Мониторинг аналитики за 14 20 декабря 2019 г.

Оплата труда работников бюджетных организаций с 1 января 2020 г.

Формы и системы оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, устанавливаются нанимателем, а размеры оплаты труда Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (ч. 3 ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь) (далее ТК).

Указ № 27

Изменения в оплате труда работников бюджетных организаций с 1 января 2020 г. установлены Указом Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее Указ № 27).

В целях совершенствования оплаты труда указанных работников установлено, что с 1 января 2020 г.:

1) оплата труда работников бюджетных организаций производится на основе тарифной системы, включающей в себя базовую ставку и 18-разрядную тарифную сетку. Тарифная система это система оплаты труда, основанная на дифференциации заработной платы работников различных категорий на основании тарифной сетки и базовой ставки. Базовая ставка это величина, используемая при исчислении окладов работников бюджетных организаций. Тарифная сетка это распределение категорий работников по профессионально-квалификационным группам и тарифным разрядам (диапазонам тарифных разрядов) с соответствующими коэффициентами;

2) заработная плата работников бюджетных организаций складывается из следующих составных частей:

оклада (размер оплаты труда работника за выполнение трудовой функции определенной сложности и квалификации за календарный месяц без учета стимулирующих и компенсирующих выплат, исчисляемый путем умножения базовой ставки на коэффициент тарифного разряда (кратный размер базовой ставки), установленный по должности (профессии). Тарифный разряд это величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Коэффициент тарифного разряда это величина, отражающая межразрядную дифференциацию при исчислении размеров окладов работников, определяемая как отношение коэффициентов второго и последующих тарифных разрядов к коэффициенту первого тарифного разряда. Кратный размер базовой ставки это величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации рабочих при выполнении работ, не тарифицируемых тарифными разрядами;

стимулирующих выплат (надбавок и премий);

компенсирующих выплат (доплат).

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист

Отличие перевода от служебной командировки

Часть 1 ст. 30 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК) указывает, что служебная командировка не является переводом в другую местность. В связи с этим важно провести разграничение между переводом, особенно временным, в другую местность и служебной командировкой.

Согласно ч. 1 ст. 91 ТК служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы.

В свою очередь, под переводом в другую местность, исходя из ч. 1-й ст. 30 ТК, следует понимать поручение нанимателем работнику работы в другой местности.

Проанализировав и сравнив содержание указанных норм ТК, можно прийти к выводу, что разграничить временный перевод в другую местность и направление работника в служебную командировку непросто, поскольку между этими правовыми институтами существует ряд сходств. И в том, и в другом случае осуществляется поездка работника в другую местность для выполнения трудовых обязанностей.

Вместе с тем провести четкое разграничение между временным переводом в другую местность и направлением в служебную командировку необходимо, поскольку временный перевод в другую местность, в том числе в связи с производственной необходимостью или простоем (ч. 4 ст. 33 и ч. 2 ст. 34 ТК), допускается только с согласия работника, независимо от срока перевода. Направление же в служебную командировку на срок до 30 календарных дней включительно осуществляется без согласия работника (ч. 4 ст. 93 ТК), кроме случаев, установленных ТК (ст. 263 ТК и др.).

<...>

Елена ГАДЛЕВСКАЯ,
юрист

Регулирование труда временных работников: новые подходы

Трудовое законодательство Республики Беларусь предусматривает различные формы найма работников, в том числе принятие на работу временных работников. Необходимость принятия на работу временного работника может возникнуть у каждого работодателя по различным причинам (например, для замены временно отсутствующего работника, устранения последствий стихийных бедствий, аварий, проведения рекламных акций и кампаний и т.д.).

Главой 23 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК) установлены некоторые особенности правового положения временных работников, в том числе установлен порядок заключения и расторжения трудового договора. Как известно, Законом Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З «Об изменении законов» в ТК внесены многочисленные изменения, коснулись они и указанной главы.

Рассмотрим порядок регулирования труда временных работников, который будет действовать со вступления в силу указанного Закона с 28 января 2020 г.

Преимущества и недостатки временной работы для работников

Временная форма занятости является актуальной как для работников, так и для работодателей.

Перечислим сначала преимущества временной формы занятости для работников:

1. Возможность получить опыт и заработать денег для молодых работников. В подавляющем большинстве вакансий нанимателей опыт работы, как минимум, будет приветствоваться, а чаще будет выступать в качестве обязательного требования к соискателям. Временная работа может помочь молодым работникам получить необходимый опыт и в дальнейшем претендовать на постоянную работу. Благодаря наличию временных вакансий студенты в определенной ситуации могут начать трудовую деятельность до получения диплома, а также получить дополнительный доход. Школьники, учащиеся и студенты могут подзаработать в свободное от учебы время.

2. В престижной компании временная работа может стать первым шагом для получения постоянной, высокооплачиваемой работы. В любой крупной организации существует определенная текучесть кадров. Работник имеет возможность зарекомендовать себя с положительной стороны в период временной работы и получить определенное преимущество, претендуя на получение постоянной работы в этой организации.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист, специалист по трудовому законодательству

Составляем график трудовых отпусков

График трудовых отпусков на 2020 год должен составить каждый наниматель и утвердить его не позднее 5 января 2020 г.

Рассмотрим подробно порядок предоставления трудовых отпусков, заполнения и утверждения графика трудовых отпусков, а также приведем необходимые образцы документов.

Необходимость составления графика

Графиком трудовых отпусков устанавливается очередность предоставления трудовых отпусков для коллектива работников, чтобы не нарушать нормальную деятельность организации в течение календарного года. График утверждается нанимателем и должен быть согласован с профсоюзом, если такое согласование предусмотрено коллективным договором (ч. 1 ст. 168 Трудового кодекса Республики Беларусь) (далее ТК).

Наниматель в соответствии с ч. 1 ст. 168 ТК учитывает мнение работника о времени его ухода в отпуск, если это:

во-первых, не препятствует нормальной деятельности организации;

во-вторых, не препятствует реализации права на отпуск других работников.

При отсутствии договоренности наниматель принимает решение о времени ухода работника в отпуск, так как он обязан предоставлять работнику трудовой отпуск за работу в течение рабочего года (ежегодно) с сохранением прежней работы и среднего заработка (ч. 2 ст. 153 ТК, ч. 1 ст. 170 ТК).

Дата начала трудового отпуска определяется по договоренности между работником и нанимателем (ч. 3 ст. 168 ТК). Достигнутое между работником и нанимателем соглашение о дате начала трудового отпуска в одностороннем порядке изменяться не может.

По общему правилу график трудовых отпусков составляется на календарный год не позднее 5 января и доводится до сведения всех работников. Иной срок может быть:

установлен коллективным договором, соглашением;

согласован нанимателем с профсоюзом (ч. 2 ст. 168 ТК).

При этом отсутствие графика трудовых отпусков относится к иным нарушениям законодательства Республики Беларусь о труде и влечет наложение штрафа на нанимателя или уполномоченное должностное лицо нанимателя в размере от 2 до 20 базовых величин (ч. 4 ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист

Ответственность нанимателя за несвоевременную выплату заработной платы

Вопросы своевременности выплаты заработной платы можно отнести к тем вопросам, которые волнуют как работника, так и нанимателя. Также этот вопрос находится на постоянном контроле у государственных органов, в том числе у Правительства Республики Беларусь.

Когда образуется задолженность

В соответствии с ч. 1 п. 4 ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК) наниматель обязан выдавать работникам заработную плату в сроки и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь, коллективным договором, соглашением или трудовым договором. С учетом норм ст. 465 ТК за несвоевременную выплату заработной платы предусмотрены дисциплинарная ответственность руководителя и административная ответственность как должностного лица, так и нанимателя.

В целях защиты работников Указом № 344 установлена персональная ответственность руководителей организаций (независимо от форм собственности), не обеспечивающих своевременную выплату заработной платы и внесение платежей в бюджет, вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Задолженность по заработной плате это сумма заработной платы, причитающаяся работнику к выплате за фактически отработанное время. Задолженность по заработной плате классифицируется на просроченную задолженность и задолженность по выплате заработной платы.

Просроченная задолженность по заработной плате устанавливается по данным статистической отчетности и определяется в соответствии с требованиями к указаниям по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-т (задолженность), утвержденными постановлением № 40. Просроченная задолженность по заработной плате это сумма заработной платы (включая всех работников, в том числе внутренних и внешних совместителей), начисленная, но не выплаченная организацией (нанимателем) до 24:00 часов последнего рабочего дня месяца, следующего за месяцем, за которым эти суммы начислены.

<...>

Снежана КЛЕВАНОВИЧ,
главный бухгалтер Белорусского государственного экономического университета

Упрощенное декларирование экспорта товаров по Указу № 490 и подтверждение нулевой ставки НДС при экспорте

Необходимость приведения национального законодательства в соответствие с положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) предрешила принятие Указа Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 490 «О таможенном регулировании» (далее Указ № 490), который полноценно вступил в силу 8 января 2019 г.

Указом № 490 был расширен порядок декларирования товаров незначительной стоимости без предоставления деклараций на товары, в частности определено, что таможенное декларирование при экспорте таких товаров осуществляется с использованием в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов либо документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь совместно с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь письмом от 1 ноября 2019 г. № 2-1-9/02413/02/15074 разъяснили, как подтверждать обоснованность применения налога на добавленную стоимость по ставке ноль (0) процентов при экспорте с 2019 года товаров, стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 1 000 евро.

1. Подтверждение обоснованности применения нулевой ставки Республики Беларусь при реализации товаров (за исключением реализуемых посредством почтовой пересылки), таможенное декларирование которых осуществляется с использованием в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов.

В соответствии с п. 17 приложения 1 к Указу № 490 при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта в качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.

<...>

Яна ГЛИНСКАЯ,
экономист

Налогообложение и бухгалтерский учет операций по договорам

Это уникальное издание, в котором подробно изложены аспекты бухгалтерского сопровождения разных видов договоров в хозяйственной деятельности организации.

Отражение в налоговом и бухгалтерском учете операций по договорам зависит от их существенных условий, а от вида выбранного договора зависит методика учета поступившего в организацию актива и расчетов с партнером по соответствующему договору.

В нашей книге подробно описан учет и порядок денежной и неденежной формы расчетов по договорам купли-продажи, поставки, залога, комиссии, аренды, аутсорсинга, доверительного управления имуществом, лизинга, учредительному договору и др.

Это незаменимое пособие в работе грамотного бухгалтера, налогового консультанта, аудитора.

Введение

Первоосновой многих реальных хозяйственных операций в организации (прием работника на работу, приобретение сырья и материалов, отгрузка товаров, оплата партнеру за выполненные работы, снятие денег со счета в банке и т. п.) является не только первичный учетный документ, которым они оформляются, но и договор, регулирующий весь спектр прав и обязательств, возникающих между сторонами соответствующей операции. Договорные отношения являются основой при формировании учетных и отчетных данных работниками бухгалтерских служб. Каждая организация свободна в выборе и заключении определенного вида договора, определении его условий, не противоречащих действующему законодательству Республики Беларусь, и выборе контрагентов (партнеров) по такому роду договора.

Принято считать, что только юрист (юридическая служба организации) ответственны за качество заключенного договора. Приведем несколько аргументов в пользу того, что участие бухгалтера в заключении и исполнении заключенного договора обязательно:

1) каким бы хорошим специалистом ни был юрист, он не может определить экономические последствия заключаемого договора (финансовые потоки, инструмент расчета по договору, финансовые ресурсы, налоговые последствия и т. п.);

2) исполнение сторонами договора обязательств по нему в первую очередь фиксируется в бухгалтерском учете, а юридическая служба привлекается при возникновении отклонений, нарушений условий и сбоев при исполнении договора;

3) анализ эффективности заключенных договоров может быть осуществлен только на основании данных бухгалтерского учета.

Отметим, что приведенная аргументация является неполной и в различных ситуациях влечет еще целый ряд доводов в пользу того, что именно бухгалтерская служба, анализируя условия заключенного договора, является тем ключевым звеном, которое на протяжении всего действия договора будет выступать посредником между конкретной организацией и пользователями ее финансовой информации.

<...>

В.Н. Лемеш
Книга «Налогообложение и бухгалтерский учет операций по договорам»
Издатель ООО «Издательство «Регистр», Минск, 2019 г.
http://www.profmedia.by
Тел./факс (10-375-17) 286-06-08, 286-06-14


Госрегулирование «недобросовестной конкуренции» в законодательстве государств членов ЕАЭС

Соблюдение принципов добросовестной конкуренции заявлено в качестве одной из целей создания Евразийского экономического союза. Особенностью регулирования института недобросовестной конкуренции в Республике Беларусь можно считать тот факт, что перечень действий, которые могут быть признаны недобросовестной конкуренцией, очень широк.

Как следует из ст. 3 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее Договор о ЕАЭС), функционирование Евразийского экономического союза основано на соблюдении принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции.

В условиях действующей договорно-правовой базы Евразийского экономического союза регулирование конкуренции осуществляется на двух уровнях:

национальном в связи с отношениями по реализации конкурентной (антимонопольной) политики на территориях государств-членов;

наднациональном применительно к отношениям с участием хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) государств-членов, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территориях двух и более сторон (п. 2 ст. 74 Договора о ЕАЭС).

Для национального уровня в Договоре о ЕАЭС закреплены общие принципы конкуренции (ст. 75), которые подлежат развитию в законодательстве государств-членов, а для наднационального общие правила конкуренции (ст. 76), непосредственно действующие в рамках Евразийского экономического союза и подлежащие применению посредством реализации полномочий наднационального органа исполнительной власти Евразийского экономического союза Евразийской экономической комиссии.

В соответствии с п. 5 ст. 75 Договора о ЕАЭС реализация и проведение конкурентной (антимонопольной) политики предусматривают контроль над соблюдением запрета на недобросовестную конкуренцию.

<...>

Валерия ЕВЛАМПИЕВА

Сертификация продукции и участие в выставках: как оформить возмещение расходов из бюджета по Указу № 412

С 16 ноября 2019 г. созданы дополнительные условия для продвижения белорусской продукции на рынки иностранных государств, поддержки экспорта и уменьшения издержек белорусских субъектов хозяйствования.

Рассмотрим, каким образом будет работать и как повлияет на предприятия-экспортеры указ президента.

Указом Президента Республики Беларусь от 14 ноября 2019 г. № 412 «О поддержке экспорта» (далее Указ № 412) в белорусское законодательство внедряются инструменты поддержки экспорта, применяемые государствами членами ВТО, в том числе другими странами Евразийского экономического союза.

Аренда выставочных площадей

В соответствии с Положением о возмещении части расходов на участие в международных специализированных выставках (ярмарках) в иностранных государствах, утвержденным Указом № 412, возмещению будет подлежать часть расходов по договорам аренды выставочных площадей и оборудования, оказания услуг по монтажу выставочных стендов и созданию временной выставочной инфраструктуры (конструкций), обязательства по которым юридическими лицами исполнены.

Справочно:

под международной специализированной выставкой (ярмаркой) понимается выставочно-ярмарочное мероприятие, проводимое в иностранном государстве, в рамках которого представляется информация о производимой продукции (выполняемых работах, оказываемых услугах), демонстрируется, реализуется продукция (выполняются работы, оказываются услуги).

Новшество коснется не всех международных выставок, а только тех, которые будут включены в перечни выставок, утвержденные республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом.

При этом перечни будут формироваться на основании предложений юридических лиц и ИП. Предложения по формированию перечня выставок, расходы на участие в которых могут возмещаться в очередном финансовом году, должны будут направляться в соответствующие органы ежегодно не позднее 1 апреля.

<...>

Анна РЕХМАН