Мониторинг аналитики за 7 13 сентября 2019 г.

О введении в Республике Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности

Потребность осуществления в Республике Беларусь аудиторской деятельности в соответствии с международными стандартами аудиторской деятельности и Кодексом этики возникает со стороны иностранных инвесторов, вкладывающих свой капитал в белорусскую экономику. Для создания благоприятных условий привлечения иностранного капитала компаниям требуется не только составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, но и подтверждать достоверность такой отчетности в соответствии с международными нормами и правилами. Также существует необходимость в реальной интеграции белорусского аудита в международное профессиональное сообщество, усиление качества оказания аудиторских услуг в Республике Беларусь, что невозможно без освоения международных стандартов и положений по международной аудиторской практике.

Принятие проекта указа обусловлено вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 229-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», в соответствии со ст. 23 которого международные стандарты аудиторской деятельности, Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь. Проектом указа устанавливается, что международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов.

<...>

Ольга СЕДЫХ,
обозреватель журнала «Финансовый директор»

Оценочные значения в отечественной аудиторской практике

Цель аудита повышение доверия предполагаемых пользователей к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Мнение аудиторской организации выражается относительно того, отражает ли бухгалтерская (финансовая) отчетность достоверно во всех существенных аспектах или дает ли справедливый и достоверный взгляд на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения за год, закончившийся на отчетную дату, в соответствии с применимой основой составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 4 и 5 Национальных правил аудиторской деятельности «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 октября 2000 г. № 114).

Поскольку показатели форм бухгалтерской отчетности формируются в стоимостных показателях, аудитор должен сформировать мнение о правильности произведенной оценки показателей и статей бухгалтерской (финансовой) отчетности. При проведении аудита аудиторы должны руководствоваться Национальными правилами аудиторской деятельности. Национальные правила аудиторской деятельности это принятые Министерством финансов Республики Беларусь нормативные правовые акты, устанавливающие требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулирующие иные вопросы, предусмотренные законодательством об аудиторской деятельности (ч. 2-я ст. 18 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности».

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук, доцент

Решаем сложную задачу налогообложения: доходы нерезидентов от недвижимости в Беларуси

Один из способов инвестирования в экономику страны покупка иностранными компаниями недвижимости для последующего вовлечения ее в хозяйственный оборот. От использования недвижимого имущества (продажи, сдачи в аренду (лизинг) и т.д.) нерезидент получает доходы, которые являются объектами для налога на доходы. Поскольку сделки с недвижимостью, как правило, являются довольно дорогостоящими, они привлекают внимание контролирующих органов.

Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее НК) устанавливает следующие объекты налогообложения в отношении сделок с недвижимостью, расположенной на территории Республики Беларусь:

вознаграждение за использование имущества (к которому для целей обложения налогом на доходы относится в том числе любого вида оборудование, включая транспортные средства) на территории Республики Беларусь либо предоставление права пользования таким имуществом (подп. 1.3 п. 1 ст. 189 НК) (данный объект включается в состав роялти. Подробно об этом мы писали в «Финансовом директоре» № 7);

доходы от отчуждения недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь (подп. 1.11.1 п. 1 ст. 189 НК).

В качестве договора отчуждения имущества выступают также договоры купли-продажи, мены, дарения и т.д.;

доходы от отчуждения предприятия (его части) как имущественного комплекса, находящегося на территории Республики Беларусь, собственником которого является иностранная организация (подп. 1.11.2 п. 1 ст. 189 НК);

доходы от недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, переданного в доверительное управление (подп. 1.13 п. 1 ст. 189 НК).

<...>

Александра РАКИТИНА

Иные существенные условия кредитного договора

Проблема роста просроченных и безнадежных к взысканию кредитов в очередной раз прозвучала на заседании Правления Национального банка Республики Беларусь 7 августа 2019 г. Отмечено, что кредитный риск остается самым значимым как для банков, так и для экономики страны в целом. Поэтому банки с целью минимизации данных рисков совершенствуют подходы к оценке рисков, в том числе путем получения дополнительной информации от клиента и ограничения кредитополучателя условиями кредитного договора в принятии управленческих решений, что не всегда находит понимание у клиента. В результате согласование и подписание кредитных договоров затягивается и вызывает недовольство обеих сторон.

Обязательные условия договора

Ряд условий кредитного договора носит обязательный характер в соответствии с законодательством, остальные на усмотрение банка, которые должны отражаться в локальных нормативных актах банка.

Так, согласно ст. 140 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее БК) существенными условиями кредитного договора являются следующие:

о сумме кредита с указанием валюты кредита (для кредитной линии о максимальном размере (лимите) общей суммы предоставляемых кредитополучателю денежных средств (кредите) и (или) предельном размере единовременной задолженности кредитополучателя);

о сроке и порядке предоставления и возврата (погашения) кредита;

о размере процентов за пользование кредитом и порядке их уплаты, за исключением случаев предоставления кредита на льготных условиях на основании решений, принятых Президентом Республики Беларусь или в установленном порядке Правительством Республики Беларусь;

о целях, на которые кредитополучатель обязуется использовать или не использовать предоставленные денежные средства (целевое использование кредита), в случае, предусмотренном ч. 2-й ст. 144 БК;

об ответственности кредитодателя и кредитополучателя за неисполнение (ненадлежащее исполнение) ими обязательств по кредитному договору;

иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

<...>

Нонна РАБЕЦ,
юрист

Упрощение административных процедур, осуществляемых таможенными органами

С 27 июля упростился ряд процедур, осуществляемых таможенными органами.

Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 (далее Единый перечень).

Пунктами 24.7 и 24.9 Единого перечня определены административные процедуры, связанные с реализацией акцизных марок, предназначенных для маркировки ввозимых алкогольных напитков и табачных изделий, а также принятием решения о реализации акцизных марок для перемаркировки алкогольных напитков с поврежденными акцизными марками.

Согласно приложению 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2017 г. № 529 «Об административных процедурах, подлежащих осуществлению в электронной форме» административные процедуры, определенные п. 24.7 и 24.9 Единого перечня, могут осуществляться в электронной форме.

С целью реализации возможности осуществления административных процедур, определенных п. 24.7 и 24.9 Единого перечня, в электронной форме был изменен ряд положений законодательства.

В частности, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2019 г. № 306 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам оборота алкогольных напитков и табачных изделий» были скорректированы нормы постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2008 г. № 618 и от 28 октября 2008 г. № 1610.

<...>

Людмила ДРОЗД,
эксперт по вопросам обеспечения исполнения налогового обязательства

Таможенное законодательство совершенствуется далее

Рассмотрим основные изменения законодательства, которые произошли в связи со вступлением в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2019 г. № 406 «О мерах по реализации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (далее постановление № 406). Очевидно, что приведение актов законодательства в соответствие с нормами ТК ЕАЭС будет продолжаться и далее. Следующий ожидаемый шаг принятие нормативных правовых актов Государственного таможенного комитета Республики Беларусь в развитие норм постановления № 406.

В прошедшем и текущем году было принято значительное количество нормативных правовых актов, которые инкорпорируют положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в национальную правовую систему Республики Беларусь.

<...>

Александр МИХАЙЛОВ,
экономист

Учет и налогообложение процентов по депозиту

Субъекты хозяйствования могут хорошо заработать на свободных деньгах, активно пользуясь услугами банка, но важно понимать, что заработанное необходимо правильно классифицировать и учесть.

Законодательство обязывает субъектов хозяйствования хранить свободные денежные средства на банковских счетах. В свою очередь, банк берет на себя обязательства сохранить деньги и предоставляет платежеспособным клиентам определенные услуги, позволяющие эффективно использовать временно свободные деньги и получать дополнительный доход.

Средства субъектов хозяйствования, размещенные на текущих счетах, счетах до востребования и специального режима, срочных и условных депозитах, являются составляющими ресурсной базы банков и используются ими как источник кредитования. Следовательно, используя денежные средства предприятий, хранящиеся на счетах, банк получает доход.

В то же время и субъекты хозяйствования могут хорошо заработать, активно пользуясь услугами банка.

Для установления обоюдовыгодного сотрудничества возможно заключить договор банковского вклада (депозита), согласно которому одна сторона (вкладополучатель) принимает от другой стороны (вкладчика) денежные средства во вклад (депозит) и обязуется возвратить их вкладчику, проводить безналичные расчеты по поручению вкладчика в соответствии с договором, а также выплатить начисленные по вкладу (депозиту) проценты на условиях и в порядке, определенных этим договором (ст. 181 Банковского кодекса Республики Беларусь).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»

Незаконная банковская деятельность как отдельное преступление: быть или не быть?

В последнее время юридическая общественность активно обсуждала вопросы, которые в том числе затронули и уголовно-правовую сферу в части пресечения осуществления незаконной экономической деятельности, а именно незаконной банковской деятельности.

В настоящее время один из законопроектов по внесению изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает появление новой нормы в главе о преступлениях против порядка осуществления экономической деятельности: незаконная банковская деятельность.

В чем причина столь радикальной меры? Постараемся разобраться.

Новое преступление с наказанием

Итак, законопроект предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности за «осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации в установленном законодательными актами порядке и (или) без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно (незаконная банковская деятельность), сопряженное с получением дохода в крупном размере либо повлекшее причинение ущерба в крупном размере». Квалифицирующими признаками данной уголовно-правовой нормы решено признать осуществление незаконной банковской деятельности:

а) лицом, ранее судимым за это преступление;

б) организованной группой;

в) сопряженной с получением дохода в особо крупном размере, либо повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере.

Наказание по ч. 1-й данной статьи планируется установить в виде штрафа, или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа; а по ч. 2-й данной статьи в виде штрафа или лишения свободы на срок от двух до шести лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или без лишения.

<...>

Вадим ХИЛЮТА,
кандидат юридических наук, доцент