Мониторинг аналитики за 28 декабря 2019 г. 4 января 2020 г.


Заключение трудового договора с дистанционным работником

Как мы уже писали, с 28 января 2020 г. Законом Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З «Об изменении законов» Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее ТК) дополняется главой 251 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих дистанционную работу».

Рассмотрим, какие особенности необходимо учесть при составлении трудового договора с работником, выполняющим дистанционную работу.

Характер дистанционной работы

Дистанционная работа имеет существенное отличие от других видов трудоустройства. Так, дистанционный работник должен выполнять дистанционную работу вне места нахождения нанимателя (ч. 1 ст. 3071 ТК*), то есть трудовой договор с дистанционным работником не должен предусматривать:

во-первых, посещение офиса организации, кроме его личного присутствия при заключении трудового договора (ч. 1 ст. 3072 ТК) и ознакомлении с приказом нанимателя о прекращении трудового договора (ч. 1 ст. 3075 ТК);

во-вторых, никаких условий и требований к рабочему месту.

При этом у нанимателя отсутствует какой-либо контроль над дистанционным работником. Значит, наниматель не сможет проконтролировать, работает ли дистанционный работник в данный момент или нет. Поэтому, если в деятельности организации предусмотрена дистанционная работа, трудовой договор с дистанционным работником должен содержать условия о том, как будут проверяться выполнение работы, то есть каким образом дистанционный работник будет представлять нанимателю результаты выполненной работы (ч. 3, 4 ст. 3071 ТК), а также порядок и сроки представления работниками, выполняющими дистанционную работу, отчетов о выполненной работе (ч. 3 ст. 3072 ТК). Например, «работник, выполняющий дистанционную работу, обязан направлять отчет о проделанной работе за рабочий день (неделю) на электронную почту нанимателя».

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист

Отличие перевода от присвоения квалификации

Часть 1 ст. 30 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК) указывает, что поручение нанимателем работнику работы по другой квалификации признается переводом. Вместе с тем представляется, что не следует рассматривать как перевод (поручение работы по другой квалификации) присвоение работнику очередного разряда (квалификационной категории).

Порядок присвоения квалификации установлен:

Общими положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 2);

Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1;

Типовым положением об аттестации руководителей и специалистов организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2010 г. № 784 (далее Типовое положение).

Напротив, поручение работы по профессии с более низким квалификационным разрядом или должности с более низкой квалификационной категорией следует считать переводом. В данном случае работнику поручается работа по другой квалификации (ч. 1 ст. 30 ТК), нежели та, которая была присвоена ему в установленном порядке. Кроме того, законодательство Республики Беларусь не предусматривает специальной процедуры понижения квалификационных разрядов и категорий.

<...>

Елена ГАДЛЕВСКАЯ,
юрист

Мероприятия по охране труда в конце текущего и начале следующего года

Конец каждого календарного года довольно часто сопровождается увеличением объема работы для большинства сотрудников организации, в том числе для службы охраны труда.

Рассмотрим наиболее важные мероприятия, которые необходимо выполнить по охране труда в конце этого либо в начале следующего календарного года.

План мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Согласно п. 8 ст. 226 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также ст. 17 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» наниматель обязан выделять в необходимых объемах финансовые средства, оборудование и материалы для осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением, планом мероприятий по улучшению условий и охраны труда. В целях профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшения условий и охраны труда работающих в организациях разрабатываются и реализуются планы мероприятий по охране труда.

До верстки и утверждения бюджета компании на следующий год службе охраны труда необходимо подготовить предложения по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий и охраны труда, разработать план мероприятий по охране труда, а также рассчитать и согласовать с нанимателем возможные расходы.

Инструкция о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2013 г. № 111.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист

Модельную деятельность урегулировали

В целях развития модельной деятельности, защиты прав и законных интересов ее участников, содействия гармоничному развитию личности и популяризации белорусской моды Президент Республики Беларусь подписал Указ от 21 ноября 2019 г. № 423 «О модельной деятельности» (далее Указ № 423).

Терминология

Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 423 деятельность по подбору, обучению, созданию образов, трудоустройству физических лиц, внешность которых используется для демонстрации товаров (результатов выполнения работ, оказания услуг) в целях их рекламы и (или) продажи (далее модель), является модельной деятельностью.

В свою очередь, модельным агентством является юридическое лицо, осуществляющее модельную деятельность.

Определение иных терминов, содержащихся в Указе № 423, дается в приложении к этому нормативному правовому акту. Остановимся на некоторых из них:

конкурс красоты это культурно-зрелищное мероприятие, направленное на эстетическое, творческое и духовное воспитание молодого поколения, содействие гармоничному развитию личности, популяризацию моды и проводимое для определения участников с наилучшими физическими параметрами, интеллектуальными, артистическими, творческими и другими способностями в совокупности либо отдельно;

мероприятие в модельной деятельности это кастинг, позирование, фото- и видеосъемка, дефиле, примерка, репетиция, демонстрация, предпоказ и показ одежды (причесок, аксессуаров и другого), участие в экспериментах по созданию новых моделей одежды (моделей причесок, аксессуаров), участие стилистов и визажистов в создании образов;

модельная стажировка это участие модели в культурных, обучающих и иных мероприятиях, мероприятиях в модельной деятельности на территории и за пределами Республики Беларусь на безвозмездной основе либо за счет средств юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, или собственных средств моделей в целях приобретения профессионального опыта;

модельное агентство с исключительными правами это модельное агентство, обеспечивающее в соответствии с законодательством Республики Беларусь обучение, профессиональный рост, поиск работы и (или) трудоустройство модели на основании модельного контракта с правом получения вознаграждения от дохода модели, в том числе за пределами Республики Беларусь, а также с правом на использование любым не противоречащим законодательству Республики Беларусь способом результатов деятельности модели (созданных образов, фото- и видеоматериалов и иного).

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист

Охрана труда при выполнении работ по гражданско-правовому договору

В соответствии с трудовым и гражданским законодательством Республики Беларусь организации вне зависимости от вида деятельности и организационно-правовых форм имеют право привлекать работающих для выполнения работ как по трудовому договору, так и по гражданско-правовым договорам (далее ГПД).

ГПД заключаются, как правило, на выполнение разовых работ, небольших по объему, для которых нецелесообразно принимать работника по трудовому договору. К таким работам относятся проведение презентаций, рекламных акций, различного вида ремонты, работы на высоте и др. При заключении ГПД прежде всего необходимо руководствоваться:

Гражданским кодексом Республики Беларусь;

Указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее Указ № 314);

Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» (далее Закон об охране труда).

Согласно ст. 17 Закона об охране труда работодатель, в том числе предоставляющий работу гражданам по ГПД, обязан:

обеспечивать безопасность при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ, а также контроль над использованием и правильным применением средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты;

предоставлять при необходимости места для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности по гражданско-правовому договору, соответствующие требованиям по охране труда;

осуществлять обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда;

информировать работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда;

исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Республики Беларусь об охране труда, и др.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист

Государственная пошлина за рассмотрение судами гражданских и экономических дел

Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее Закон № 159-З) Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее НК) был полностью изложен в новой редакции. Соответственно новую редакцию получили и те структурные элементы НК, которые регулируют взимание государственной пошлины за рассмотрение судами гражданских и экономических дел: теперь это глава 26 «Государственная пошлина» НК и приложения 1315 к НК, закрепляющие ставки государственной пошлины при обращении в суды различных уровней и типов.

Масштабность законодательных преобразований наводит на мысль, что правовая регламентация вопросов, касающихся государственной пошлины в судопроизводстве, претерпела кардинальные изменения. В действительности, однако, это не так. Большая часть норм НК о государственной пошлине сохранила свою прежнюю редакцию. Там же, где правила НК подвергались корректировкам, суть последних сводилась в основном или к изменению структурного размещения норм в тексте НК (в том числе в пределах одной и той же статьи, пункта статьи и т.п.), или же к редакционным (формально-уточняющим) правкам, не меняющим самой сути юридических предписаний. Абсолютно новых норм в главе 26, приложениях 1315 к НК появилось совсем не много.

Таким образом, новеллы новой редакции НК относительно взимания пошлины в судопроизводстве имеют преимущественно частный (локальный) характер и принципиально не меняют содержания регулирования соответствующих вопросов. Более того, в новую версию НК из его прежней редакции «перекочевало» и немалое число огрехов (ошибок), которые при подготовке Закона № 159-З вполне можно было устранить. В то же время некоторые нормы, существование которых предполагает логика взимания государственной пошлины за рассмотрение судами гражданских и экономических дел, по непонятным причинам в новую редакцию НК не попали.

<...>

Владимир СКОБЕЛЕВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса и трудового права Белорусского государственного университета, арбитр Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате

Портал рейтинговой оценки повысит эффективность работы госорганов

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2019 г. № 765 (далее постановление № 765) утверждено Положение о портале рейтинговой оценки (далее Положение), а также определены основные условия функционирования указанного государственного информационного ресурса.

Напомним, что разработка и внедрение системы рейтинговой оценки гражданами эффективности деятельности организаций, оказывающих услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения, качества осуществления административных процедур путем анкетирования, проведения опросов в глобальной компьютерной сети Интернет и иных мероприятий с использованием информационных и телекоммуникационных технологий были предусмотрены еще п. 30 Плана мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 2015 г. № 584.

Портал рейтинговой оценки (далее Портал) это информационная система, обеспечивающая сбор, обработку и хранение результатов оценки эффективности деятельности объектов оценки путем анкетирования, проведения опросов в глобальной компьютерной сети Интернет, автоматическое формирование на основе этих данных рейтинга объектов оценки, а также представление информации для осуществления оценки их деятельности и проведения ротации их руководящих кадров.

Основной целью функционирования Портала является решение задач, установленных в п. 4 Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», это:

разработка и внедрение системы рейтинговой оценки гражданами эффективности деятельности организаций, оказывающих услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения, качества осуществления административных процедур путем анкетирования, проведения опросов в глобальной компьютерной сети Интернет и иных мероприятий с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

обеспечение надлежащего учета данной информации и использование ее при оценке деятельности соответствующих организаций и проведении ротации их руководящих кадров.

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист

Правовое регулирование отношений в области теплоснабжения совершенствуется

В целях совершенствования государственного регулирования в области теплоснабжения потребителей Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 11 сентября 2019 г. № 609 «О вопросах в области теплоснабжения» (далее постановление № 609), которым утверждены Правила теплоснабжения.

Длительное время правоотношения, возникающие между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии (юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями), в нашей стране регулировались:

Правилами пользования тепловой энергией, утвержденными постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 19 января 2006 г. № 9;

Положением о присоединении систем теплопотребления и теплоустановок потребителей к тепловым сетям энергосистемы, утвержденным приказом Министерства топлива и энергетики Республики Беларусь от 30 апреля 1996 г. № 28 (далее Положение № 28);

Положением о графиках аварийного ограничения и отключения потребителей тепловой энергии и мощности в энергосистемах Республики Беларусь, утвержденным приказом Министерства топлива и энергетики Республики Беларусь от 23 марта 1995 г. № 14 (далее Положение № 14).

Все эти документы уже нуждались в приведении в соответствие с нормативными правовыми актами большей юридической силы. К тому же Министерство энергетики Республики Беларусь не было наделено полномочиями по регулированию общественных отношений в сфере теплоснабжения, в связи с чем не представлялось возможным внесение изменений и (или) дополнений в Положение № 28 и Положение № 14. В законодательстве Республики Беларусь также отсутствовали кодифицированные законодательные акты и иные нормативные правовые акты, направленные на регулирование общественных отношений в сфере теплоснабжения.

В Правилах теплоснабжения, утвержденных постановлением № 609, определен порядок взаимоотношений потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями по заключению, исполнению, изменению, продлению и прекращению договоров теплоснабжения, ответственности сторон, порядок присоединения систем теплопотребления к тепловым сетям, составления и применения графиков ограничения потребителей и аварийного отключения тепловой энергии и мощности, организации учета тепловой энергии и теплоносителя, а также порядок расчетов за тепловую энергию и теплоноситель.

Правила теплоснабжения конкретизируют нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в области теплоснабжения, в более полном объеме отражают предмет правового регулирования, а также предусматривают обязательства и ответственность потребителей тепловой энергии за нарушение норм, установленных этим документом.

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист

Справочная информация

Календарь уплаты юридическими лицами налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на январь 2020 года

Максимальные розничные цены на сигареты с фильтром в январе 2020 года

Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, с 1 января 2020 г.