Registr.by
Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 мая 2020 г. № 155 (далее — постановление № 155) внесены изменения в Инструкцию о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 января 2013 г. № 34 (далее — Инструкция).
Общие положения
Перечень регулируемых объектов Инструкции дополнен порядком проведения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь (далее — банки) интернет-эквайринга.
Дано определение термина «аутентификация держателя карточки», под которым понимается процедура проверки аутентификационных факторов, предоставленных держателем карточки, путем их сравнения с аутентификационными факторами, ранее зафиксированными банком-эмитентом, банком-эквайером, иным уполномоченным в соответствии с правилами платежной системы лицом, в целях подтверждения подлинности и принадлежности держателю карточки предоставленных им аутентификационных факторов. В результате проведения аутентификации держателя карточки ему предоставляются права (полномочия) в соответствии с условиями договора, заключенного между лицом, осуществившим аутентификацию, и клиентом (держателем карточки). Необходимость и порядок проведения аутентификации держателя карточки, уровень аутентификации определяются правилами платежной системы, банка-эмитента, банка-эквайера, иного уполномоченного в соответствии с правилами платежной системы лица с учетом требований к использованию программно-аппаратных средств и технологий, предусмотренных законодательством.
Александр ДУДКИН,
советник ЗАО «БСБ Банк», старший преподаватель Института бизнеса БГУ
Закон о географических указаниях: новая редакция — новые подходы
Продолжим начатый в прошлом номере анализ Закона Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 275-З «Об изменении законов» (далее — Закон № 275-З), которым в новой редакции изложен Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 127-З «О географических указаниях» (далее — Закон № 127-З).
Срок правовой охраны географического указания
Как мы уже отмечали, законодательство о географических указаниях разделяет понятия «регистрация географического указания» и «предоставление права пользования географическим указанием».
Действие регистрации географического указания каким-либо сроком не ограничено и может быть прекращено по основаниям, названным в ст. 19 новой редакции Закона № 127-З. Как определено в п. 1 ст. 2 новой редакции Закона № 127-З, регистрация географического указания действует при соблюдении требований, определенных данным Законом.
Срок действия права пользования географическим указанием остается неизменным: он исчисляется со дня подачи в патентный орган заявки на предоставление права пользования географическим указанием и при условии соблюдения требований, установленных законом, составляет 10 лет. Данный срок может быть продлен неограниченное число раз по заявлению владельца, поданному в течение последнего года его действия, каждый раз на 10 лет при условии представления документов: для национального владельца — заключения компетентного органа, требующегося и при первоначальной регистрации географического указания, для иностранного владельца — документа, подтверждающего его право пользования заявленным географическим указанием в стране происхождения товара. Кроме того, для продления действия правовой охраны необходимо представление документа, подтверждающего уплату патентной пошлины.
Сергей ЛОСЕВ,
кандидат юридических наук, доцент
Иностранная безвозмездная помощь: новый порядок получения и использования
В целях совершенствования порядка регистрации, налогообложения, использования иностранной безвозмездной помощи Президент Республики Беларусь подписал Декрет от 25 мая 2020 г. № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее — Декрет № 3).
При этом признается утратившим силу действующий в настоящее время Декрет Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее — Декрет № 5), которым, напомним, утверждено Положение о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ.
Терминология
Перечень используемых в Декрете № 3 терминов и их определений содержится в приложении к этому НПА. На основные из них следует обратить внимание сразу, к иным мы обратимся далее по тексту.
Итак, под иностранной безвозмездной помощью (далее — ИБП, помощь) понимаются:
•денежные средства и товары (имущество), безвозмездно передаваемые (предоставляемые) отправителями получателям в собственность, пользование, владение и (или) распоряжение;
•товары (работы, услуги), приобретенные (оплаченные, выполненные, оказанные) на территории Республики Беларусь получателями за счет денежных средств отправителей и безвозмездно переданные (выполненные, оказанные) получателям (вторичным (последующим) получателям) в порядке, предусмотренном планом целевого использования помощи.
Кирилл ПРОКОПОВИЧ,
юрист
Новое в порядке взимания арендной платы за земельные участки
В целях совершенствования системы взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, Президент Республики Беларусь подписал Указ от 12 мая 2020 г. № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее — Указ № 160), которым утверждено Положение о порядке определения, исчисления и уплаты арендной платы (далее — Положение). Данный НПА пришел на смену Указу Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее — Указ № 101).
Указ № 160 в целом сохраняет подходы к регулированию порядка исчисления, освобождения от уплаты и размерам ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. При этом унифицированы подходы к уплате земельного налога и арендной платы в отношении некоторых земельных участков, а также решен ряд проблемных вопросов, возникавших на практике.
Елена ШАРШУН,
юрист
Требование ликвидируемого юрлица о возврате из бюджета взысканной суммы задолженности по налогам
Оценка и реализация имущества должника, на которое экономическим судом обращено взыскание в счет уплаты задолженности перед бюджетом, осуществлялись в порядке, установленном Положением о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2016 г. № 63 (далее — Положение).
В соответствии п. 43, 44 Положения определение стоимости имущества осуществляется подразделением Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь самостоятельно или с привлечением эксперта-оценщика в порядке, предусмотренном в этом документе. Привлечение эксперта-оценщика является обязательным для определения рыночной стоимости недвижимого имущества.
Эдуард КОРОЛЬ,
судья экономического суда Гродненской области
Изменение графика трудовых отпусков: основания и порядок
Согласно ст. 168 Трудового кодекса Республики Беларусь очередность предоставления трудовых отпусков устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков, утверждаемым нанимателем, а также согласованным с профсоюзом, если такое согласование предусмотрено коллективным договором. График трудовых отпусков составляется на календарный год не позднее 5 января или иного срока, установленного коллективным договором, соглашением либо согласованного нанимателем с профсоюзом, и доводится до сведения всех работников.
Однако в течение календарного года возможно возникновение обстоятельств, влекущих необходимость внесения в график отпусков изменений. В частности, в настоящее время в условиях неблагоприятной эпидемической обстановки многие наниматели приостанавливают работу. В связи с этим вопрос о досрочном предоставлении трудового отпуска работникам является для некоторых нанимателей актуальным. В свою очередь, многие работники также желают пойти в трудовой отпуск досрочно с целью самоизоляции. Как внести изменения в график трудовых отпусков? Необходимо ли это делать для досрочного предоставления отпуска? Если нет, то как оформить предоставление трудового отпуска в сроки, не совпадающие с графиком?
Елена ГАДЛЕВСКАЯ,
юрист
Контроль за соблюдением работниками требований по охране труда: новый порядок
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 мая 2020 г. № 51 утверждена Инструкция о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях (далее — постановление № 51 и Инструкция № 51 соответственно). При этом признается утратившим силу постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 159, которым утверждена Типовая инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации.
Инструкция № 51 определяет порядок осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях и вносит некоторые изменения в порядок осуществления такого контроля.
Так, Инструкцией № 51 установлено, кто именно из должностных лиц может осуществлять контроль. Согласно п. 5 Инструкции № 51 контроль за соблюдением требований по охране труда (далее — контроль) осуществляется:
•руководителем организации или уполномоченным в соответствии с системой управления охраной труда (СУОТ) его заместителем;
•должностными лицами, ответственными за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда, а также при выполнении отдельных видов работ, назначенными из числа работников, в непосредственном подчинении которых находятся другие работники;
•работниками службы охраны труда (специалистом по охране труда или уполномоченным должностным лицом нанимателя, на которого возложены обязанности специалиста по охране труда).
Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист
Изменения в порядке назначения пенсий
Президент Республики Беларусь подписал Указ от 18 мая 2020 г. № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан» (далее — Указ № 171). Документом в том числе вносятся некоторые изменения в порядок назначения пенсий.
Исчисление стажа
Так, согласно Указу № 171 в стаж работы для назначения трудовых пенсий будут засчитываться периоды отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 12 лет в общей сложности. Напомним, что в настоящее время в соответствии с п. «в» ч. 2-й ст. 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-ХП «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон о пенсионном обеспечении) периоды нахождения в социальном отпуске по уходу за ребенком или периоды ухода неработающей матери за детьми в возрасте до 3 лет включаются в общий стаж не более 9 лет в общей сложности.
Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист
Покупка нерезидентом квартиры за безналичные белорусские рубли
Вопрос. Вправе ли юридическое лицо — нерезидент купить квартиру в г. Минске у юридического лица — резидента за безналичные белорусские рубли? Необходимо ли для этого получать разрешение Национального банка Республики Беларусь?
Ответ. Согласно ст. 4 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, являются валютными операциями.
В соответствии с п. 23 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72, валютные операции между субъектом валютных операций — резидентом и субъектом валютных операций — нерезидентом с использованием белорусских рублей осуществляются:
•в безналичной форме — при проведении всех валютных операций;
•в наличной форме — при проведении всех валютных операций при условии соблюдения размера расчетов наличными денежными средствами, определяемого законодательством.
Денис САФАРЕВИЧ
О снятии наличных денег через кассы магазинов и общепита. Комментарий к постановлению Нацбанка от 18.05.2020 № 155
Организации торговли и сервиса на селе смогут выдавать деньги с 5 июня этого года. С 1 января 2022 г. услуга начнет работать по всей стране. Лимит одной операции — 5 базовых величин. Деньги можно будет снимать при двух условиях: если на карт-счете достаточно средств, а у организации хватает денег для выдачи суммы, которая может быть проведена через кассовое оборудование.
В Республике Беларусь расширяются возможности использования банковских платежных карточек, и усиливается защита интересов их держателей. Соответствующие меры предусмотрены постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 мая 2020 г. № 155 «Об изменении постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 января 2013 г. № 34» (далее — постановление № 155).
Постановлением № 155 предоставляется возможность банкам-эквайерам и организациям торговли (сервиса) включать в договор порядок и условия выдачи наличных денежных средств держателям карточек в организациях торговли (сервиса). При этом в соответствии с постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 15 мая 2020 г. № 290/11 с 5 июня 2020 г. выдача наличных денежных средств держателям карточек может осуществляться в организациях торговли и сервиса, расположенных в сельской местности, малых городских поселениях, а также вне населенных пунктов. С 1 января 2022 г. данная услуга может предоставляться на всей территории Республики Беларусь.
Нина Зельман
О новациях в распоряжении имуществом согласно Указу № 168 от 18.05.2020
Указ от 18 мая 2020 г. № 168 «О Едином реестре имущества» (далее — Указ) направлен на совершенствование учета и управления государственным имуществом, имуществом юридических лиц с участием государства и Союзного государства, механизма контроля за его использованием.
В соответствии с Указом на базе Единого реестра государственного имущества, который функционирует с 1 июля 2013 г., а владельцем является Госкомимущество, создана государственная информационная система «Единый реестр имущества».
Перечень сведений, содержащихся в Едином реестре, дополнен данными:
•об имуществе, находящемся в собственности хозяйственных обществ;
•о жилых домах, жилых помещениях государственного жилищного фонда;
•морских и речных судах;
•договорах аренды (найма) государственного имущества;
•имуществе Союзного государства в Республике Беларусь.
Правообладатели имущества — республиканские и коммунальные юридические лица, хозяйственные общества и республиканские государственно-общественные объединения — наделены правом на внесение информации в Единый реестр и ее актуализацию. При этом сам процесс максимально автоматизируется.
Организационно-методологическое руководство работами по формированию (ведению) и актуализации Единого реестра возложено на Госкомимущество.
Указ будет способствовать принятию управленческих решений по эффективному использованию государственных имущественных ресурсов.
Илья БЕРГ
Временные рекомендации по профилактике заноса инфекции COVID-19 в санаторно-курортные организации
В целях минимизации риска заноса и распространения инфекции COVID-19 в санаторно-курортные организации специалисты Министерства здравоохранения и Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения разработали следующие санитарно-противоэпидемические рекомендации:
1. Прием отдыхающих осуществлять при наличии информации (справки) об отсутствии контакта с лицом с инфекцией COVID-19 в течение последних 14 дней до даты отъезда, выданной организацией здравоохранения по месту жительства или территориальным центром гигиены и эпидемиологии.
Прием граждан, прибывших из-за рубежа, осуществлять при наличии информации (справки) об отсутствии контакта с лицом с инфекцией COVID-19 в течение последних 14 дней до даты отъезда и отрицательного результата лабораторного обследования на инфекцию COVID-19 (лабораторное исследование должно быть проведено не позднее 2 дней до прибытия).
Некоторые вопросы исполнения договора аренды
Вопрос. Может ли арендодатель требовать от арендатора дополнительного возмещения налога на добавленную стоимость (далее — НДС), если арендная ставка была ошибочно им установлена без учета налога?
Ответ. Обязанность по включению НДС в стоимость аренды лежит на арендодателе. Ошибочное невключение НДС в стоимость аренды не влияет на изменение размера арендной платы.
Как следует из определения договора аренды, имущество передается от арендатора к арендодателю за определенную плату (ст. 577 Гражданского кодекса Республики Беларусь) (далее — ГК). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются соглашением сторон. В данном случае арендная плата была установлена в твердой сумме вносимых периодических платежей, что соответствует подпункту 1 п. 2 ст. 585 ГК. Согласно ч. 2-й ст. 394 ГК изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законодательством либо в установленном законодательством порядке.
Таким образом, если арендодатель хочет изменить цену договора, ему придется вносить изменения в заключенное сторонами соглашение. Из анализа ст. 420 ГК следует, что изменение договора в данном случае возможно только по соглашению сторон.
Сергей БЕЛЯВСКИЙ,
юрист-лицензиат, медиатор, директор ООО «Экономические споры», председатель третейского экономического суда, член ОО «Белорусский республиканский союз юристов»
Марина КОБРИНЕЦ,
юрист
Справочная информация
Календарь налогоплательщика (юридического лица) на июль 2020 года
Календарь налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на июль 2020 года
Календарь сроков представления государственной статистической отчетности, разрабатываемой в органах государственной статистики, на июль 2020 года
Обновлены следующие показатели «Бизнес-справки»:
•номинальная начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь за май 2020 года
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.