Мониторинг аналитики за 31 августа 6 сентября 2019 г.

Государственная экологическая экспертиза: изменения в законодательстве

Закон Республики Беларусь от 15 июля 2019 г. № 218-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее Закон № 218-З) был подготовлен с целью приведения положений Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее Закон № 399-З) в соответствие с подп. 4.4 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», а также с учетом практики применения норм Закона № 399-З.

Основной целью при подготовке Закона № 218-З являлась необходимость минимизировать процессы вмешательства госорганов в предпринимательскую и иную экономическую деятельность субъектов хозяйствования по вопросам государственной экологической экспертизы (далее ГЭЭ).

Законом № 218-З внесены изменения и дополнения в ст. 5 и 7 Закона № 399-З в части исключения из объектов ГЭЭ и оценки воздействия на окружающую среду тех объектов, которые не повлекут за собой экологическую опасность в Республике Беларусь. Так, из ст. 5 Закона № 399-З исключены следующие объекты, по которым ранее проводилась ГЭЭ:

объекты строительства, предусмотренные к строительству проектами застройки, по которым имеется положительное заключение ГЭЭ;

объекты реконструкции (модернизации), включающие замену узлов, агрегатов, устройство дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, изменение назначения помещений, не связанных с воздействием на компоненты природной среды;

проекты технических условий к продукции, выполняемым работам или оказанию услуг, связанных с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов, за исключением проектов технических условий, в которых требования безопасности и охраны окружающей среды установлены в соответствующем разделе государственного стандарта Республики Беларусь, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них.

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист

Экологическое законодательство усовершенствовали

Законом Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 201-З «Об изменении законов» внесены изменения и дополнения в ряд законов Республики Беларусь, регулирующих вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В части 1-й ст. 26 Закона ООС приведен в соответствие с практикой правоприменения объект, для которого устанавливаются нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Часть 2-я ст. 30 Закона ООС изложена в новой редакции, согласно которой экологическими нормами и правилами устанавливаются правила установления (расчетов) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ, технологические нормативы, иные требования в области охраны окружающей среды.

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист

Совместное домовладение в новой редакции Жилищного кодекса

Продолжим анализ норм новой редакции Жилищного кодекса Республики Беларусь, которая принята Законом Республики Беларусь от 4 мая 2019 г. № 185-З «Об изменении законов по вопросам правового регулирования жилищных отношений». Напомним, что в прошлом номере объектом нашего внимания были организации застройщиков (жилищные потребительские кооперативы).

В данной статье рассмотрим совместное домовладение как таковое.

Совместное домовладение в Республике Беларусь появилось и приобрело массовый характер с приватизацией государственного жилищного фонда в начале 90-х годов прошлого столетия. С возникновением права собственности на квартиры как на отдельные объекты недвижимого имущества у двух и более собственников в каждом многоквартирном доме возникло совместное домовладение. При этом законодатель создал нормативную базу лишь для приватизации жилья, забыв (или не зная) при этом о таком институте, как совместное домовладение. Поэтому до появления Закона Республики Беларусь от 8 января 1998 г. № 135-З «О совместном домовладении» оно существовало де-факто, не имея никакого нормативного регулирования. Ранее принадлежавшим государству многоэтажным жилищным фондом, в котором из года в год увеличивалась доля частной собственности, по сложившейся советской традиции продолжали управлять государственные организации ЖКХ.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист

Новый взгляд на сертификат обеспечения

С 1 сентября текущего года вступает в силу постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 29 апреля 2019 г. № 21 «О документе, подтверждающем принятие таможенным органом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов» (далее постановление № 21). Постановление № 21 подготовлено в рамках реализации компетенции, предоставленной ч. 2-й п. 1 ст. 147 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС). На уровне национального законодательства государств членов ЕАЭС может быть определен документ, подтверждающий принятие обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, в случае, если таможенный орган отправления и таможенный орган, которому предоставлено обеспечение, находятся на территории одного государства члена ЕАЭС.

В рассматриваемом случае нормы постановления № 21 применяются, если обеспечение предоставлено таможенному органу Республики Беларусь и выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляет таможенный орган Республики Беларусь.

Как известно, предоставление обеспечения является одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. ТК ЕАЭС определено, что обеспечение в отношении товаров, перевозимых по одной транзитной декларации, может быть предоставлено таможенному органу отправления либо таможенному органу назначения. С целью подтверждения таможенному органу отправления, что декларантом выполнено такое условие помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, как обеспечение, используется документ, подтверждающий его принятие таможенным органом.

<...>

Людмила ДРОЗД,
эксперт по вопросам обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей

Об изменениях Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»

Закон Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 229-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» подготовлен в целях совершенствования государственного регулирования аудиторской деятельности с учетом международного опыта и практики применения.

Необходимость изменения законодательства Республики Беларусь вытекает из потребности формирования единого рынка услуг в области аудита и создания равных условий для субъектов аудиторской деятельности в рамках ЕАЭС.

Так, Планом либерализации по формированию единого рынка услуг в области аудита, утвержденным решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. № 22, правительствам пяти стран поручено разработать и внедрить ряд соответствующих мер в этой области, большинство из которых уже внедрены в странах-партнерах.

В связи с этим предложения по изменению Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности» предусматривают следующие основные меры:

введение на территории Республики Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности (далее МСА). Потребность осуществления в Республике Беларусь аудиторской деятельности по МСА возникает со стороны иностранных инвесторов, вкладывающих свой капитал в белорусскую экономику. Для создания благоприятных условий привлечения иностранного капитала компаниям требуется не только составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с МСФО, но и подтверждать достоверность такой отчетности в соответствии с международными нормами и правилами. Также назрела необходимость в реальной интеграции белорусского аудита в международное профессиональное сообщество, а также в становлении и повышении качества аудиторской профессии в Республике Беларусь, что невозможно без освоения международных стандартов и положений международной аудиторской практики.

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист

Изменения в Лесном кодексе Республики Беларусь

Регулирование отношений в области лесопользования осуществляется Лесным кодексом Республики Беларусь (далее ЛК). С 29 марта 2019 г. положения ЛК изменены, так как вступил в силу Закон Республики Беларусь от 18 декабря 2018 г. № 152-З «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Республики Беларусь».

Что изменилось? Прежде всего нормы ЛК приведены в соответствие с положениями актов, регламентирующих порядок формирования и утверждения государственных программ.

Статьи 10, 11 и 13 ЛК приведены в соответствие с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки» (далее Указ № 106) в части порядка формирования и утверждения государственных программ в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В частности, Указом № 106 определено, что государственные программы утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. При этом, если одним из источников финансирования мероприятий таких государственных программ являются средства местных бюджетов, их формирование обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с соответствующими местными Советами депутатов.

Изменены полномочия органов государственного управления. В соответствии со ст. 12 ЛК теперь Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь вправе устанавливать требования к способам и приспособлениям сбора дикорастущих ягод.

<...>

Александр МИХАЙЛОВ,
экономист

Учет выплат денежной помощи молодому специалисту

Кому выплачивается денежная помощь. Молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими) в соответствии с нормами Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее Кодекс об образовании) являются:

молодые специалисты, работающие в течение срока обязательной работы по распределению, перераспределению (п. 5 ст. 83, п. 4 ст. 85 Кодекса об образовании);

молодые специалисты, направленные (перенаправленные) на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) (п. 4 ст. 84 Кодекса об образовании, п. 22 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821 (далее Положение о распределении).

При выдаче документа об образовании выпускникам выдается свидетельство о направлении на работу (п. 7 ст. 83, п. 7 ст. 84, п. 5 ст. 85 Кодекса об образовании).

В соответствии с нормами п. 24 Положения о распределении по окончании обучения в учреждении образования выпускникам, получившим свидетельство о направлении на работу, предоставляются гарантии и компенсации в соответствии со ст. 48 и п. 6 ст. 84 Кодекса об образовании.

<...>

Снежана КЛЕВАНОВИЧ,
главный специалист главного финансового управления Миноблисполкома

Учет суммовых разниц при создании нематериальных активов

Организация создала в 2019 г. веб-сайт и учла расходы по его созданию в составе нематериальных активов.

Веб-сайт создавался силами сторонней организации, сумма обязательства по договору в части стоимости услуг исполнителя была выражена в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте (с пересчетом по договорному курсу), в результате чего в бухгалтерском учете организации возникли так называемые суммовые разницы при расчете за нематериальный актив, которые организация отразила:



Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражены суммовые разницы

04, 08

60

Верно ли учитывать веб-сайт в составе нематериальных активов? Правильно ли организация отразила суммовые разницы в бухгалтерском учете?

Веб-сайт относится в состав нематериальных активов при соблюдении определенных условий. Однако организация неверно отразила суммовые разницы, их следовало отнести в дебет сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

При выполнении условий признания, указанных в ч. 1-й п. 5 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 25 (далее Инструкция № 25), созданный в организации веб-сайт принимается к бухгалтерскому учету в качестве нематериального актива. Данные условия признания следующие:

организацией предполагается завершить создание нематериального актива;

организацией определена возможность использования создаваемого нематериального актива в своей деятельности, его реализации или передачи по лицензионным (авторским) договорам;

документально подтверждены затраты на создание нематериального актива и приведение его в состояние, пригодное для использования;

организация предполагает получение экономических выгод от использования нематериального актива в своей деятельности, его реализации или передачи по лицензионным (авторским) договорам и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам.

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»

Определение стоимости при приобретении активов за иностранную валюту

Нередко в своей хозяйственной деятельности организации приобретают активы за иностранную валюту.

Порядок пересчета стоимости активов, выраженных в иностранной валюте, в белорусские рубли определен законодательством. Так, пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости денежных средств, финансовых вложений (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций), дебиторской задолженности и обязательств (за исключением полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков) в официальную денежную единицу Республики Беларусь производится организациями (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков) по официальному курсу официальной денежной единицы Республики Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь, на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату (ч. 1-я п. 3 ст. 12 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности») (далее Закон).

Разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, указанных в ч. 1-й п. 3 ст. 12 Закона, в официальную денежную единицу Республики Беларусь, относятся:

организациями (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, бюджетных организаций) на увеличение или уменьшение активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

бюджетными организациями на увеличение или уменьшение источников финансирования в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»

Изменился порядок обращения за пенсиями

С 4 августа 2019 г. вступило в силу постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 июля 2019 г. № 35 «О порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий».

Постановлением утверждена Инструкция о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий (далее Инструкция № 35).

Так, документом комплексно регулируются организационно-технические правоотношения в области пенсионного обеспечения начиная с обращения за пенсией, приема и рассмотрения органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, документов для назначения и выплаты пенсий, принятия правового решения и заканчивая прекращением выплаты пенсии, передачей пенсионного дела в архив.

До вступления в силу Инструкции № 35 эти вопросы регулировались Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденным приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23 мая 1997 г. № 44, и Инструкцией о порядке оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий, утвержденной приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 29 сентября 1998 г. № 85.

В Инструкции № 35 собраны все нормативные документы и детально регламентирован весь процесс и порядок организации работы по пенсионному обеспечению.

<...>

Дина КАРЦЕВИЧ,
экономист

Справочная информация

Календарь уплаты юридическими лицами налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на сентябрь 2019 г.

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на сентябрь 2019 г.

Индексы изменения цен на строительно-монтажные работы на август 2019 г.