нормативных правовых актов. Например, Инструкцией по делопроизводству установлена форма сводной номенклатуры дел, а также номенклатуры дел структурного подразделения организации, которая имеет табличную форму.3

Порядок оформления таблиц в организационно-распорядительных документах регламентируется:

Инструкцией по делопроизводству;

государственным стандартом СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.10.2016 № 83.

<...>

Дмитрий ВАРНАШОВ,
младший научный сотрудник отдела документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт
документоведения и архивного дела»

Практическое применение оценочных технологий при подборе менеджеров и в ходе их трудовой деятельности

Кадровый состав управленцев организаций республики постоянно меняется по различным субъективным и объективным причинам. Это и рост по служебной лестнице, и создание новых структурных подразделений, и увольнение руководителей.

Отечественный и зарубежный опыт работы с менеджерами подтверждает тот факт, что в среднем руководитель любого уровня управления меняет руководящие должности каждые 35 лет. Подобная периодичность смены должностей способствует эффективному решению двух задач: росту производства в организации или структурном подразделении и росту личных профессиональных компетенций. Удлинение сроков подобной ротации менеджеров часто приводит к тому, что у руководителя любого уровня управления, засидевшегося на одном месте, пропадает инициатива, может произойти творческий застой и потеря профессиональной формы.

Обычно за первый год работы менеджер низового или среднего звена узнает почти все нюансы своей руководящей должности. К тому же, как показывает практика, некоторая часть назначенных на новую должность руководителей терпят неудачу именно в первый год своей работы. А следующие два-три года наиболее продуктивны с точки зрения отдачи хорошего руководителя. В то же время для топ-менеджеров срок длительности успешной карьеры может быть и выше  до 1015 лет.

<...>

Геннадий ЧИМАНСКИЙ,
эксперт по управлению персоналом